Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2019-2021). Часть 19

Юргенс Игорь
Автор: Юргенс Игорь, Президент Всероссийского союза страховщиков
Дата публикации: 13.09.2021

Представляем результаты проделанной работы Всероссийского союза страховщиков, Российского Союза Автостраховщиков и Национального союза страховщиков ответственности в законопроектной сфере в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва (2016-2021). Часть 19.

Завершилась работа над проектом федерального закона № 1027750-7 «О несении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями), внесенному Правительством Российской Федерации 30.09.2020 г.

Указанный законопроект был принят Государственной Думой в третьем чтении 24.11.2020 г., 08.12.2020 г. подписан Президентом РФ (Федеральный закон № 430-ФЗ) и опубликован в «Российской газете».

Законопроект существенно затрагивал интересы страховых медицинских организаций (СМО), Законопроектом предлагалось включить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) в число участников обязательного медицинского страхования и возложить на него осуществляемые в настоящее время страховыми медицинскими организациями полномочия в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями (медицинскими организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, или медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации). Предполагалось, что федеральные медицинские организации будут осуществлять свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с договорами, заключаемыми между ними и Фондом.

Также законопроектом предусматривалось уменьшение установленного частью 18 статьи 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, с одного – двух процентов до 0,5 – одного процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Предлагаемые законопроектом нормы содержали в себе существенное изменение действующих подходов к осуществлению обязательного медицинского страхования и были направлены на снижение роли страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, что, конечно, не соответствовало определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы.

В пояснительной записке к законопроекту не содержалось какой-либо оценки того, как двукратное снижение нормативного размера средств, предоставляемых страховым медицинским организациям на ведение дела, отразится на функционировании системы обязательного медицинского страхования в целом. Вместе с тем, уменьшение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об обязательном медицинском страховании и Национальной программой развития здравоохранения, неизбежно могло повлияет на их финансовую устойчивость. Это могло привести к вынужденному уходу страховых медицинских организаций, которыми был накоплен достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы обязательного медицинского страхования или существенному сокращению штата сотрудников таких организаций и расходов на страховых представителей, что, без сомнения, самым неблагоприятным образом должно было отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц.

При этом создание системы контроля качества медицинской помощи и экспертизы со стороны Фонда требовало не только значительного времени, но и финансовых затрат, которые могут быть сопоставимы с ресурсами, которые сейчас выделяются страховым медицинским организациям. Вместе с тем, как следовало из пояснительной записки, уменьшение размера средств, предоставляемых страховым медицинским организациям на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию, позволило бы высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 млрд. рублей к 2023 году, которые могли быть направлены на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования. Таким образом, было непонятно, за счет каких источников будут финансироваться новые полномочия Фонда.

Также проектировавшиеся нормы были способны породить конфликт интересов, поскольку Фонд становился участником обязательного медицинского страхования и одновременно мог осуществлять контрольные полномочия в отношении медицинских организаций. Кроме того, передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение Фонда лишало систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля.

Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы одновременно с законопроектом № 1027745-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и поименован в перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Как следовало из части 2 статьи 2 законопроекта, его положения должны были распространяться «на правоотношения, возникающие в процессе формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, базовой программы обязательного медицинского страхования, территориальных программ обязательного медицинского страхования, формирования и установления тарифов на оплату медицинской помощи на 2021 год и последующие годы».

Законопроект содержал в себе сущностные изменения системы обязательного медицинского страхования, его принятие и введение проектируемых норм в действие в такие сжатые сроки не могло быть поддержано ни страховым сообществом, профильным Комитетом ГД по финансовому рынку.

Подобные примеры, когда не обсужденные и не выверенные должным образом решения приводили к негативным последствиям не только для отрасли, но и для потребителей страховых услуг, уже имели место, например, при предоставлении и распределении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

В результате системной работы Президента ВСС-РСА-НССО, исполнительного аппарата Союзов с Комитетами Государственной Думы по охране здоровья и по финансовому рынку, Банком России, Минфином России, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, Администрацией Президента Российской Федерации над указанным законопроектом удалось существенно минимизировать издержки страховых медицинских организаций (СМО), установив диапазон их расходов на ведение дел в пределах 0,8-1,1 процента (вместо предлагавшихся законопроектом 0,5 – 1 процента) и исключить ряд предлагавшихся разработчиками норм, могущих привести к негативным последствиям не только для страховой отрасли, но и для потребителей страховых услуг.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. работы Госдумы ФС РФ VII созыва (2016-2021) осуществлялось путем участия Президента ВСС-РСА-НССО, вице-президентов ВСС-РСА-НССО, сотрудников исполнительного аппарата трех союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.


Эксперт уверен, что продажа ОСАГО в рассрочку станет полезной опцией

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 3

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

О современной модели развития страхового рынка России в новых условиях

Злобин Евгений

Кандидат исторических наук, доцент кафедры ЭДАТ ИАИ РГГУ, член-корр. РАЕН, RCDS

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 2

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 1

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Популярность ОСАГО растет вопреки кризису? Статистика подтверждает!

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

В Службе финансового уполномоченного рассказали, на что обратить внимание при страховании багажа

Крайнова Ольга

Руководитель АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного»

Расширение тарифного коридора позитивно скажется на стоимости полисов ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Полный онлайн. Эксперты обсудили перспективы удаленного урегулирования в ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Эксперты рассказали, что ждет сегмент ОСАГО в ближайшей перспективе

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Стабильность стоимости ОСАГО зависит от ширины тарифного коридора?

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Почему в Крыму ОСАГО дешевле? Стоимость полиса зависит от региональных властей

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Управление расходами (лучшие практики и автоматизация процесса)

Эльдаров Муратхан

Управляющий партнер "Партнерство профессионалов»

Доступность ОСАГО растет из года в год

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Онлайн-полис для бизнеса

Мелёхин Дмитрий

Директор департамента корпоративного бизнеса СПАО «Ингосстрах»

Финансовый уполномоченный рассказала о подходах к разрешению споров по ОСАГО в связи с невозможностью осуществить ремонт поврежденного транспортного средства

Финансовый уполномоченный

Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

Новая реальность и новое ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Онкострахование

Ванчек Штефан

Директор по продажам ООО «ППФ Страхование жизни»
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Аксаков АнатолийАксаков
Анатолий
Александрова ЕленаАлександрова
Елена
Алексеев ВикторАлексеев
Виктор
Альмендеев ОлегАльмендеев
Олег
Андриевская НатальяАндриевская
Наталья
Анохина ОльгаАнохина
Ольга
АСТ КомпанияАСТ
Компания
Бавыкина ОльгаБавыкина
Ольга
Белый ВалерийБелый
Валерий
Биждов КорнейБиждов
Корней
Бирюков ДмитрийБирюков
Дмитрий
Богомолов АлексейБогомолов
Алексей
Бондаренко АндрейБондаренко
Андрей
Борис ДрыгинБорис
Дрыгин
Ботвинко ОльгаБотвинко
Ольга
Бугаев ЮрийБугаев
Юрий
Букреев СергейБукреев
Сергей
Вавилов ЮрийВавилов
Юрий
Ванин ДмитрийВанин
Дмитрий
Ванчек ШтефанВанчек
Штефан
Васильев НиколайВасильев
Николай
Вербицкий ВиталийВербицкий
Виталий
Ветошкина ТатьянаВетошкина
Татьяна
Власов ЯнВласов
Ян
Волков АлексейВолков
Алексей
Волков ТимофейВолков
Тимофей
Волобуев АлександрВолобуев
Александр
Володин АлексейВолодин
Алексей
Воробьёва АннаВоробьёва
Анна
Гаврилова ГалинаГаврилова
Галина
Гадлиба ЮлияГадлиба
Юлия
Газизов АлександрГазизов
Александр
Гай ТатьянаГай
Татьяна
Голубкина ТатьянаГолубкина
Татьяна
Горовцов ДмитрийГоровцов
Дмитрий
Горяинов АлександрГоряинов
Александр
Гращенкова ЕленаГращенкова
Елена
Гречман МаринаГречман
Марина
Григорьянц ИгорьГригорьянц
Игорь
Гришина НинаГришина
Нина
Гурьев ЕвгенийГурьев
Евгений
Давыдов ИванДавыдов
Иван
Данилов ПавелДанилов
Павел
Дешевых ЕвгенийДешевых
Евгений
Дубровин ВикторДубровин
Виктор
Дужинский СтаниславДужинский
Станислав
Евланов АртёмЕвланов
Артём
Епифанцев НиколайЕпифанцев
Николай
Еременко ВалерийЕременко
Валерий
Ефимкина СветланаЕфимкина
Светлана
Жук ИгорьЖук
Игорь
Жулёв ЮрийЖулёв
Юрий
Журавлева МаринаЖуравлева
Марина
Завадский АлексейЗавадский
Алексей
Злобин ЕвгенийЗлобин
Евгений
Знаменский АндрейЗнаменский
Андрей
Зоркина АннаЗоркина
Анна
Зубарев ЛеонидЗубарев
Леонид
Зубец АлексейЗубец
Алексей
Казаченко АлександрКазаченко
Александр
Калинина МарияКалинина
Мария
Калякин АлексейКалякин
Алексей
Качалина ЕкатеринаКачалина
Екатерина
Кириллова НадеждаКириллова
Надежда
Киселев ИгорьКиселев
Игорь
Кисляк ВладимирКисляк
Владимир
Климов ВикторКлимов
Виктор
Ковальский ВадимКовальский
Вадим
Кожевников РусланКожевников
Руслан
Козлов ВасилийКозлов
Василий
Колесников НиколайКолесников
Николай
Колесникова ОльгаКолесникова
Ольга
Копитайко МихаилКопитайко
Михаил
Костевич СергейКостевич
Сергей
Коченков АндрейКоченков
Андрей
Крайнова ОльгаКрайнова
Ольга
Круглый ВладимирКруглый
Владимир
Кувшинов ЮрийКувшинов
Юрий
Кудряков АлександрКудряков
Александр
Кулакова ЕленаКулакова
Елена
Кулева КсенияКулева
Ксения
Кулешова АннаКулешова
Анна
Кусайко ТатьянаКусайко
Татьяна
Кучерова ЕвгенияКучерова
Евгения
Лавренченко ЮлияЛавренченко
Юлия
Лавров ВасилийЛавров
Василий
Лайков АлексейЛайков
Алексей
Ларионов АнтонЛарионов
Антон
Левцов ВениаминЛевцов
Вениамин
Лисин СергейЛисин
Сергей
Литвинова ЕкатеринаЛитвинова
Екатерина
Лопатина ЕленаЛопатина
Елена
Лукьянова ИринаЛукьянова
Ирина
Мальковская МарияМальковская
Мария
Мартьянов АндрейМартьянов
Андрей
Мелёхин ДмитрийМелёхин
Дмитрий
Мигунова НинаМигунова
Нина
Миллерман АлександрМиллерман
Александр
Митягин ПетрМитягин
Петр
Мишель А. ХалафМишель
А.
Халаф
Момотов ВикторМомотов
Виктор
Моржаретто ИгорьМоржаретто
Игорь
Мормулевская ЛидияМормулевская
Лидия
Морозов АлександрМорозов
Александр
Морозов ДмитрийМорозов
Дмитрий
Мусин Денис Мусин
Денис
Мякина ЗинаидаМякина
Зинаида
Мясникова ЕленаМясникова
Елена
Недогода СергейНедогода
Сергей
Ненашева НатальяНенашева
Наталья
Нестерова ЕкатеринаНестерова
Екатерина
Никитина ТатьянаНикитина
Татьяна
Овчаренко СергейОвчаренко
Сергей
Оганезов ДавидОганезов
Давид
Озеров ПавелОзеров
Павел
Ознобин ОлегОзнобин
Олег
Окромчед­<br>лишвили ТамараОкромчед­
лишвили
Тамара
ОСАГО: общественная экспертизаОСАГО:
общественная
экспертиза
Останин МаксимОстанин
Максим
Параничев ДмитрийПараничев
Дмитрий
Перепелица СветланаПерепелица
Светлана
Петров МихаилПетров
Михаил
Печников СергейПечников
Сергей
Питтс МаркПиттс
Марк
Платонова ЭллаПлатонова
Элла
Покидов АлександрПокидов
Александр
Попков ЕвгенийПопков
Евгений
Попов АлексейПопов
Алексей
Попов ДмитрийПопов
Дмитрий
Протасов АнатолийПротасов
Анатолий
Пучкова ТатьянаПучкова
Татьяна
Пылов КонстантинПылов
Константин
Разуваев АлексейРазуваев
Алексей
Раковщик ДмитрийРаковщик
Дмитрий
Редько АнтонРедько
Антон
Резниченко АндрейРезниченко
Андрей
Робулец ТатьянаРобулец
Татьяна
Романовский СергейРомановский
Сергей
Ромащук МаринаРомащук
Марина
Савельев АлексейСавельев
Алексей
Свашенко СергейСвашенко
Сергей
Свинцова КираСвинцова
Кира
Скороходова ВалерияСкороходова
Валерия
Скуратова ОльгаСкуратова
Ольга
Смирнов СергейСмирнов
Сергей
Смолянинова ЛюдмилаСмолянинова
Людмила
Солдатова АллаСолдатова
Алла
Соломатин ИльяСоломатин
Илья
Солопова ЕленаСолопова
Елена
Сорокин КириллСорокин
Кирилл
Сухоруков ДенисСухоруков
Денис
Тарнавский АлександрТарнавский
Александр
Тарсиа НатальяТарсиа
Наталья
Тарханов АнтонТарханов
Антон
Тен НигинаТен
Нигина
Тимофеев ВладиславТимофеев
Владислав
Тихоненко РоманТихоненко
Роман
Тупицын ИгорьТупицын
Игорь
Турбина КапитолинаТурбина
Капитолина
Тутинас АлександрТутинас
Александр
Урлин СергейУрлин
Сергей
Уфимцев ЕвгенийУфимцев
Евгений
Феоктистова ЕленаФеоктистова
Елена
Финансовый уполномоченныйФинансовый
уполномоченный
Хандриков ИльяХандриков
Илья
Худяков СергейХудяков
Сергей
Цветков ДмитрийЦветков
Дмитрий
Цебула ПавелЦебула
Павел
Центр социального проектирования «Платформа»Центр
социального
проектирования
«Платформа»
Цикало АлександрЦикало
Александр
Чернин МаксимЧернин
Максим
Чуб АлексейЧуб
Алексей
Швецов СергейШвецов
Сергей
Шевцов ОлегШевцов
Олег
Шелехов ПетрШелехов
Петр
Шеховцова СветланаШеховцова
Светлана
Шрейдер ВикторШрейдер
Виктор
Шупляков АлексейШупляков
Алексей
Шуппо ОльгаШуппо
Ольга
Щеглов и ПартнерыЩеглов
и
Партнеры
Щербакова Наталья ВикторовнаЩербакова
Наталья
Викторовна
Щербухин ДмитрийЩербухин
Дмитрий
Эльдаров МуратханЭльдаров
Муратхан
Юргенс ИгорьЮргенс
Игорь
Яковлева ДарьяЯковлева
Дарья
Якунина КатеринаЯкунина
Катерина
Янин АлексейЯнин
Алексей
Янышева ВераЯнышева
Вера
Ярцева ИринаЯрцева
Ирина


НАШИ КАНАЛЫ




Реклама партёров

ПОДПИСКА

Новости страхового рынка
Интересно и актуально