Денис Шамгунов о доступности финансовых услуг для маломобильных групп населения и финансовой грамотности в Кемеровской области

20.03.2018

Одним из приоритетных направлений Стратегия финансовой доступности Банка России на период 2018–2020 годов (СФД) является повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с ограниченными физическими возможностями, пожилых людей, маломобильных граждан). На вопросы журнала ССТ ответил заместитель губернатора Кемеровской области по экономическому развитию Денис Амирович Шамгунов.

1. Ведется ли регионом работа по изучению и учету особых потребностей упомянутых выше групп населения? Стимулируются ли разработки специальных финансовых продуктов и услуг для них? Каким образом? Насколько поставщики финансовых услуг в регионе адаптировали свои отделения или каналы распространения финансовых услуг к обслуживанию клиентов с особыми потребностями? Применяются ли механизмы и способы дистанционного предоставления финансовых услуг? Применяются ли меры, обеспечивающие развитие цифровых финансовых продуктов и услуг, а также использование цифровых каналов для обслуживания маломобильных категорий населения?

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» Администрацией Кемеровской области организован мониторинг доступности финансовых услуг для маломобильных групп населения в Кемеровской области. За время изучения данного сегмента рынка услуг, компании финансового и страхового сектора проводят обширную деятельность в данном направлении.

Для повышения качества и доступности предоставления финансовых услуг гражданам с ограниченными возможностями и другим маломобильным группам населения, все финансовые учреждения Кемеровской области, находящиеся на первых этажах зданий имеют беспрепятственный допуск или оснащены специальными поручнями, подъездами и пандусами. Так же большинство организаций оформлены информационными знаками и табличками, оборудованы кнопкой вызова сотрудника и системой «Электронная очередь» с визуализацией на мониторах. Помимо этого у большинства компаний существуют сайты с версией для слабовидящих.

Во многих банках внедрена концепция дистанционного обслуживания, благодаря которой клиент, в том числе и маломобильные группы населения, могут получить полный спектр банковских услуг, не посещая офис организации. Например:

- Кемеровским отделением №8615 Сбербанка России 26 мая 2017 года был открыт новый офис по адресу пр. Ленина,70. В данном офисе сделано все для удобного и комфортного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья. На входе в филиал вывеска «Режим работы» выполнена с использованием шрифта Брайля. Внутри отделения использована специальная тактильная плитка на входной зоне, которая поможет ориентироваться в пространстве людям с ограничением по зрению. Для клиентов с ограничением по слуху организованно рабочее место с сотрудником, владеющим сурдопереводом. Это рабочее место также оснащено индукционными петлями, которые будут усиливать звуки слухового аппарата.

 - В ООО «АльфаСтрахование-ОМС» филиал «Сибирь» в г. Кемерово для лиц с ограниченными возможностями работает курьерская доставка полиса, заявку можно оформить по телефону 8 800 555 10 01 или на сайте компании www.alfastrahoms.ru. Для удобства застрахованных лиц так же создано мобильное приложение «АльфаСтрахование-ОМС» (доступно AppStore и GooglePlay), где одним касанием кнопки «Вызов» в главном меню приложения можно позвонить в страховую компанию для получения информации.

- АО «БСТ-Банк» осуществляет приём на работу инвалидов. Для обеспечения доступности услуг предоставляемых банком, сотрудники банка оказывают необходимые услуги по месту жительства инвалида, а так же оказывают консультирование в дистанционном режиме.

- АО «Углеметбанк» для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями  установил банкоматы, оборудованные рельефноточечным шрифтом – с азбукой Брайля.

 

2. Недостаточная охваченность финансовыми услугами населения также связана и с низким уровнем финансовой грамотности, что влияет на желание и возможность граждан пользоваться финансовыми услугами. Какие меры принимаются регионом по улучшению ситуации в данном направлении? Проводятся ли мероприятия по повышению финансовой грамотности населения? Какие?

Работу по повышению финансовой грамотности населения Кемеровской области Администрация области начала в 2004 году с проведения в Кемеровском сельскохозяйственном институте первой межвузовской олимпиады по страхованию.

В 2008 году  разработана Концепция Программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области.

В 2010 году  утверждена Программа  повышения  финансовой грамотности в области финансового рынка и инвестиций (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области №104-р от 05.02.2010).

В 2015 году Программа дополнена рядом мероприятий (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области № 39-р от 29.01.2015).

Программа – это комплекс мероприятий направленных на информационно-консультационную поддержку потребителей финансовых услуг.

В рамках данной Программы реализуются основные направления:

- создание постоянно действующей системы просвещения населения по вопросам функционирования финансовых рынков и использования финансовых инструментов и механизмов;

- создание системы постоянного информирования и консультирования граждан;

- борьба с противоправными действиями на рынке финансовых услуг.

Ежегодно, согласно плану мероприятий Программы проводится следующая работа:

- с 2011 года реализуется информационно-просветительский проект «Финансовый экспресс». Идея проекта - охват «от мала до велика». Проведен в  9 территориях Кузбасса:  Анжеро-Судженск, Междуреченск, Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Киселевск, Таштагольский район, Прокопьевск, Юрга;

- издается и распространяется бесплатно газета «Финансовый консультант»        (с 2010 года вышло 42 номера газеты);

- ведется информационно-разъяснительная работа по вопросам страхования, банковского сектора, пенсионной и налоговой грамотности в СМИ, в МФЦ городов и районов;

- в образовательных организациях проводятся олимпиады, открытые уроки, лекции, практические занятия, игры, викторины по актуальным вопросам развития финансового рынка;

- проводится работа по выявлению и предотвращению мошеннических действий со средствами населения и др.

Кроме этого,  в рамках «Программы  повышения  финансовой грамотности в области финансового рынка и инвестиций» ежегодно реализуются мероприятия:

1. Активизация   работы  по выявлению и предотвращению мошеннических действий на финансовом рынке и проведение разъяснительной работы  среди  граждан пожилого  возраста, инвалидов  и  работников социальной  службы.

Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области организована и проводится профилактическая работа с пенсионерами и сотрудниками подведомственных учреждений по предупреждению мошенничества, связанного с денежными кредитами, вложениями личных денежных сбережений под нереально высокие проценты, участием в мероприятиях по схеме «Финансовая пирамида», а также с использованием материнского капитала.

В 2017 году проведены следующие мероприятия по профилактике мошенничества в отношении пенсионеров и работников учреждений социальной защиты:

- организованы встречи с трудовыми коллективами работников системы социальной защиты, проведены инструктажи, как в целях личной безопасности сотрудников и их семей, так и для планирования дальнейших профилактических мероприятий в работе с населением, по таким темам, как, «Мошенничество под видом благотворительности», «Основы финансовой грамотности граждан», «Залог финансовой безопасности-осторожность», «Законные направления материнского капитала» и проч. (всего за 2017 год - 785 таких мероприятий с охватом 7216 сотрудников);

- организована разъяснительная работа среди посетителей органов и учреждений социальной защиты населения, со всеми пожилыми гражданами и инвалидами, состоящими на социальном обслуживании на дому, проведены разъяснительные беседы «Как не стать жертвой аферистов» (проведено 690 групповых мероприятий, 109822 индивидуальных беседы, из них совместно с представителями других организаций и ведомств (Совет ветеранов, полиция)-1051, в том числе 4161 мероприятия в ходе работы выездной бригады «Мобильной социальной службы»;  итого всеми мероприятиями охвачено 79276 пенсионеров);

-в зданиях учреждений социальной защиты оформлены 144 информационных стенда, плаката, листовок на тему «Осторожно, мошенники!», информация постоянно обновляется;

- в общественных местах были распространены листовки, памятки, буклеты соответствующего содержания, например, «Доверяй, но проверяй!», «Не верьте тем,  кто обещает чудеса за деньги!», «У меня зазвонил телефон…», «Бесплатный сыр – в мышеловке!», «На всякий случай!» и прочее  (департаментом разработана универсальная памятка для граждан (по разным схемам мошенничества и алгоритмом действий, в 2016 году департаментом было изготовлено 40 тысяч экземпляров, которые переданы во все территориальные органы социальной защиты; за 2016 год распространено 23 200 таких памяток, за 2017г.- еще 16584 шт. Кроме того, в территориях распространено 41486 других памяток, листовок и буклетов, предоставленных правоохранительными органами, органами местного самоуправления и изготовленными учреждениями самостоятельно);

- размещена информация в областных и местных СМИ (в печатных изданиях, на ТВ, в сетке радиовещания), содержащая просьбу быть бдительными, не доверять сомнительным финансовым предложениям, объективно оценивать свои возможности перед оформлением любого кредита и проч. (за 2017г.-128 статей в местных СМИ, 171 телесюжет на областном и местных каналах и 32 радиопередачи);

- в жилье граждан, обслуживаемых на дому размещены памятки с необходимыми контактными телефонами (полиции, органов социальной защиты), схемы-инструктажи «Вопросы посторонним гостям»;

- в 19 учреждениях (в отделениях дневного пребывания, социальной реабилитации и клубах по интересам) в программу «Школы безопасности» включены мероприятия по финансовой и другой безопасности (за 2017 год  проведено 583 занятия, охвачено 7376 пенсионеров, в том числе, в 3 учреждениях (ЦСО гг.Л-Кузнецкого, Полысаево и Кемеровского района) навыками практической самообороны обучено 347 чел.).

Случаев совершения или попыток совершения мошеннических действий в отношении граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании в учреждениях в 2017 году не выявлено.

2. Реализация мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста.

26 октября 2017 года для повышения финансовой грамотности населения городе Юрге проведен информационно-просветительский проект «Финансовый экспресс», в котором особое место было уделено встрече с жителями района старшего поколения.  Их в Юрге было проведено две: в Доме Ветеранов и в Совете Ветеранов. Темами беседы с ними стали вопросы: «Как безопасно сохранить свой капитал»; «Финансовая грамотность или как защитить себя от мошенников»,  «Основные схемы обмана граждан и советы как уберечься от мошенников».

При содействии Администрации Кемеровской области в течение 2017 года Сотрудниками Отделения Кемерово Сибирского ГУ Банка России были проведены лекции для пенсионеров Совета Ветеранов  Кемеровской области по следующим темам:

- 25.04.2017  «Платежная карта «Мир»: история возникновения, сервисы, сроки перевода на карты национальной платежной системы» и «Риски, возникающие при проведении операций по размещению населением денежных средств во вклады и при получении кредитов (займов)»  (присутствовало 30 человек);

- 18.10.2017 2017  «Платежная карта «Мир»: история возникновения, сервисы, сроки перевода на карты национальной платежной системы» (присутствовало 28 человек).

Кемеровское отделение №8615 Сбербанка России на территории Кемеровской области на ежемесячной основе проводит обучающие факультеты финансовой грамотности для людей старшего возраста. Группы формируются при содействии Кемеровского совета ветеранов, Центров социальной защиты населения дневного пребывания (Ленинский, Центральный районы, Кедровка), Обществом глухих. Тематика обучения: пользование картой Maestro социальная, особенный акцент делается на обеспечение безопасности денежных средств на карте, мобильный банк, автоплатежи, депозитные вклады (включая сберегательные сертификаты), кредитные карты, кредиты, обезличенные металлические счета, монеты из драгоценных металлов. За 2017 год на Факультетах финансовой грамотности обучено 5296 человек.

Банк УРАЛСИБ провел на территории Кемеровской области 10 семинаров по финансовой грамотности для старшего поколения. Партнерами «Дней финансовой безопасности от Банка Уралсиб» выступали Советы ветеранов муниципальных образований в городах Кемерово, Новокузнецк, Юрга, Осинники, Киселевск, Прокопьевск, Белово, Междуреченск. В мероприятиях приняли участие более 350 человек. В ходе семинаров слушателям в доступной форме доводилась информация о НСПК «Мир», электронных сервисах, отличительных признаках подлинности купюр, различных финансовых инструментах для формирования сбережений, вручались призы и подарки.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы будет продолжена работа по актуализации «Программы  повышения  финансовой грамотности в области финансового рынка и инвестиций».



ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ
СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
Приморский край
Студенты Дальневосточного федерального университета проводят уроки страховой грамотности для школьников

Белгородская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Белгородской области

Орловская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Орловской области

Ростовская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Ростовской области

Республика Калмыкия
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Республике Калмыкия

Сахалинская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Сахалинской области

Воронежская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Воронежской области

Волгоградская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Волгоградской области

Астраханская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Астраханской области

Алтайский край
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Алтайском крае



НАШИ КАНАЛЫ





Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров

ПОДПИСКА

Новости страхового рынка
Интересно и актуально