ОХРАННАЯ ГРАМОТА ДЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 

Рассуждая о развитии страхования культурных ценностей, нужно постараться лучше понять предмет. Разобраться в ценности культурного наследия нам помогал Лев Исаакович Лифшиц, доктор искусствоведения, член Экспертного совета Росохранкультуры и многих других экспертных советов и рабочих групп.

ССТ: Как понять, что культурная ценность действительно представляет ценность?

Лев Лифшиц
Доктор искусствоведения, член президиума научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры РФ

Лев Лифшиц: Категория культурной ценности обладает значительной мерой объективности. Мы знаем, что ацтеки, американские индейцы, расставались с золотом легко и ценили его мало. Европейцы, наоборот, золото ценили очень высоко. Подобные вещи в истории происходят сколь угодно часто. Тем не менее, золото объективно обладает ценностью как редкий металл со множеством уникальных и полезных физических качеств, а также привлекательных декоративных свойств.

Что такое культурные ценности? Для многих это Пушкин, Чайковский, Толстой и так далее. В действительности, культура — это традиция в любых своих проявлениях, начиная с привычки чистить зубы и умываться утром.

Все значительно усложняется, когда мы имеем дело с иной или чужой культурой: иную мы можем воспринимать более или менее нейтрально, а к чужой относимся весьма враждебно, агрессивно, пренебрежительно. Но в глазах самих носителей конкретной культурной традиции она никогда не теряет своей ценности. Чем выше развитие цивилизации, тем чаще мы наблюдаем признание людьми ценности соседних культур, даже отдаленных, тем более — древних. Какие-то «побрякушки», сделанные в Африке или Азии, в какой-то момент приобретают для нас ценность, в результате чего обладают и реальной ценой, то есть ценность на рынке находит денежный эквивалент.

В целом же, люди сегодня все более склонны воспринимать разные культуры как всеобщее благо.

ССТ: В таком случае, что мы понимаем, когда говорим о памятниках культуры?

Л. Л.: Памятники культуры можно разделить на движимые и недвижимые. В свою очередь, движимые можно разделить на музейные и не музейные. Одни ценности находятся на хранении в крупнейших музеях, другие — в небольших, в том числе в частных музеях. У нас отношение к небольшим музеям со стороны общества и государства, тем более к недвижимым памятникам — домам, храмам, монументам — часто остается сугубо формальным, а зачастую — пренебрежительным. Прискорбно и унизительно для всех нас видеть находящиеся в неприглядном виде дома с висящей на них, нередко также шаткой и грязной, доской, где написано «Объект культуры. Охраняется государством».

ССТ: Для государства культура должна иметь какую-то ценность?

Л. Л.: По сути, для чиновников это должен быть императив. Мы как сообщество приняли решение: у нас выявляют памятники культуры, формируют их списки, с ними работают специально обученные профессиональные эксперты, способные определить, с какой ценностной структурой памятник соотносится, как его сохранять и охранять.

Памятник, даже самый простенький, уже не только свидетель и носитель традиции, а полноценный и всегда уникальный исторический источник — как фотопластинка, на которую постоянно, как свет, действует время, или как кольцевые круги на дереве. Объект, внесенный в официальный государственный список и поставленный на учет, имеет паспорт и статус «предмет охраны». В документах по возможности четко описываются все элементы, которые точно должны сохраняться в изначальной аутентичной материальной структуре: дверной косяк, подоконник или клочки старых обоев, засвеченное пятно на стене, где когда-то висел чей-то портрет и др.

Чтобы сохранить памятники, государство создает, часто, увы, формально, уполномоченные органы. Они могут присутствовать в качестве структурных подразделений в региональных и муниципальных управлениях культуры или выделены другим образом.



ЖУРНАЛ №6, ДЕКАБРЬ 2020
СТРАХОВОЙ РЫНОК: ОЖИДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 
Аксаков Анатолий
БЕСЦЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ФОНДЫ 
Чечель Наталия
СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ УНИКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 
Гусар Светлана
КАК ЗАСТРАХОВАТЬ ИСТОРИЮ
Баталов Андрей
БЕСЦЕННЫЕ СОКРОВИЩА 
Мудринич Мирко
ЖИТЬ, КАК ЛЮДИ!
Бондаренко Виктор
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗОПАСНОСТИ
Грымов Юрий
МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФИНАНСОВАЯ...
Козлов Иван
СЕРЬЕЗНЫЕ ИГРЫ
Платонова Элла
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СТРАХОВАНИЯ
Галагуза Николай
СЕМЬ СЛОВ 
Каганов Вениамин
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ВРАГ АВТОЮРИСТОВ
Галась Игорь
ОПЫТ КУБАНИ: МНЕНИЕ СТРАХОВЩИКОВ 
Алексеев Виктор
КОГДА АВТОЮРИСТ СТАНЕТ НЕ НУЖЕН
Ефремов Сергей
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НЕ УСТАЕТ И НЕ ИДЕТ НА КОМПРОМИССЫ
Базникин Олег
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД КОМПАНИИ
Уласевич Ольга
ПРЕДВИДЕТЬ И УПРАВЛЯТЬ 
Щеглов Александр
СТРАХОВЫЕ АГЕНТЫ — ЛИЦО РЫНКА 
Платонова Элла
МОЖЕТ ЛИ СТРАХОВОЙ АГЕНТ БЫТЬ СТАНДАРТНЫМ?
Гезердава Вера
АГЕНТАМ — ЛУЧШУЮ ПОДДЕРЖКУ
Антонов Константин
СТРАХОВОЙ АГЕНТ: МЕЖДУ КОМПАНИЕЙ И КЛИЕНТОМ
Косьмин Иван
АРТИСТЫ ГОВОРЯТ СПАСИБО 
Касьянова Елена
МЕЖДУ ЖЕЛАНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Нисифорова Ирина
«К ИСТОКАМ СТРАХОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Разуваев Алексей
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров