СТРАХОВАНИЕ-2020: ДОСТОЙНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Российские страховщики доказали свою состоятельность и устойчивость в период острой фазы пандемии, а сейчас демонстрируют высокий потенциал и клиентоориентированность, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его мнению, сегодня социальная роль страхования как инструмента обеспечения стабильности, развития экономики и поддержки благосостояния граждан становится все более важной.

Современные страховые технологии: В конце мая состоялось Общее собрание Всероссийского союза страховщиков.

Как страховое сообщество и Вы лично оцениваете состояние отрасли после выхода из острой фазы пандемии?

Игорь Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков

Игорь Юргенс: 2020 год российские страховщики прошли более чем достойно.

Несмотря на все тревожные ожидания и проседание во втором квартале, в окончательном итоге рост взносов составил 4 %, объем премий превысил 1,5 трлн руб.

Российские страховщики доказали свою состоятельность, устойчивость, готовность реагировать на самые серьезные вызовы. Главным драйвером роста в минувшем году, как и в последние несколько лет, стало страхование жизни.

Динамично росли виды, связанные с кредитованием. А сильнее всего пострадали от пандемии, как и следовало ожидать, направления страхования, напрямую связанные с предпринимательской активностью.

ССТ: Получали ли страховщики достаточную поддержку со стороны регулятора?

И. Ю.: В том, что страховщики прошли сложный период с хорошими показателями, в значительной степени есть и заслуга регулятора. В целом текущую политику регулирования можно признать адекватной — в том числе и собственно «антипандемийные» меры. Хотя бремя надзора подчас может тормозить развитие рынка, и ВСС со своей стороны прилагает все возможные усилия к наибольшей гармонизации отношений бизнеса и государства.

Спасибо Банку России за быструю реакцию!

 


  • Реформа ОМС. Мы прилагаем все усилия, чтобы в новой конструкции страховщик остался реальным гарантом прав граждан на получение качественной медицинской помощи.
  • Либерализация тарифов ОСАГО. Положительный эффект от перехода к более глубокой персонификации тарифов в середине 2020 года уже виден. Теперь нужно двигаться дальше, благо законодатели и Минфин РФ поддерживают дальнейшую либерализацию ОСАГО.
  • Система гарантирования на рынке страхования жизни. Страховое сообщество в целом положительно оценило законопроект Банка России. Однако продолжается дискуссия с Банком России по вектору развития инвестиционных продуктов в этом сегменте.

 

ССТ: Ожидаете ли Вы дальнейшего роста в 2021 году?

И. Ю.: Мы ожидаем более равномерного и не менее поступательного развития рынка, хотя нельзя не замечать и барьеры на этом пути. С 1 июля должны вступить в силу новые требования Банка России по обеспечению финансовой устойчивости.

Нам удалось договориться с регулятором для некрупных компаний об отсрочке на полгода, но в эту же дату вступят в силу новые нормы МСФО, и тут затруднения при исполнении требований к платежеспособности могут затронуть даже крупные компании. Поэтому мы рассчитываем добиться двухгодичной отсрочки по требованиям к платежеспособности.

ССТ: С какими еще нормативными изменениями приходится сейчас бороться страховщикам?

И. Ю.: Мы постоянно сталкиваемся с попытками подспудного огосударствления страхового сектора, искусственного изменения наработанных бизнес-процессов.

ВСС стремится в этих условиях отстаивать интересы страховщиков.

ССТ: Пандемия стимулировала цифровизацию страховых слуг. Как Вы оцениваете прогресс в этой области?

И. Ю.: 2020 год доказал, что страховой рынок — один из самых передовых в России по уровню цифровизации. Система АИС ОСАГО 2.0, запущенная в эксплуатацию прошлым летом, вывела на новый уровень работу с клиентами при заключении договоров. На ее базе будут разработаны аналогичные системы для других видов страхования.

Следующий шаг — дать страховщикам удобный сервис для онлайн-урегулирования убытков. В Госдуме уже находится законопроект об электронном урегулировании убытков в ОСАГО.

ССТ: Как Вы оцениваете социальную роль страхования в нашей стране?

И. Ю.: Чем выше качество работы российского страхового сектора, тем важнее его социальная роль как инструмента обеспечения стабильности, развития экономики и поддержки благосостояния граждан.

Результаты недавнего опроса «Ромир» свидетельствуют, что страхование постепенно превращается для наших людей в неотъемлемый фактор личного роста и благополучия. 77 % опрошенных воспринимают покупку полиса как гарантию собственного спокойствия и уверенности в будущем. 69 % не жалеют о средствах, затраченных на страхование, даже если страховой случай не наступал.

Урегулирование аварий по европротоколу и меры по совершенствованию автострахования улучшили не только страховую защиту автовладельцев, но и ситуацию на российских дорогах в целом.

Российские страховые компании стали активными участниками социальных проектов на национальном, региональном и местном уровне. Они занимаются благотворительностью, осуществляют спонсорскую поддержку фондов и акций, сами создают благотворительные фонды.

Страховой рынок России, вслед за мировыми лидерами, начинает внедрение в свои бизнес-практики норм ESG, принципов устойчивого развития. Крупные компании добавляют цели по ESG в свои стратегические планы, понимая, что от этого все более зависит их собственная устойчивость и конкурентоспособность.

Для тех, кто хочет работать на глобальном рынке, для тех, кто чувствует ответственность за будущее своей страны, эти нормы неизбежно станут императивом в самом ближайшем будущем. Уже становятся — шаг за шагом.

ССТ: Ведут ли страховщики работу по повышению финансовой грамотности нашего населения?

И. Ю.: Здесь важны сразу два направления: и повышение собственно финансовой грамотности потребителей, и формирование прозрачной для клиента информационной среды, прежде всего — раскрытие сведений о продуктах и рисках. В целом клиентоориентированность отрасли значительно укрепилась за последние годы.

ССТ: Введение института финансового уполномоченного существенно улучшило ситуацию в ОСАГО. Как Вы оцениваете ее сейчас?

И. Ю.: В 2020 году судебные выплаты по ОСАГО сократились на 64 %. Мы находимся в конструктивном взаимодействии с финомбудсменом.

ССТ: Разрабатывается новая стратегия развития финансового рынка. Что нас ожидает?

И. Ю.: Да, Минфин в текущем году должен завершить разработку стратегии развития финансового рынка до 2030 года. Основная задача будущей стратегии — сформировать на финансовых рынках конкурентную, доверительную и инновационную среду. Стратегия должна быть ориентирована на достижение ранее поставленных целей: поддержание финансовой стабильности, обеспечение доступности финансовых услуг, стимулирование здоровой конкуренции. Принципиально важны также согласованность и преемственность с уже реализуемыми программами.

ВСС обеспечивает активное взаимодействие страховщиков с профильной подгруппой, сформированной Минфином для обсуждения проекта стратегии.

Ведется дискуссия, и не все предложения подгруппы мы поддержали. В частности, хоть мы и признаем необходимость повышать осведомленность потребителей страховых услуг, но предлагаемая формулировка Минфина: «введение прозрачных для потребителя «стандартов» с обязательством страховщика по раскрытию информации об отклонении реализуемого договора страхования от «стандарта» — представляется нам принципиально ошибочной. Мы предложили ее переформатировать.

Что касается задачи по снижению издержек в ходе действия договора страхования, страховщики и так реализуют ее в своей текущей деятельности. Для дальнейшего качественного снижения издержек путь очевиден: оперативный доступ страховых организаций к государственным информационным ресурсам.

Мы не видим сегодня необходимости и в усилении надзорной роли государства.

Действующая система государственного регулирования и надзора обеспечивает необходимый уровень финансовой устойчивости и защиты прав потребителей. Ее усиление, частичное огосударствление института страхования станут избыточной мерой, затормозят развитие рынка, ударят по бизнесу, а соответственно, и по потребителю.

Не поддержана сообществом идея развития финансовых экосистем в качестве единого окна для реализации финансовых, банковских и страховых услуг. Страховому бизнесу в силу своей специфики затруднительно выступать центром финансовой экосистемы. Поэтому следует не замыкаться на идее экосистем, а поддерживать различные бизнес-модели в страховании.

Параллельно ВСС разрабатывает и собственную стратегию. По истечении срока действия нынешней «Стратегии развития страховой отрасли в России» будет введен в действие новый документ — на период с 2022 по 2024 год. И хоть принципиальные цели и задачи развития у нас не меняются, необходима корректировка подходов и конкретных механизмов. К этой работе мы активно привлекаем страховое сообщество, экспертов, основные российские бизнес-ассоциации. К середине будущего года проект новой стратегии будет вынесен на утверждение общего собрания членов ВСС.



ЖУРНАЛ №3, ИЮНЬ 2021
ВСЕМ, КТО РАБОТАЕТ В СТРАХОВАНИИ, НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ ВЫСОЧАЙШУЮ СТЕПЕНЬ ТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, КОТОРУЮ МЫ НЕСЕМ 
Мартьянова Надежда
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Сотова Марина
БАНК РОССИИ. МАЙСКИЕ ТЕЗИСЫ
Чистюхин Владимир
«ПЛЮШКИ» ДЛЯ БИЗНЕСА 
Тихоненко Роман
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ВО ИМЯ РАЗВИТИЯ 
Изотов Алексей
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ И ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ
Карпова Наталья
ЗАКРУТИЛИ ГАЙКИ
Дубровин Виктор
ЦЕНА КАЧЕСТВА ОСАГО 
Раковщик Дмитрий
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Гусар Светлана
СТРАХОВКА ДЛЯ АГРЕГАТОРА
Рыбальченко Александр
СОХРАНИТЬ ДОВЕРИЕ
Аллабян Давид
ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ УБЫТКА
Алекбашев Максим
«СЛУЖБА УСИЛИТ СВОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» 
Крайнова Ольга
ДВА ГОДА С ФИНАНСОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
Вотякова Ульяна
ПРАВОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СТРАХОВЩИКОВ
Чуб Алексей
ТАРИФНЫЙ КОРИДОР ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА
Ефремов Сергей
ТЕХОСМОТРУ НУЖЕН ПРОГРЕСС 
Епанешников Константин
К КУЛЬТУРЕ СТРАХОВАНИЯ – ЧЕРЕЗ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Платонова Элла
ФИНАНСОВЫЙ ГОЛОС КУЗБАССА
Сычева-Передеро Ольга
ОМС НА ПЕРЕПУТЬЕ: 30 ЛЕТ СПУСТЯ 
Кузнецов Дмитрий
30 ЛЕТ НА БЛАГО СТРАХОВАНИЯ
Цыганов Александр
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров