Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

О доступности финансовых услуг для маломобильных групп населения и финансовой грамотности в Красноярском крае

20.03.2018

Одним из приоритетных направлений Стратегия финансовой доступности Банка России на период 2018–2020 годов (СФД) является повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с ограниченными физическими возможностями, пожилых людей, маломобильных граждан).

1. Ведется ли регионом работа по изучению и учету особых потребностей упомянутых выше групп населения? Стимулируются ли разработки специальных финансовых продуктов и услуг для них? Каким образом? Насколько поставщики финансовых услуг в регионе адаптировали свои отделения или каналы распространения финансовых услуг к обслуживанию клиентов с особыми потребностями? Применяются ли механизмы и способы дистанционного предоставления финансовых услуг? Применяются ли меры, обеспечивающие развитие цифровых финансовых продуктов и услуг, а также использование цифровых каналов для обслуживания маломобильных категорий населения?

 

Сергей Журавлёв, управляющий Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации:

Банк России уделяет особое внимание повышению доступности финансовых продуктов и услуг. Финансовая доступность как неотъемлемая часть развитого финансового рынка внесена в перечень стратегических целей регулятора.

В начале прошлого года Банк России создал специальную рабочую группу, которая подготовила «дорожную карту» по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан.

В конце 2017 года в Красноярском крае мы провели мониторинг её реализации. Кредитные организации предоставили промежуточные результаты и свои планы с учетом выполнения всех рекомендаций Банка России.

В ближайших планах кредитных организаций предполагается оснащение банкоматов функцией вывода отображаемой на экране информации в аудиоформате для слабовидящих людей, а также оборудованием, обеспечивающим вывод информации через наушники пользователя с возможностью повторного ее прослушивания. Запланирован аудит безопасного и удобного расположения банкоматов для людей с ограниченными возможностями.

Сегодня в банкоматах уже есть тактильные метки на клавиатуре, позволяющие лицам с нарушением зрения ориентироваться при вводе информации. Для безопасной и конфиденциальной работы с банкоматами установлены специальные экраны, ограничивающие доступ третьих лиц к информации на мониторе.

Одной из кредитных организаций региона предусмотрена разработка версии официального сайта для тех, у кого нарушены зрение и слух, с учетом установленных международных стандартов. За этим следует адаптация мобильного приложения.

Также кредитная организация обеспечила использование системы IVR, позволяющей в автоматическом режиме взаимодействовать с клиентом при создании и генерировании ПИН-кода для людей с нарушением зрения, для людей же с нарушением слуха данную операцию возможно провести в режиме работы с банкоматом без звукового сопровождения.

Подобная система уже используется при обслуживании клиентов в кассах и местах приема наличных денежных средств еще в одной кредитной организации. Она позволяет кассиру по запросу клиента указать остаток электронных денежных средств на счете, сумму зачисления по поручению клиента на его электронный кошелек.

В планах изменения офисов банков: появятся контрастные маркировки, тактильные наземные указатели, звуковая информация в залах обслуживания клиентов, специальные панели для получения талонов электронной очереди, звуковые пульты у входа.

Еще одной важной рекомендацией Банка России было повышение квалификации работников приемам общения с людьми с инвалидностью, а также правилам оказания помощи маломобильным людям и правилам работы с сопровождающими таких клиентов людьми. В программы обучения кассовых и контролирующих работников банки включили изучение законодательства в части использования инвалидами по зрению факсимильного воспроизведения собственноручной подписи при осуществлении кассовых операций.

Многие рекомендации участникам рынка еще только предстоит решить. Банк России не ограничился только рекомендациями. В феврале этого года на своём сайте регулятор опубликовал проект стратегии повышения финансовой доступности в России до 2020 года. Одной из задач, которую предстоит решить, является достаточный охват финансовыми услугами людей с ограниченными физическими возможностями, пожилых людей. Офисы и каналы распространения финансовых услуг должны быть адаптированы к обслуживанию клиентов с особыми потребностями. После рассмотрения предложений общественности и утверждения окончательной версии стратегии работа в этом направлении усилится.

 

Руслан Иванович Щербатюк, заместитель министра финансов Красноярского края:

Для обеспечения доступности граждан к информационным технологиям, в том числе возможности получения услуг финансовых организаций дистанционно, в Красноярском крае в 3 краевых и 51 муниципальном учреждении социального обслуживания работают  55 компьютерных классов. Компьютерной техникой оборудовано 330 мест, в том числе 27 специализированных мест для инвалидов по зрению.

В состав компьютерного класса входят: рабочие станции пользователей и администратора, многофункциональное устройство, комплект проекционного оборудования, компьютерные столы, кресла для операторов, рабочая станция для слабовидящих в комплекте с тактильным дисплеем Брайля, устройством для чтения плоскопечатных текстов, брайлевским принтером, программное обеспечение для слабовидящих. Компьютерными классами пользуются различные категории граждан, в том числе инвалиды и граждане пожилого возраста.

Таким образом, жители края имеют возможность пользоваться ресурсами сети Интернет, электронной почтой, получать государственные услуги на сайте «Государственных услуг» и осуществлять финансовые платежи.

Чтобы помочь гражданам научиться пользоваться современными информационными технологиями, на базе краевых государственных учреждений проводится обучение основам компьютерной грамотности. За 2017 год бесплатными услугами по обучению компьютерной грамотности воспользовались более трех тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов.

Также Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России в регионе реализуется «дорожная карта» по повышению доступности услуг фи¬нансовых организаций для людей с инвалид¬ностью, пожилых и маломобильных граждан, сформированная Банком России.

 

2. Недостаточная охваченность финансовыми услугами населения также связана и с низким уровнем финансовой грамотности, что влияет на желание и возможность граждан пользоваться финансовыми услугами. Какие меры принимаются регионом по улучшению ситуации в данном направлении? Проводятся ли мероприятия по повышению финансовой грамотности населения? Какие?

Руслан Иванович Щербатюк, заместитель министра финансов Красноярского края:

Мероприятия в Красноярском крае, направленные на повышение уровня финансовой грамотности, проводятся на протяжении последних нескольких лет. Их организуют территориальные органы федеральных органов власти, органы исполнительной власти края, финансовые и кредитные организации, образовательные учреждения.

В 2018 году в целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы в Красноярском крае утвержден соответствующий план мероприятий. Его цель – формирование у жителей края разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты своих интересов как потребителей финансовых услуг. Сводный план объединил все мероприятия по финансовому просвещению, которые реализуются в регионе. Координировать мероприятия будет специально созданная межведомственная рабочая группа, которую возглавил и.о. заместителя председателя Правительства края - министра финансов края Владимир Викторович Бахарь.

В сводном плане пять основных направлений работы: создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности, реализация образовательных программ и информирование населения, совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг, а также мониторинг и оценка уровня финансовых знаний у граждан. Каждая задача предусматривает исполнение нескольких конкретных мероприятий, которые рассчитаны на разную аудиторию: школьников, студентов, педагогов, пенсионеров. В течение года будут организованы лекции, семинары, уроки, а также образовательные программы и другие проекты по повышению уровня финансовой грамотности.

Так, для педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности, предусмотрено повышение квалификации. В краевых учреждениях общего и среднего образования основы финансовой грамотности войдут в образовательные программы, в том числе в формате тематических олимпиад, викторин и конкурсов, открытых и онлайн-уроков. Также совместно с Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России уроки финансовой грамотности будут проводиться в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи, «Дня финансовой грамотности в учебных заведениях», V Всероссийской недели сбережений. Просветительская программа также запланирована в рамках проведения Дня Открытых дверей Банка России.

Сибирский федеральный университет реализует для студентов и школьников краткосрочные образовательные программы в рамках конференций и Дня открытых дверей.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся обучающие семинары по основам предпринима¬тельской деятельности.

В течение года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю проводит для граждан «горячие линии» и консультирование в рамках «Общественной приемной».

В целях повышения уровня финансовой грамотности граждан ежегодно в 50 учреждениях социального обслуживания граждан совместно с организациями – партнерами: ПАО «Сбербанк России» и Пенсионный фонд Российской Федерации, проводятся обучающие семинары, мастер-классы в рамках проектов «Клуб новых возможностей» и «Школа молодого пенсионера»,  обучение пользованию банковскими картами и устройствами самообслуживания, осуществлению денежных операций через систему «Сбербанк Online».

Кроме того, в целях профилактики мошеннических действий в отношении граждан пожилого возраста – получателей социальных услуг, обслуживаемых на дому, в Красноярском крае созданы «школы безопасности», в рамках которых проводится обучение способам предотвращения противоправных действий, доводится информация о финансовых рисках и защите своих прав, разработаны и розданы памятки «Осторожно, мошенники!», «Защити себя от манипуляций» и другие.

В целях сохранения социальной и интеллектуальной активности людей пожилого возраста, создания условий для их адаптации в современном обществе в 2012 году в крае открыт народный университет «Активное долголетие». В 2016 – 2017 учебном году в народном университете «Активное долголетие» и его 31 филиале, действующих в 20 муниципальных образованиях края, 3,4 тыс. граждан пожилого возраста прошли обучение, в том числе компьютерной грамотности. В народном университете Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России реализует образовательный курс «Прививаем финансовую культуру».

Полный перечень мероприятий доступен на официальном сайте министерства финансов края в разделе «Повышение финансовой грамотности населения в Красноярском крае» http://minfin.krskstate.ru/fingram



ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ
СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
Белгородская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Белгородской области

Орловская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Орловской области

Ростовская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Ростовской области

Республика Калмыкия
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Республике Калмыкия

Сахалинская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Сахалинской области

Воронежская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Воронежской области

Волгоградская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Волгоградской области

Астраханская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Астраханской области

Алтайский край
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Алтайском крае

Орловская область
Александр Новиков об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Орловской области

АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров