ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАСШИРЯЕТ ПОЛЕ ДЛЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

Бурный всплеск развития онлайн-сервиса в страховании — процесс важный, но требующий внимания и аккуратного подхода, способного предотвратить такой же бурный рост мошенничества. Так считает Виктор Алексеев, заместитель генерального директора АО «МАКС».

ССТ: Как цифровизация страховой отрасли отразилась на активности мошенников? Используют ли они онлайн-технологии в своих схемах?

Виктор Алексеев
Заместитель генерального директора АО «МАКС»

Виктор Алексеев: Мошенники активны всегда и всегда же используют любую возможность заработать дополнительно, особенно если вероятность наказания за действия минимальна. Поэтому с запуском Е-ОСАГО, как и предполагали страховщики, активизировались дополнительные схемы мошенничества. Основная направленность таких действий — снижение страховой премии посредством умышленного искажения информации о транспортном средстве, либо по параметрам, влияющим на размер страховой премии — КБМ, коэффициент территории, такси и т. д.

Кроме того, возможность оформить полис онлайн активизировала мошенников, заранее планирующих наступление страхового события. Например, нам пришлось срочно вводить запрет на оформление трех и более полисов одним и тем же лицом на страхование от несчастных случаев и страхование недорогих строений, так как одна за другой начали возникать ситуации с заявлением событий, связанных с серьезными травмами по полисам со страховой суммой до 1 млн руб. Но в итоге выяснялось, что человек приобрел 13 таких полисов, и по каждому из них страховщик обязан возместить ущерб. То же самое начало происходить со строениями, которые сгорали с завидным постоянством, при этом на руках у владельца было несколько полисов из числа так называемых «коробочных продуктов», которые легко можно оформить и оплатить на сайте страховщика.

ССТ: Стало ли больше мошеннических схем после внедрения онлайн-технологий в страховании? В каких видах они используются наиболее активно?

В. А.: Да, цифровые технологии дали толчок включению в мошенничество страховых посредников, которые, используя цифровую неграмотность значительной части автовладельцев, предлагают оформление полиса с использованием технологии Е-ОСАГО.

На сайте страховщика выкладывается информация о транспортном средстве с крайне низкой страховой премией, а владельцу машины выдают полис с реальными данными. В результате от владельца Mercedes недобросовестный посредник получает страховую премию в размере 10 тыс. руб., страховщику же перечисляет 1 тыс. руб. за мотоцикл. Такие случаи достаточно распространены и вскрываются на этапах заявления убытков, либо при обращении гражданина о заключении дополнительных соглашений к имеющемуся полису.

ССТ: Можете привести статистику по мошенничеству СК «МАКС» с использованием онлайн-технологий?

В. А.: Большинство страховщиков создали специальные подразделения, которые проводят объективную оценку информации по электронным полисам.

Проверяется подлинность представленных копий документов, а при вскрытии несоответствий производится расторжение таких договоров без возврата страховых премий.

Закон позволяет это делать. В 2020 году наша компания расторгла более 2 тыс. договоров по данным основаниям. Ни одной жалобы не поступило.

Это ровно означает, что страхователь согласился с тем, что он представил неверную информацию. При общении с коллегами из других страховых компаний мы получаем информацию о примерно такой же статистике.

ССТ: Насколько продуктивно страховщики взаимодействуют с правоохранительными органами для борьбы с мошенниками? Используются ли при этом цифровые технологии?

В. А.: Заявления в правоохранительные органы направляются по всем вскрытым фактам обмана страхователей со стороны страховых посредников. Не могу сказать об успешности таких заявлений — опыт возбуждения уголовных дел пока не наработан. Но ведь несколько лет назад не было опыта взаимодействия страховщиков с правоохранительными органами и по пресечению деятельности мошеннических

групп, специализирующихся на фальсификации ДТП. Сейчас же можно с уверенностью сказать, что «процесс пошел»: уголовные дела возбуждают постоянно. Значит, наработаем опыт и по новым видам дел.

ССТ: Каков прогноз — увеличится ли масштаб мошенничества с развитием онлайн-технологий?

В. А.: Прогноз пессимистичный для страховщиков.

В ближайшей перспективе планируется внедрить удаленное урегулирование страховых событий. Вот здесь поле для фальсификации резко расширится. Мы не против внедрения цифровых технологий и понимаем, что это элемент повышения качества работы со страхователем. Но готовимся к всплеску, как минимум, попыток использования мошенниками и их представителями нового поля для «отъема денег» у страховщиков. Наглядный пример — в письме участника ДТП в наш адрес. «Страховая компания не обеднеет» — написала дама — второй участник ДТП, срывая наклейки такси со своего автомобиля.



ЖУРНАЛ №1, ФЕВРАЛЬ 2021
НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ
Габуния Филипп
ЦИФРОВОЕ СТРАХОВАНИЕ — НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Чебесков Иван
ЗА ПОЛИСОМ ОСАГО – НА ФИНУСЛУГИ
Алутин Игорь
ЦИФРОВИЗАЦИЯ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Уфимцев Евгений
ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТУР
Тамгина Татьяна
БУДНИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 
Литовченко Дмитрий
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ОСТАЛИСЬ ДОМА
Басаргин Виктор
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
Гусар Светлана
ЗАЩИТА ДЛЯ ПАССАЖИРА
Сарицкий Сергей
АГРОСТРАХОВАНИЕ: ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО
Биждов Корней
ОНЛАЙН: СЕРВИС ДЛЯ КЛИЕНТА
Гогленков Александр
УСПЕХ – В ИЗМЕНЕНИИ ПАРАДИГМЫ
Щекланов Евгений
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: НОВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО 
Ефимова Ольга
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ПЕРЕСТРАХОВАНИИ
Кузнецов Николай
КИБЕРРИСКИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Чичкан Игорь
СТРАТЕГИЯ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z
Сорокина Ольга
ЦИФРОВИЗАЦИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВ МОШЕННИКОВ
Ефремов Сергей
ПОМОГ ЛИ СУДАМ ФИНОМБУДСМЕН? 
Романовский Сергей
ЦИФРОВОЙ ИНДЕКС ЗАСТРАХОВАННОГО
Дубровин Виктор
ДОРОГА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ
Васюкова Людмила
ДИАЛОГ С КЛИЕНТОМ ОНЛАЙН
Люкин Игорь
ВСЕ – ДЛЯ СЧАСТЬЯ КЛИЕНТА 
Крайник Александр
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров