ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ И ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ

Рынок страхования и перестрахования испытывает беспрецедентную трансформацию. Индустрия страхования сталкивается с новыми видами рисков и получает новые возможности развития. Технологии без сомнения являются наиболее значимым драйвером. Эффект их влияния очевиден уже сейчас, и эксперты пытаются предугадать, к чему приведут дальнейшие изменения, чтобы своевременно адаптировать бизнес-модели компаний.

Наталья Карпова
Президент — Председатель Правления АО РНПК

Можно выделить два вида тенденций. Первый является отражением текущей ситуации и виден в показателях, второй — определяет будущее и в большей степени концептуальный.

Прежде всего, хочу назвать глобальные концептуальные тренды. Это цифровизация по всем направлениям — от каналов продаж до урегулирования убытков, интернет вещей и людей, большие данные. Важное значение имеет кастомизация предложений продуктов, включая развитие моделей usage-based and pay-as-you-go и рост разнообразия в продуктах, связанных со здоровьем и образом жизни. В свете всего перечисленного, необходима реорганизация андеррайтинга.

Хочу выделить это как тренд. Безусловно, важны ожидания роста значимости лояльности клиентов и соответственно ее формирования и поддержания, включая вопросы персональных данных. Также хочу указать на рост интереса к рискам изменения климата и в целом sustainable development, климатологии страхования. Еще одна важная тенденция — оптимизация расходов.

11.08.2020 опубликовано Постановление Правительства от 06.08.2020 № 1192, которое отменяет большинство действующих сейчас норм и правил по промышленной безопасности. Вместе с архаичными НПА отменяют нормы по пожарной и промышленной безопасности, на которые ранее опирались риск-инженеры страхового рынка России. Мы полагаем важным работать над созданием стандартов в области промышленной и пожарной безопасности для имущества клиентов и определения точного перечня НПА (рекомендательных) страхового рынка и совместно со страховым рынком.

Но если говорить о перестраховании, то помимо прочего, нужно принимать во внимание еще два фактора. Это переоценка катастрофических рисков и рост роли альтернативного капитала, который предполагает вклад инвестора не в перестраховочную компанию, а непосредственно в риск, например, катастрофические бонды.

Эти тренды так или иначе действуют на всю страховую или перестраховочную компанию, но в первую очередь влияют на андеррайтера как ядро принятия бизнес-решений. В цифровой дорожной карте Enabling the future of underwriting KMPG даёт портрет андеррайтера будущего: андеррайтер станет экспертом, которому помогают в принятии решений автоматизированные аналитические системы, в том числе использующие искусственный интеллект.

В исследовании ЕУ и CPCU Society еще в 2015 году на основе опроса более 1000 андеррайтеров были определены четыре новые задачи андеррайтеров: поддержка продаж, принятие решений на основе больших данных, защита клиентских интересов, применение инноваций.

Эксперты Deloitte, в свою очередь, выделяют три аспекта, которые должны ускорить процесс модернизации андеррайтинга.

С 2021 года планируется введение новой многоуровневой системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с господдержкой.

Актуальная версия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О  государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", а также пояснительная записка к нему размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Данный проект включает в себя действующую систему страхования урожая сельскохозяйственных культур и проект-систему от чрезвычайных ситуаций природного характера «ЧС Агро» (подобно «ЧС жилью»). Новая программа страхования предлагает аграриям только выплаты расходов на производство растениеводческой продукции при потере урожая вследствие чрезвычайной ситуации по факту официального объявления региональными властями режима ЧС (только затраты на сев культуры).

Данная программа «ЧС Агро» будет значительно дешевле по стоимости для аграриев, т. к. будет покрывать только тотальную гибель посевов при одновременном объявлении ЧС в регионе сева. При этом останется возможность достраховать риски (докупать еще полис) по уже действующим программам с господдержкой.

При этом режим ЧС определен строго по причинам (рискам), указанным в действующем ФЗ (риски – стихийные бедствия, опасные природные явления, болезни/ вредители, лесные пожары); сама ЧС – объявляется на региональном / межрегиональном уровне (уполномоченным органом).

Во-первых, андеррайтерам придется перейти от ретроспективного анализа рисков, основанного на уже случившихся событиях, к прогностическому подходу, который позволит оценивать влияние рисков на бизнес в реальном времени. Особенно актуально это будет для страхования киберрисков и рисков стихийных бедствий, которые постоянно изменяются. Кстати, РНПК развивается в этом тренде: мы работаем над базой зон затоплений регионов России и системой оценки кумуляции от землетрясений.

Во-вторых, андеррайтерам необходимо привносить больше науки в искусство андеррайтинга. В части случаев андеррайтинг будет по-прежнему основан на личной оценке, а в части — полностью автоматизированным. Наконец, поменяется природа риска, и к этому придётся приспособиться, чтобы соответствовать рынку и оставаться конкурентоспособными. Например, при пользовании автомобилями в рабочих и частных целях стирается граница между страхованием частного и корпоративного транспорта.

Этот путь не будет быстрым и легким. Очевидно, что он потребует от страховщиков внедрения новых информационных систем внутри компании. Истинная трансформация потребует изменения мировоззрения и корпоративной культуры, а также набора компетенций и видения роли андеррайтера. Изменится и состав персонала, и задачи компаний, возрастёт роль диджитал-специалистов.

А как изменится рынок? Упрощенный и стандартизированный андеррайтинг, автоматизированные процессы, в том числе урегулирование убытков, повышение роли агрегаторов страховых услуг, для клиентов всё это означает более быстрый и простой доступ к услуге: страховые компании будут похожи на банки. Страхование постепенно станет частью больших стандартных коробочных продуктов, которые будут быстро продаваться с помощью одной кнопки. Возможно, страхование вообще исчезнет из финансового рынка, а маржа страховщика перейдет к продавцу сервиса или продукта.

По мнению Deloitte, ценностная цепочка андеррайтинга преобразится, пройдя путь от сбора данных до формирования политик. Они будут помогать клиентам улучшать операционную эффективность, удовлетворять их ожидания и улучшать выбор рисков.

РОССИЙСКИЙ И ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД – КЛИМАТОЛОГИЯ СТРАХОВАНИЯ

Являясь популярным на западных рынках, только зарождается в России. 27 ноября 2015 года в Париже представители страховой и перестраховочной отрасли из разных стран мира, включая Россию, подписали Обращение по ограничению глобального потепления.

Всероссийский союз страховщиков просил всех своих членов провести разъяснительную работу с корпоративными клиентами о важности сокращения или стабилизации выбросов парниковых газов с целью ограничить уровень  глобального потепления земной атмосферы сверх доиндустриальных показателей с предполагаемого к концу ХХI века значения в 20 С  до 1,50 С к 2050 году. роста температуры на уровне 1,5о  С.

Экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) влияют на страховую отрасль как напрямую, так и косвенно, в большей степени, чем на другие сектора.

На уровне России это проявляется в том числе в развитии экологического страхования, что обусловлено, прежде всего, изменениями в национальном правовом поле РФ (внесение поправок в Конституцию, в т. ч. «экологических»), поручениями Президента РФ.

Мы видим, что в корпоративном страховании и перестраховании компании смещаются в сторону сервиса, делают осмотры, дают рекомендации с целью снижения вероятности наступления риска. Надо отметить, что РНПК уже развивает направление управления рисками с помощью Инженерного центра и блока андеррайтинга.

В перестраховании в западных странах идёт глобальный тренд на замену государственных органов в деле промышленной и пожарной безопасности. В России в связи с проведением политики «регуляторной гильотины» возможен рост роли страховых и перестраховочных компаний в модели регулирования.

Индустрия страхования адаптируется к изменениям. Достаточно посмотреть на количество технологических стартапов и сделок слияния и поглощения по всему миру. Изменение традиционной бизнес-модели под влиянием технологий неизбежно и открывает большие возможности для лучшего понимания и управления рисками, что в свою очередь может стать мощным импульсом развития отрасли.



ЖУРНАЛ №3, ИЮНЬ 2021
ВСЕМ, КТО РАБОТАЕТ В СТРАХОВАНИИ, НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ ВЫСОЧАЙШУЮ СТЕПЕНЬ ТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, КОТОРУЮ МЫ НЕСЕМ 
Мартьянова Надежда
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Сотова Марина
СТРАХОВАНИЕ-2020: ДОСТОЙНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Юргенс Игорь
БАНК РОССИИ. МАЙСКИЕ ТЕЗИСЫ
Чистюхин Владимир
«ПЛЮШКИ» ДЛЯ БИЗНЕСА 
Тихоненко Роман
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ВО ИМЯ РАЗВИТИЯ 
Изотов Алексей
ЗАКРУТИЛИ ГАЙКИ
Дубровин Виктор
ЦЕНА КАЧЕСТВА ОСАГО 
Раковщик Дмитрий
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Гусар Светлана
СТРАХОВКА ДЛЯ АГРЕГАТОРА
Рыбальченко Александр
СОХРАНИТЬ ДОВЕРИЕ
Аллабян Давид
ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ УБЫТКА
Алекбашев Максим
«СЛУЖБА УСИЛИТ СВОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» 
Крайнова Ольга
ДВА ГОДА С ФИНАНСОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
Вотякова Ульяна
ПРАВОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СТРАХОВЩИКОВ
Чуб Алексей
ТАРИФНЫЙ КОРИДОР ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА
Ефремов Сергей
ТЕХОСМОТРУ НУЖЕН ПРОГРЕСС 
Епанешников Константин
К КУЛЬТУРЕ СТРАХОВАНИЯ – ЧЕРЕЗ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Платонова Элла
ФИНАНСОВЫЙ ГОЛОС КУЗБАССА
Сычева-Передеро Ольга
ОМС НА ПЕРЕПУТЬЕ: 30 ЛЕТ СПУСТЯ 
Кузнецов Дмитрий
30 ЛЕТ НА БЛАГО СТРАХОВАНИЯ
Цыганов Александр
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров