Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

ОБОСТРЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Что сейчас происходит на рынке страховых услуг — и особенно на проблемном рынке ОСАГО — в части защиты прав потребителей? На этот вопрос мы попросили ответить тех, кто занимается этим серьезно, добросовестно и профессионально — представителей российских союзов и объединений по защите прав потребителей.

Современные страховые технологии: Каковы основные тенденции защиты прав потребителей страховых услуг на рынке?

Петр Шелищ: Самым существенным, что сейчас происходит, считаю интенсивное сокращение списка действующих страховых компаний в последние 2–3 года. Полагаю, энергичное удаление Банком России недостаточно надежных страховщиков и укрупнение страхового рынка идет на пользу потребителям, поскольку снижает их риски, в том числе связанные с недобросовестной конкуренцией.

Что касается установок самих потребителей, то, к сожалению, сохраняется крайне низкий уровень понимания важности для них инициативного страхования рисков. Добровольное страхование явно не находится в фокусе внимания подавляющего большинства населения России. То, что это большинство его «не видит», плохо не только для страховой отрасли, состояния экономики и перспектив устойчивого развития страны, но и для благополучия конкретных людей. В этом — главная проблема потребителей, решение которой требует не только их просвещения и эффективной пропаганды пользы страхования. Требуется также реальное повышение уровня этой пользы и сокращение вреда, причиняемого при навязывании услуг добровольного страхования, в которых потребитель не заинтересован: банками при заключении кредитного договора, страховщиками при покупке полиса ОСАГО и т. д. Вреда от введения потребителей в заблуждение недобросовестной рекламой, сокрытия наиболее важной для него информации, неоправданного усложнения терминологии и изложения, создания трудностей в получении возмещения при наступлении страхового случая и пр.

У нас в России несправедливо низка доля страхового возмещения в общей сумме собираемых страховщиками платежей страхователей — в среднем, не более половины, тогда как в странах Евросоюза, насколько я знаю, эта доля не менее 90 %. Последнее особенно важно в ситуации снижения жизненного уровня основной части населения, когда люди все менее готовы относить добровольное страхование к услугам первой необходимости.

Я не специалист по мировой истории страхового дела, но думаю, что и в других развитых странах на начальных этапах страхового рынка была похожая ситуация, однако конкуренция и государственный надзор заставили страховщиков следовать общим стандартам добросовестных практик — корпоративным или установленным для них государством, минимизирующим возможности обмана или злоупотребления доверием потребителей.

ССТ: Изменится ли ситуация с соблюдением прав потребителей в связи с принятием поправок к закону об ОСАГО?

П. Ш.: Эффект для страхователей или выгодополучателей от перехода на возмещение в натуральной форме зависит от готовности официального сервисного рынка в полной мере обеспечить спрос на его услуги, связанный с ОСАГО. У меня на этот счет большие сомнения, поскольку, насколько я знаю, примерно 80 % таких услуг сейчас оказывают так называемые «гаражные» сервисы. К тому же это не в интересах умельцев, готовых самостоятельно устранить причиненные ДТП дефекты своего автомобиля. Не знаю также, насколько готовы страховщики к тому, что резко вырастет число обращаемых к ним претензий в связи с ненадлежащими оценками дефектов и стоимости ремонта, его сроками и качеством. Ведь это потребует от них создания новых подразделений, заказов большего числа экспертиз и иных расходов, которые тоже лягут на плечи страхователей, снижая среднюю долю возмещений в их расходах на ОСАГО.



Эта статья доступна для подписчиков

Статус подписчика обеспечит вам доступ к постоянно пополняемому архиву журнала «Современные страховые технологии», в котором содержатся тысячи статей, имеющих высокую практическую ценность для тех, чьи профессиональные интересы связаны со сферой страхования.

Чтобы оформить подписку, зарегистрируйтесь на сайте и перейдите в Личный кабинет. Если вы уже являетесь нашим подписчиком, пожалуйста, авторизуйтесь в шапке сайта!

ЖУРНАЛ № №2, АПРЕЛЬ 2017
СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТУ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ...
Мамута Михаил
ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ
Момотов Виктор
ОТРАСЛЕВОЙ БАЗИС
Данилов Максим
НА СТОРОНЕ ДОБРА
Зарецкий Александр
РЕФОРМА ОСАГО: ОТ НАЛОГА К...
Юргенс Игорь
СПЕЦПРОЕКТ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Шуртаков Алексей
КАК СЭКОНОМИТЬ НА ДМС?
Зозуля Екатерина
ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР
Меркулов Олег
ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР
Катаргин Сергей
МАЛО ПРОСТО ЛЕЧИТЬ НАСМОРК
Певнева Светлана
ПОМОЩЬ БЕЗ ГРАНИЦ
Сгибнев Александр
В ПОИСКАХ РЕЦЕПТА
Беркова Мария
ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ
Дружинина Наталья
РЕФОРМА АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Зубриський Сергей
РЫНОК «УСТАКАНИТСЯ»
Айгинин Данияр
НАТУРАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ПО ОСАГО: ТЕХНИЧЕСКАЯ...
НОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ХАОС В...
Музалева Галина
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТРАХОВЩИКОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Галушин Николай
ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ
Богачев Андрей
СЧИТАТЬ РИСКИ – МОДНО
Верещагин Виктор
ИННОВАЦИОННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ПО БЕЗОПАСНОСТИ...
Дюмин Алексей
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров