Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

БОЛЬШЕ ЗАЩИТЫ, МЕНЬШЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ГРАЖДАН

Юрий Воронин
Главный финансовый уполномоченный

До принятия закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» финансовый омбудсмен в России работал на общественных началах, а его решения не были обязательны для исполнения субъектами рынка. Сейчас игнорировать решения данного института участники рынка не смогут. Как именно изменится взаимодействие финансовой организации с ее потребителем в новых условиях, рассказал в своем интервью Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

Современные страховые технологии: Зачем создан институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг? Есть ли в мире аналоги такого института?

Юрий Воронин: Не секрет, что одновременно с расширением спектра финансовых услуг, которые предоставляются гражданам, растет и количество жалоб на кредитные и некредитные финансовые организации. Договориться напрямую с обидчиком бывает сложно, дорога в суд слишком долгая, трудозатратная и дорогая. Выход из этой ситуации подсказал мировой опыт. В зарубежных странах, где существуют аналоги института финансового омбудсмена, разного рода материальные споры отдают именно им. Иными словами, речь идет о досудебном урегулировании претензий потребителей финансовых услуг. Первое существенное отличие от действующей судебной системы заключается в том, что процедура урегулирования претензии бесплатна для потребителя. Второе значимое отличие — в достаточно коротком сроке рассмотрения жалобы. То есть потребителю не придется месяцами обивать пороги судов для получения решения. И, наконец, в случае института финансового уполномоченного речь идет о квалифицированных профильных юристах, экспертах и о специализированной процедуре рассмотрения дела, отличающейся от судов общей юрисдикции, где судья рассматривает совершенно разнопрофильные дела.

ССТ: Почему из всех сегментов финансового рынка для старта были выбраны имущественные правоотношения граждан и страховых компаний?

Ю. В.: По данным Банка России, в адрес регулятора поступает значительное число жалоб на финансовые услуги. Среди них страховая категория обращений остается одной из самых массовых.

Статистика свидетельствует, что дополнительная система защиты прав потребителей в их спорах со страховыми компаниями, каковой и является институт финансового омбудсмена, станет весьма востребованной.

Важный момент: обратиться к уполномоченному потребитель сможет в течение трех лет с того дня, когда он узнал о нарушении своих прав страховой компанией (или должен был узнать об этом). Правда, по закону, сначала потребитель обязан попробовать самостоятельно решить проблему. А именно, подать официальное заявление (в бумажном или электронном виде) в компанию, с которой у него имеются разногласия. После получения отказа или в случае, когда компания вообще проигнорируют заявление, можно смело обращаться к финансовому уполномоченному.

ССТ: Что граждане получат в результате внедрения нового механизма досудебного урегулирования споров?

Ю. В.: В зарубежных странах широко распространена практика урегулирования жалоб в отношении финансовых организаций в досудебном порядке. Нашим гражданам только предстоит привыкнуть и ощутить преимущества такой формы защиты своих прав.

Задача нового закона и нового института — не заменить судебную систему, а снизить число споров, в том числе судебных. Поскольку деятельность уполномоченного будет публична, и любой желающий сможет отследить количество жалоб к той или иной компании, у финансовых организаций появится дополнительный стимул самостоятельно решать вопросы с клиентами. Одновременно с этим омбудсмен призван способствовать прямому диалогу потребителя и финансовой компании в случае появления разногласий между ними — урегулирование спора без вынесения решения является одной из задач уполномоченного в соответствии с законом.

До принятия закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в нашей стране уже был финансовый омбудсмен, но он работал на общественных началах, а его решения не были обязательны для исполнения субъектами рынка. Сейчас ситуация изменилась, и игнорировать решения данного института участники рынка не смогут.

ССТ: Какова технология урегулирования споров граждан и страховых компаний?

Ю. В.: Первое, что нужно знать всем потребителям — физическим лицам, это то, что их обращения будут рассматриваться бесплатно. А вот третьим лицам, которым потребитель переуступит право требования, при обращении к омбудсмену придется за рассмотрение дела заплатить.

Официально обратившись в компанию, с которой возник спор, и получив не удовлетворяющий его ответ, потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному. А тот уже самостоятельно уведомляет о таком обращении финансовую организацию и дает ей еще одну возможность полюбовно разрешить возникшие противоречия.


Купить эту статью


Статус подписчика

Статус подписчика обеспечит вам доступ к постоянно пополняемому архиву журнала «Современные страховые технологии», в котором содержатся тысячи статей, имеющих высокую практическую ценность для тех, чьи профессиональные интересы связаны со сферой страхования.

Чтобы оформить подписку, зарегистрируйтесь на сайте и перейдите в Личный кабинет. Если вы уже являетесь нашим подписчиком, пожалуйста, авторизуйтесь в шапке сайта!

ЖУРНАЛ № №2, АПРЕЛЬ 2019
ПЛАТИТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
Габуния Филипп
ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вотякова Ульяна
УПОЛНОМОЧЕН ЗАЩИТИТЬ
Крайнова Ольга
ДИАЛОГ — ГАРАНТИЯ УСПЕХА
Чуб Алексей
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ
Черников Михаил
ЦЕНА ОСАГО: СНИЖЕНИЕ ВМЕСТО РОСТА
Уфимцев Евгений
МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ, А ТАКЖЕ...
С МЕСТА НЕ СОЙТИ
Айгинин Данияр
ПОЛ МЫТЬ ВЕТОШЬЮ!
Блудян Марина
ПОЛИС ХОРОШЕГО ТОНА
Галушин Николай
ДОПУСК В ПРОФЕССИЮ
Попов Александр
БАНКРОТ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Алчеева Юлия
МАЛЕНЬКИЙ РЫНОК С БОЛЬШИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Дегтярев Сергей
ПРАВО НА СТРАХОВКУ
Воронина Мария
НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ
Ефремов Сергей
ОСТОРОЖНО — ПОСРЕДНИК!
Косьмин Иван
НАКОПИТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ — ЗАЛОГ...
Перелыгин Сергей
СТРАТЕГИЯ — ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Руденко Дмитрий
РОССИЙСКИЙ РЫНОК РИСКОВОГО СТРАХОВАНИЯ: БЕТОННАЯ...
СТРАХОВАНИЕ ОТ ПЕРЕРЫВА
Корчагина Мария
ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ ПЕРЕРЫВА В ПРОИЗВОДСТВЕ
Кислов Сергей
ОНЛАЙН НЕОБРАТИМ
Мальковская Мария
INSURTECH: АКТУАЛЬНО И СВОЕВРЕМЕННО!
Салыкин Денис
ЮРИДИЧЕСКОЕ LEGO
Чаленков Дмитрий
ОНЛАЙН МАРКЕТПЛЕЙС
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров