Доступность финансовых услуг для маломобильных групп и повышение финансовой грамотности в Воронежской области

15.03.2018

Одним из приоритетных направлений Стратегия финансовой доступности Банка России на период 2018–2020 годов (СФД) является повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с ограниченными физическими возможностями, пожилых людей, маломобильных граждан).

1. Ведется ли регионом работа по изучению и учету особых потребностей упомянутых выше групп населения? Стимулируются ли разработки специальных финансовых продуктов и услуг для них? Каким образом? Насколько поставщики финансовых услуг в регионе адаптировали свои отделения или каналы распространения финансовых услуг к обслуживанию клиентов с особыми потребностями? Применяются ли механизмы и способы дистанционного предоставления финансовых услуг? Применяются ли меры, обеспечивающие развитие цифровых финансовых продуктов и услуг, а также использование цифровых каналов для обслуживания маломобильных категорий населения?

Департамент экономического развития Воронежской области:

Банк России разработал проект Стратегии повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов. При подготовке документа были учтены замечания и предложения, высказанные в ходе встреч и дискуссий с представителями участников российского финансового рынка, их объединений и общественных организаций, а также международный опыт и рекомендации экспертов.

Цели и приоритетные направления Стратегии основаны на анализе современного состояния финансовой доступности в России. Ряд нерешенных проблем в этой области связан с особенностями страны, включая ее географические и демографические характеристики, экономические условия, а также относительно молодой возраст российского финансового рынка.

Одна из основных целей Стратегии – повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для потребителей на отдаленных, малонаселенных и сельских территориях; для групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с ограниченными физическими возможностями, пожилых людей, граждан с низким уровнем дохода); для субъектов малого и среднего бизнеса. Вторая, более общая цель Стратегии – повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам для населения, имеющего доступ к интернету.

Для достижения поставленных целей особое внимание в Стратегии уделяется роли цифровых продуктов и услуг, цифровым каналам и инфраструктуре информационно-коммуникационных технологий, взаимодействию финансовых институтов с операторами связи и финансовыми агентами, изучению возможностей использования каналов доставки финансовых услуг на основе спутникового телевидения и других альтернативных технологий. При этом в документе отдельно оговаривается необходимость защиты потребителя от потенциальных рисков, которые несет использование новых финансовых технологий, и указывается, что одним из препятствий в обеспечении финансовой доступности является ментальный барьер, обусловленный недостатком опыта взаимодействия отдельных групп граждан с финансовым сектором.

Также среди ключевых факторов обеспечения финансовой доступности в России разработчики Стратегии называют устранение нормативно-правовых барьеров, анализ законодательных инициатив, которые могут существенно повлиять на уровень доступности тех или иных финансовых услуг, а также совершенствование нормативной базы.

На сегодняшний день ПАО Сбербанк имеет самую широкую банковскую сеть на территории Воронежской области: 347 филиалов, в том числе 5 офисов по обслуживанию юридических лиц. Кроме того, на территории Воронежской области действуют 5 мобильных офисов, которые обеспечивают банковскими услугами жителей 45 населенных пунктов в 15 районах, которые, достаточно удалены от райцентров. Раньше для получения банковских услуг, жители этих населенных пунктов вынуждены были тратить время на поездку до райцентра или ближайшего села, где есть филиалы, теперь же банк сам приезжает к клиентам. Большой плюс мобильных офисов в том, что они предлагают населению практически полный перечень услуг, сопоставимый со стационарным филиалом малого формата, при этом обслуживание клиентов проводится на месте.

Возможность осуществления банковских операций реализована в любом подразделении Сбербанка, расположенном на территории Центрально-Черноземного банка, независимо от места открытия и ведения лицевого счета, в том числе с помощью услуг «Сбербанк ОнЛайн» и «Мобильный банк».

Также в рамках реализации Стратегии ПАО Сбербанк на территории региона реализует следующие мероприятия.

Большинство банкоматов оснащено азбукой Брайля. Подавляющее большинство филиалов Сбербанка оборудовано перилами и пандусами. В тех офисах, где их еще нет, планируется ремонт и строительство пандусов.

Среди пилотных проектов – следующие.

1) В 2018 году в нескольких внутренних структурных подразделениях (ВСП) планируется запуск услуги по видеоудаленному сурдопереводу, которая позволит клиентам с нарушением слуха/речи получать консультации, оформлять различные услуги или решать проблемы при помощи услуг сурдоперевода. Данная услуга будет предоставляться при помощи банковских планшетов.

2) в 2018 году планируется реализация пилотного проекта по обслуживанию клиентов с травмами/инвалидностью вне Банка.

3) Одним из примеров является использование при обучении сотрудников технологичных симуляторов различных форм инвалидности, таких как костюм GERT. Это тренажер эмпатии, который помогает Банку адаптировать свои сервисы для людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Костюм GERT временно, но практически полностью лишает зрения и слуха и ограничивает свободу движения. Весит он около 20 кг и уже сам по себе доставляет неудобства тому, кто его примеряет.

В нашем регионе в Сбербанке костюм GERT был в мае 2017 года. Костюм испытали в филиальной сети банка, поскольку именно там чаще всего бывают клиенты, в том числе и с ограниченными возможностями. В Воронеже это удалось сделать многим специалистам. Так, например, его примерили ребята из команды клиентского опыта банка, менеджеры по продажам и консультанты по банковским продуктам нескольких дополнительных офисов, а в двух ВСП на эксперимент решились сами руководители. Затем «тренажер эмпатии» совершил большое путешествие по различным организациям города. Были протестированы Дом молодежи, Воронежская городская клиническая поликлиника № 4, Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр. Это был уникальный опыт, который дал возможность понять, как вести себя с этой категорией клиентов.

4) Интересным опытом Сбербанка также можно назвать применение сотрудниками VR-очков. Используя технологии виртуальной реальности, Сбербанк впервые в России создал обучающие инструменты, представляющие собой многопрофильную технологию, искусственный мир, который создается с помощью технических устройств с воздействием на основные органы чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и другие.

На текущий момент в Сбербанке разработаны две VR-симуляции: «Пожилой человек» и «Клиент с инвалидностью». Буквально за несколько минут обучаемый может встать на место клиента и прочувствовать то, что видит и ощущает клиент при взаимодействии с Банком и с окружающим миром. VR – это симулятор ощущений, которые испытывает пожилой человек или инвалид, который заходит в офисы для получения какой-либо услуги. С помощью VR-опытов можно в реалии почувствовать дезориентацию в пространстве и медлительность, присущую старикам, посещающим банк и малопонимающим в его сервисах. Хотелось бы отдельно отметить такой проект Сбербанка, как «Особенный банк». Это открытая платформа для обмена информацией и взаимодействия с людьми с инвалидностью и экспертами в области доступной среды. Миссия проекта – дать каждому человеку, вне зависимости от его особенных потребностей, возможность жить полной жизнью благодаря сервисам и продуктам Сбербанка. Одним из весомых результатов в рамках данного проекта является разработанная сервисная памятка для клиентов с инвалидностью, находящаяся в работе у сотрудников офисов банка.

 

2. Недостаточная охваченность финансовыми услугами населения также связана и с низким уровнем финансовой грамотности, что влияет на желание и возможность граждан пользоваться финансовыми услугами. Какие меры принимаются регионом по улучшению ситуации в данном направлении? Проводятся ли мероприятия по повышению финансовой грамотности населения? Какие?

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

В общеобразовательных организациях, расположенных на территории Воронежской области, реализуется Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» в рамках Государственного праздника «День финансиста».

В ходе реализации совместного проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с 2016 года проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи (далее – Неделя). Молодежь активно принимает участие в уроках, лекциях, творческих конкурсах, викторинах, финансовых играх, экскурсиях по основным темам Недели.

Ежегодно проводится Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников.

Школы активно участвуют в проекте «Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу», организатором которого является Центральный банк Российской Федерации. Воронежская область занимает лидирующие позиции в Центральном федеральном округе и 9 позицию по Российской Федерации среди 84 регионов-участников данного проекта.

Также на территории Воронежской области реализуется проект «Школа будущего банкира» по обучению школьников финансовой грамотности. В «Школе» эксперты организуют уроки, мастер-классы, экскурсии в финансовые организации, игротеки для детей и взрослых, праздничные мероприятия. 

В общеобразовательных организациях проводятся открытые уроки по финансовой грамотности с участием сотрудников Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу. Тематика занятий для учащихся 7–11 классов охватывает такие вопросы, как личное финансовое планирование, банковские вклады и кредиты, страхование, расчетно-кассовые операции, инвестиции, наличное денежное обращение, признаки финансового мошенничества. Для младших школьников уроки организуются в игровой форме.



ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ
СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
Приморский край
Студенты Дальневосточного федерального университета проводят уроки страховой грамотности для школьников

Белгородская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Белгородской области

Орловская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Орловской области

Ростовская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Ростовской области

Республика Калмыкия
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Республике Калмыкия

Сахалинская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Сахалинской области

Воронежская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Воронежской области

Волгоградская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Волгоградской области

Астраханская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Астраханской области

Алтайский край
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Алтайском крае



НАШИ КАНАЛЫ





Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров

ПОДПИСКА

Новости страхового рынка
Интересно и актуально