Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

СТРАХОВОЕ ДЕЛО

В страховых спорах последних лет все чаще стал появляться термин «злоупотребление правом». Он вошел в российскую практику судопроизводства относительно недавно, в результате реформа гражданского законодательства 2013–2015 годов и суды только осваивают этот инструмент. «Современные страховые технологии» публикует статью Виктора Момотова, секретаря Пленума Верховного суда РФ и судьи ВС РФ, разъясняющую теорию и практику противодействия злоупотреблению правом в страховых правоотношениях.

Виктор Момотов
секретарь Пленума Верховного суда РФ и судьи ВС РФ

Злоупотребление гражданскими правами имеет долгую и непростую историю. Понимание того, что запрет такого злоупотребления необходим и полезен для гражданского оборота, пришло к обществу далеко не сразу. Более того, даже появление принципа добросовестности, который принято считать неразрывно связанным с концепцией злоупотребления правом, не привело к немедленному появлению рассматриваемого нами правового института.

В чем же состоят правовые причины появления законодательного запрета злоупотребления правом? Представляется, что основных причин две.

Первая из причин состоит в том, что без такого запрета оказывается «выхолощенным» принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав. Нормы о злоупотреблении правом устанавливают правовые последствия недобросовестного поведения участника гражданского оборота.

Вторая причина состоит в осознании обществом социальной природы права, наличия у каждого субъективного гражданского права определенной «социальной функции». Социальное назначение субъективных прав предопределяет их неразрывную связь с субъективными обязанностями, а также тот круг способов, которыми это право может быть реализовано.

Первым законодательным актом, в котором были установлены последствия злоупотребления правом, стало Германское гражданское уложение 1896 г. Кассационная практика российского Сената, традиционно выступавшая локомотивом развития российского дореволюционного права, также содержит целый ряд примеров осторожного применения данной концепции. Наиболее четко и смело о злоупотреблении правом Сенат высказался в одном из решений 1902 г.: «Никто не свободен пользоваться своим правом так, чтобы лишать другого возможности пользоваться его правом. Положить точно определенную грань между свободой пользоваться своим правом и обязанностью уважать право соседа — теоретически нельзя; грань эта в каждом спорном случае должна быть определена судом».



Эта статья доступна для подписчиков

Статус подписчика обеспечит вам доступ к постоянно пополняемому архиву журнала «Современные страховые технологии», в котором содержатся тысячи статей, имеющих высокую практическую ценность для тех, чьи профессиональные интересы связаны со сферой страхования.
Чтобы оформить подписку, зарегистрируйтесь на сайте и перейдите в Личный кабинет. Если вы уже являетесь нашим подписчиком, пожалуйста, авторизуйтесь в шапке сайта!

ЖУРНАЛ № №4, АВГУСТ 2017

ВСС ПРОЛОЖИТ РЕЛЬСЫ К ЦИФРОВОЙ...
ЗВЕНО МЕЖДУНАРОДНОГО ДОВЕРИЯ
ПРОСВЕЩЕН – ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЕН
ЗАЩИТА ПРАВА
ПОБЕДИМ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ
ВАЖЕН КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЦЕПИ
БОРЬБА НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД БОРЬБЫ С МОШЕННИЧЕСТВОМ
ОТ СОВЕЩАНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ
ПОСРЕДНИКОВ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ
СОЦИАЛЬНО ОСТРЫЙ СПОР
ЗАДАЧА — ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ
ДЕЛА О СТРАХОВАНИИ. СВЕДЕНИЯ О...
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ПЛОМБИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ...
ЛОВУШКА ДЛЯ МОШЕННИКОВ
«ЖИЗНЬ» ПОД ПРИЦЕЛОМ
АГРОСТРАХОВАНИЕ С ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
«РОСГОССТРАХ» ОБЪЯВИЛ ТОТАЛЬНУЮ ВОЙНУ МОШЕННИКАМ
«ЗАЛОГ – ОБЪЕКТ МОШЕННИЧЕСТВА»
DIGITAL ПО-РОССИЙСКИ
ДРАЙВЕР ИЗ БУДУЩЕГО
БРОКЕР И СТРАХОВЩИК – ЭФФЕКТИВНОЕ...
ПРИНЦИПЫ ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОСТУП РАЗРЕШЕН
ТРУДНОСТИ НОВОГО ПЛАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров