Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

БАНКИ VS СТРАХОВАНИЕ: НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ?

Прежде чем анализировать актуальные конкретные проблемы страховой отрасли, целесообразно остановиться на фундаментальной первопричине возникновения многих из них, считает генеральный директор ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» Аркадий Маркович Любавин.

ГОНКА ЗА ОТЧЕТНОСТЬЮ

Аркадий Любавин
Генеральный директор ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ»

Фундаментальная причина заключается в том, что Центральный Банк, исторически занимаясь регулированием банковской деятельности, после получения функций и полномочий мегарегулятора в своих решениях как при выработке собственных нормативных документов, так и давая обратную связь на различные законопроекты, касающиеся деятельности страховой отрасли, не в полной мере учитывает ключевые объективные различия банковской и страховой деятельности.

Принципиальное различие между банками и страховыми компаниями — взаимоотношения с клиентами.

В банках при заключении и закрытии кредитных и депозитных договоров клиент взаимодействует непосредственно с офисными сотрудниками в онлайн или офлайн. В страховой отрасли и на этапе продаж через агентов, и на этапе урегулирования убытков страховщик взаимодействует с множеством посредников — контрагентов: эксперты, авторемонтные организации, медицинские учреждения, ГИБДД, МЧС и другие.

У нашей компании более 1,5 млн клиентов в 30 регионах России, договоры с более чем 2 тыс. агентов по продаже полисов и более 200 контрагентов при урегулировании убытков. С ними необходимо производить месячные взаиморасчеты, сверки дебиторской и кредиторской задолженности, а также отдельно дебиторской задолженности клиентов при рассрочках по договорам страхования.

Сбор и обработка информации от такого количества контрагентов при подготовке достоверной отчетности в короткий срок чрезвычайно сложная задача, особенно с учетом многообразия договорных условий, их возможностей по обработке данных и дисциплиной выполнения договорных обязательств. Поэтому у банков и страховщиков принципиально разные возможности организации учета всех операций с клиентами, их автоматизации и, соответственно, по срокам формирования достоверной отчетности.

По сравнению с банками у страховщиков существенно больше номенклатура и сложность продуктов.

Например, в портфеле услуг «АСКОСТРАХОВАНИЕ» 72 программы, содержащие 140 страховых рисков. Оценка страховых рисков должна постоянно актуализироваться в связи с волатильностью множества влияющих на них факторов. Они несравнимы по сложности с ключевым банковским риском невозврата выданного кредита, где заранее известен срок возникновения риска по каждому договору и сумма возможного ущерба. В страховании неизвестны срок возникновения риска с начала действия договора, его размер и число возможных страховых случаев в период действия договора. Поэтому необходимы сложные актуарные расчеты, привлечение внешних актуариев, без заключения которых в соответствии с законодательством нельзя сдавать отчетность. График подготовки отчетности должен учитывать строгую последовательность действий: сначала отчеты страховой компании, включая расчет всех видов резервов, затем — заключение ответственного актуария вместе с диалогом по спорным вопросам, затем — заключение аудитора также с диалогом, и только потом — направление документов регулятору.

Сокращение сроков предоставления годовой отчетности фактически определили форс-мажорный характер ее подготовки по итогам 2019 года, с невероятным нервным напряжением всех задействованных сотрудников, дополнительными финансовыми затратами на оплату труда и услуги внешних подрядчиков, в частности — нашей аудиторской компании «ДЕЛОЙТ».

Важно отметить и то, что ежегодно объем отчетности страховщиков перед регулятором, федеральными органами, ВСС и РСА увеличивается, достигнув запредельных размеров. В нашей компании, занимающейся non-life страхованием и обязательным ОСАГО, число форм и показателей отчетности за год составляет 35 форм и 27 607 показателей. Указание Банка России по составлению отчетности страховщиков занимает 995 страниц, а для банков — 648.


Купить эту статью


Статус подписчика

Статус подписчика обеспечит вам доступ к постоянно пополняемому архиву журнала «Современные страховые технологии», в котором содержатся тысячи статей, имеющих высокую практическую ценность для тех, чьи профессиональные интересы связаны со сферой страхования.

Чтобы оформить подписку, зарегистрируйтесь на сайте и перейдите в Личный кабинет. Если вы уже являетесь нашим подписчиком, пожалуйста, авторизуйтесь в шапке сайта!

ЖУРНАЛ № №2, АПРЕЛЬ 2020
ПОСТКРИЗИСНЫЙ ФОКУС
Аксаков Анатолий
ДОВЕРИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ
Юргенс Игорь
КИД ДЛЯ СТРАХОВЫХ ПРОДУКТОВ
Мамута Михаил
РАБОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Тамгина Татьяна
IT И РЕЖИМ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Раковщик Дмитрий
СЛЕДУЯ БУКВЕ ЗАКОНА
Крайнова Ольга
РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОИСКАХ БАЛАНСА
Чулков Сергей
КЕЙСЫ: СТРАХОВЩИКИ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ
«ПОДУШКА» ДЛЯ ТУРИЗМА
Алчеева Юлия
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЩИТ
Дубровин Виктор
СТРАХОВКА ОТ КОРОНАСПИКЕРА
Склярова Вера
КОДЕКС ДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СТРАХОВОМ...
Платонова Элла
ДРЕВНЯЯ, НО НЕ АРХАИЧНАЯ
Новиков Владимир
СТАНДАРТ СТРАХОВАНИЯ СМР: ПРОЗРАЧНОСТЬ И...
Гусар Светлана
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: БАРЬЕР ДЛЯ МОШЕННИКОВ
Летуновский Александр
НОВЫЕ ПРАВИЛА ТО: ВВЕСТИ НЕЛЬЗЯ...
Ефремов Сергей
СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ: ВОПРОСЫ СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ В ФОРС-МАЖОР
Мисюрев Александр
О ЧЕМ ГОВОРИТ РЕЙТИНГ?
Карпова Наталья
СТРАХОВАНИЕ НА УДАЛЕНКЕ
Харагезов Александр
БЕЗ КОНТАКТА
Комаров Евгений
«ОБЛОЖЕНИЕ ИЛИ СТРАХОВАНИЕ?»
Разуваев Алексей

«ЛЕГЕНДЫ РОССИЙСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

«ЛЕГЕНДЫ РОССИЙСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

Купить онлайн

АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров