Варианты развития рынка ДМС в России

Борис Трифонов, андеррайтер по ДМС, управление ДМС, ОАО «СГ МСК» Вступивший в силу Федеральный закон №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» поставил много вопросов по поводу путей дальнейшего развития рынка ДМС. В статье описаны варианты перестройки системы ДМС в связи с новыми возможностями, которые Закон открыл перед потребителями.

Борис Трифонов, андеррайтер по ДМС, управление ДМС, ОАО «СГ МСК»

Вступивший в силу Федеральный закон №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» поставил много вопросов по поводу путей дальнейшего развития рынка ДМС. В статье описаны варианты перестройки системы ДМС в связи с новыми возможностями, которые Закон открыл перед потребителями.

ДМС нужен всегда

За последнее десятилетие российский рынок ДМС рос довольно бурно. По официальным данным ФССН, в 2005 году доля сборов страховых премий по ДМС составила 13% относительно всех сборов по добровольным видам, а в 2010 году эта доля выросла до 19%. Сейчас большая часть крупных компаний уже является потребителем ДМС, и финансовый кризис ярко продемонстрировал значимость этого вида страхования для клиентов: они хотя и уменьши-ли расходы на страховую медицину, но не отказались от нее. Важное отличие рынка ДМС от других видов страхования состоит в том, что он выполняет так называемые социальные функции. Можно выделить две такие функции для российской системы здравоохранения: снижение теневого финансирования и повышение эффективности системы в целом. По оценкам экспертов, размер теневых платежей составляет 30-35% от всего рынка платных услуг в медицине1. Основная причина платежей в «черную» кассу – ускорение и увеличение качества медицинского обслуживания. По определению, система ДМС предлагает своим клиентам качественную медицинскую защиту с высоким уровнем сервиса. Соответственно, развитие ДМС снижает объем теневого рынка, поскольку исключается необходимость платежей непосредственно врачу. Вторая из так называемых социальных функций состоит в разработке и внедрении стандартов медицинской помощи населению, в повышении уровня медицинского обслу-живания, во введении новых подходов на рынке медицинских услуг.

Следующий этап – интенсивный

Несмотря на усилия страховых компаний по продвижению полисов ДМС рынок платных медицинских услуг непосредственно в ЛПУ продолжает расти более высокими темпами. Рост налоговых отчислений в свете реформы ОМС увеличивает недовольство работодателей дублированием расходов на охрану здоровья персонала в системах ОМС и ДМС. Для многих страховщиков этот вид является убыточным, а сильная зависимость рынка ДМС от политики медицинских учреждений (рост прейскуранта, навязывание лишних услуг) только подливают масла в огонь. Кроме того, большая доля договоров относится к депозитной схеме взаимодействия, которая не соответствует принципам страхования. В этом случае страховщикам приходится проявлять особую виртуозность в оформлении договоров для проверяющих органов. Таким образом, количество накопившихся проблем на рынке ДМС дают право страховщикам ожидать изменений в ближайшем будущем. Можно с уверенностью сказать, что российский рынок ДМС44 прошел стадию экстенсивного развития, следующий этап – интенсивный. Последнее подразумевает развитие новых страховых продуктов и повышение конкуренции на рынке медицинских услуг.

Направления развития

ОМС+ДМС

Самое обсуждаемое на сегодняшний день направление состоит в продвижении договоров «ДМС+ОМС». Такой продукт предполагает оказание заранее оговоренного между страховщиком и клиентом объема медицинских услуг в рамках системы ОМС, остальные услуги – по ДМС. Здесь необходимо четко понимать, что клиенты ожидают от ДМС не столько широкого медицинского покрытия, сколько квалифицированного медперсонала и высокого уровня предоставляемого сервиса (отделка помещения ЛПУ, его территориальное расположение, очередь на запись и т.д.). Однако маловероятно, что клиенты ради снижения стоимости медицинского страхования будут готовы согласиться на значительное увеличение доли услуг, оказываемых по системе ОМС. Ведь в этом случае клиент будет ощущать контраст районных и частных (или ведомственных) ЛПУ. Без потери статуса системы ДМС как медицинского обслужи-вания с высоким уровнем сервиса в рамках продукта «ДМС+ОМС» возможно «перенаправление» на систему ОМС лишь небольшого набора медицинских услуг, оказание которых будет удобно для клиентов близлежащих ЛПУ.

Возможна другая альтернатива договоров «ДМС+ОМС», где ДМС выступает действительно как расширение к ОМС: по линии ДМС оказываются только малодоступные в рамках государственной системы здравоохранения медицинские услуги. Последнее включает в себя лечение с применением высокотехнологичного оборудования, трансплантацию органов, лечение тяжелых заболеваний и т.д. В этом случае стоимость полисов ДМС будет невысокой, что позволит клиентам значительно сократить расходы на персонал.

В целом, страховой продукт «ДМС+ОМС» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К недостаткам можно отнести очевидное снижение ценности ДМС для персонала: подавляющее количество медицинских услуг клиенты будут получать в системе ОМС. Тем не менее, несмотря на существенное отличие от традиционного широкого медицинского покрытия, наличие такого полиса ДМС будет способствовать увеличению лояльности персонала. Кроме того, про-дукт «ДМС+ОМС» будет содействовать развитию государственной системы здравоохранения.

ДМС+ЛПУ

Другое направление развития рынка ДМС состоит в разработке совместных страховых продуктов, когда риск распределяется между ЛПУ и страховщиком. Например, ЛПУ обязуется покрывать расходы пациентов при стационарной помощи до 7 дней, а все свыше покрывается страховщиком. На сегодняшний день подобной практики взаимодействия почти не существует. Такой подход позволяет страховщикам решить проблему навязывания лишних услуг застрахованным, т.к. ЛПУ не будет заинтересовано в «раскрутке» пациентов. Для ЛПУ такая схема также выгодна: она позволяет получить дополнительную прибыль при условии сбалансированного регулирования здоровья пациентов. Совместные продукты открывают новые горизонты не только для корпоративных клиентов, но и для рынка физических лиц. В настоящий момент лишь немногие страховщики предлагают физическим лицам коробочные продукты с расчетом «по факту», когда весь риск несет страховщик. Большинство же страховых компаний готовы продавать физическим лицам только про-граммы с расчетом «по прикреплению», когда риск несет только ЛПУ. Соответственно, во-первых, гораздо больше ЛПУ будет готово работать при совместной схеме взаимодействия, чем в случае «прикрепления», и, во-вторых, при разделении рисков между ЛПУ и страховщиком возможна разработка комплексных программ (поликлиника+стоматология+стационар), а не усеченных программ страхования.

ДМС+ разрешенные ЛПУ

Третье направление заключается в развитии новой схемы взаимодействия между участниками рынка ДМС, которая применима для корпоративных клиентов. В сложившейся практике в программу страхования может входить как одно ЛПУ, так и их фиксированныйнабор (сеть). В обоих случаях застрахованный может обратиться за медицинской помощью по полису ДМС только в ЛПУ из «разрешенного» списка. Обращения в другие ЛПУ страховой компанией не покрываются. В рамках новой модели взаимодействия застрахованным разрешается обращаться в ЛПУ вне «разрешенного» списка, при этом часть расходов покрывается страховщиком. Таким образом, застрахованные имеют выбор: обращаться в ЛПУ из «разрешенного» списка бесплатно, или в другие ЛПУ с условием частичной оплаты услуг.

Основной особенностью новой схемы взаимодействия являет-ся одна программа страхования (один набор «разрешенных» ЛПУ) на весь коллектив клиента, которая компенсируется возможностью обращаться в ЛПУ вне «разрешенного» списка. Можно выделить следующие преимущества:

для корпоративных клиентов:

• уменьшение стоимости контракта по ДМС;

• отсутствие ограничений в выборе ЛПУ;

• для страховщиков: • снижение асимметрии информации2;

• направление застрахованных к выгодным провайдерам;

для ЛПУ:

• увеличение конкуренции;

• увеличение клиентского потока.

Монополисы

Еще одно возможное направление развития рынка ДМС состоит в продвижении идеи так называемых монополисов. В рамках такого полиса происходит лечение по конкретному заболеванию в специализированных учреждениях.Например, потребитель приобретает страховку по таким заболеваниям, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т.д. Такой вид ДМС интересен в первую очередь лицам, у которых уже установлено заболевание. Основное преимущество монополисов состоит в том, что они нацелены на снижение риска обострения имеющегося заболевания и развития его осложнений. Кроме того, стоимость такой программы ДМС в совокупности гораздо ниже, чем в случае прямого обращения в медицинское учреждение. Для ЛПУ и страховщиков такой продукт означает расширение клиентской базы, усиление позиций на рынке.

Потенциал ДМС

Все рассмотренные варианты развития рынка ДМС направлены на изменение отношений между страховщиками и ЛПУ в сторону более тесного взаимодействия. Большое значение для развития рынка ДМС имеют законодательные изменения в системе здравоохранения. Реформа ОМС 2011-2013 гг, направленная на либерализацию медицинского сектора и увеличение его финансирования, не решит существующие проблемы в системе ОМС3. Таким образом, государственная система здравоохранения в ближайшем будущем не позволит покрыть все потребности в медицинском страховании, и в этом отношении система ДМС имеет большой потенциал для развития.

 



ЖУРНАЛ №3, ИЮНЬ 2011
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров