Внутренняя дисциплина

Интервью взяла Татьяна Робулец Интервью с президентом производственной корпорации «Технониколь» Сергеем Колесниковым о подходе к страхованию предприятия.

Интервью взяла Татьяна Робулец

окончил Московский физико-технический институт (МФТИ) в 1995 году, еще в период учебы, в 1992 году, вместе с Игорем Рыбаковым основал корпорацию «Технониколь», в настоящее время является президентом корпорации «Технониколь».

«Технониколь» основана в 1992 году. Сфера деятельности – производство кровельных и теплоизоляционных материалов, бумаги. Компания имеет офисы и производственные предприятия в России, в Украине, в Белоруссии, Литве, Польше, Чехии и Италии. Общее число сотрудников – более 6000 человек. Потребителями продукции компании в настоящий момент являются более 50 тыс. организаций и физических лиц в России, странах СНГ, Балтии, Восточной Европы. Фото: «Технониколь»

Страховщики, работающие на рынке корпоративного страхования, все чаще отмечают высокий уровень грамотности своих страхователей. Президент производственной корпорации «Технониколь» Сергей Колесников считает страхование рисков частью внутренней дисциплины предприятия. В интервью он рассказал о своем страховом опыте в рамках ведения бизнеса.

«Современные страховые технологии»: Сергей Анатольевич, расскажите о себе и о своих предприятиях. Как появился и развивался бизнес?

Сергей Колесников: Нашей компании 22 года, это частная компания. Мы владеем 38 производственными предприятиями на территории России, Украины, Белоруссии, Литвы, Польши, Чехии и Италии. Основной бизнес (около 75–80% оборота) сосредоточен в России. Компания занимается производством кровли и теплоизоляционных материалов. Кроме того, мы производим некоторые виды сырья для этих продуктов, а также бумагу, картон. Наша продукция предоставляется клиентам по приемлемой цене и с очень хорошим качеством, на сегодняшний день на своем рынке мы имеем сильные позиции.

«ССТ»: Почему вы выбрали именно этот бизнес? Как пришла идея заниматься производством кровли?

С.К.: Когда я был студентом и учился в МФТИ, летом приходилось подрабатывать кровельщиком. По окончании ВУЗа нужно было выбирать будущую специальность. А поскольку российской науке молодые специалисты были не нужны, выбор был небольшой. Нужно было либо уезжать за границу, либо искать себя здесь. Английский был у меня не на очень хорошем уровне, я до сих пор им занимаюсь. И, поскольку я себя уже попробовал в профессии кровельщика, я и решил заниматься кровлями.

«ССТ»: За эти 22 года случались ли на ваших заводах аварии, пожары или другие неприятности с имуществом?

С.К.: Пожары и разные другие неприятные происшествия были и, к сожалению, наверное, будут. В этой связи с 2004 или 2005 года, точно не помню, мы приняли решение, что будем страховать имущество заводов от пожаров, рисков падения метеоритов, самолетов (смеется), умышленных действий третьих лиц и даже сотрудников. Целенаправленно последние 10 лет мы работаем с крупными компаниями, такими как «АльфаСтрахование», «РОСГОССТРАХ», «Военно-страховая компания». Мы страхуем все имущество, и лично я доволен нашим сотрудничеством со страховыми компаниями. Я не вдаюсь в подробности, возможно, у моих коллег есть какие-то вопросы к страховщикам, но в целом, все задачи, которые мы ставили по страхованию имущества, выполняются. При возникновении каких-то случаев страховые компании в разумные сроки, иногдащают нам потери и, в целом, как предприниматель, я чувствую себя хорошо. Кроме того, наше сотрудничество с банками, когда наше застрахованное имущество служит предметом залога, проходит достаточно успешно.

«ССТ»: А вы не могли бы припомнить, что послужило толчком к принятию решения страховаться в 2005 году?

С.К.: Как всегда, какой-то неприятный случай. Скорее всего, пожар. У нас на наших заводах каждый год какие-то истории случаются.

«ССТ»: Предприятия часто стараются экономить на страховании, особенно если банки не требуют страховать залоги. Бюджеты на страхование урезаются в первую очередь и увеличиваются в последнюю. Что вы думаете по этому поводу?

С.К.: У меня есть очень хороший друг. Он был руководителем «РОСГОССТРАХА» по Москве. В силу того, что он был моим хорошим знакомым, он мне и привил чувство ответственности и понимание необходимости страхования. Наверное, мое внимательное отношение к страхованию – это, в первую очередь, его заслуга. Я с ним часто беседовал, он мне рассказывал о страховании, о том, как страхование развивалось в Ан-глии, США, о том, что нужно стараться вести бизнес цивилизованно. Наверное, это обстоятельство на меня сильно повлияло.

«ССТ»: Кто на ваших предприятиях занимается вопросами риск-менеджмента? Какая квалификация у этих сотрудников? Курируете ли Вы вопросы страхования?

С.К.: В нашем холдинге этим занимаются сотрудники юридической службы, и мы страхуем все имущество централизованно. В силу того, что на рынке страхования часто предлагают всякие вознаграждения, для того, чтобы не искушать людей на местах, мы приняли решение, что все страхование проводится централизованно. Мы проводим тендеры. Приглашаем три-четыре известные компании. Соответственно, та компания, которая нам даст наилучшее предложение, получает договор на следующий год.

«ССТ»: А что для Вас – лучшее предложение? Как вы его оцениваете?

С.К.: Во-первых, мы приглашаем только те страховые компании, в надежности которых уверены. Поэтому наш договор уже не самый дешевый, просто уже по определению. Мы приглашаем обычно «РОСГОССТРАХ», «АльфаСтрахование», «ВСК», «Ингосстрах». Этокомпании, в качестве работы которых мы уже убедились, с которыми мы уже имеем практику работы. Мы предоставляем им всю необходимую техническую документацию по объектам, которые хотим страховать. Изменения по требованиям происходят очень редко. Компания очень консервативно подходит к ожиданию каких-то новых исков. Все процессы на предприятиях идут достаточно стабильно. При выборе партнера, в 80% случаев определяющую роль играет цена, если расхождения в ценах не существенные, то мы, скорее всего, выберем ту компанию, с которой работали в предыдущем году.

«ССТ»: Среди страхователей встречается такая практика, когда при проведении тендеров (особенно этим грешат некоторые владельцы крупных автопарков), выбирают компанию, предложившую самый низкий тариф, а после года работы, оставив этой страховой компании кучу убытков, при новом тендере опять выбирают компанию, предложившую самый дешевый тариф. Ваша политика в выборе страховщика похожа?

С.К.: У нас ограниченный список страховых партнеров. Мы никогда не будем заключать договор с неизвестной нам страховой компанией, даже если будут предложены самые маленькие цены. Мыстроим долгосрочные отношения со страховщиками. Поскольку наш «клуб страховщиков» закрытый, у нас нет цели заставить их работать в убыток. Но при этом мы, конечно, смотрим на цены. Мы хотим, чтобы количество надежных компаний, которым, хочется нас обслуживать, не уменьшалось. Исходя из этого баланса интересов, мы находим приемлемые взаимовыгодные решения. Мы делим имущественные договора по разным страховщикам. А договор по накопительному страхованию жизни для персонала мы заключили со страховой компанией «Алико» (Прим.Ред.: сейчас – «МетЛайф). Они сделали нам очень хорошее предложение и хорошо его презентовали. Автотранспорта у нас немного, так что вопросами страхования автомобилей у нас занимаются на местах, в разных странах или городах, где сосредоточены наши офисы и производства, проводятся тендеры с местными страховыми компаниями. А в Москве мы работаем с «АльфаСтрахованием».

«ССТ»: А почему у вас со страховщиками общаются юристы, а не инженеры? Ведь противопожарные системы, системы водоснабжения и прочее оборудование ближе инженерным службам.

С.К.: У нас очень маленький корпоративный центр, в нем работает всего 220 человек. А вообщев компании работает более 6 тысяч человек. Наши специалисты многофункциональны, и, конечно, наши технические службы на заводах взаимодействуют с юридическим подразделением. Технические службы готовят все и необходимые требования и условия для проведения тендера, документацию, списки имущества. В этом участвуют еще и финансовые службы. Мы приглашаем представителей страховых компаний на предприятия, чтобы они увидели, как у нас устроена пожарная безопасность. Показываем нашу активную позицию в области противопожарной охраны, и большинство страховщиков очень высоко оценивают проводимые нами мероприятия по технической безопасности. Вкладываясь в противопожарные системы, мы получаем хорошие скидки по стоимости договоров страхования. У нас есть большой проект, который называется «Техническое обслуживание и ремонт» (ТОИР). Мы придерживаемся ряда важных принципов по обслуживанию оборудования. Один из них – необходимо заниматься профилактикой технического состояния оборудования, чтобы оно не ломалось. Я считаю, что важно занимать активную позицию и в диагностике, и в ремонте. Когда произойдет поломка, издержки на ремонт могутбыть очень серьезные. Так же и с имуществом, необходимо заранее предвосхищать события. Основная идея в нашей компании – мы сами не хотим гореть. Мы делаем все возможное, чтобы пожаров не было. А страхование – это уже подстилка на тот случай, если мы не досмотрели.

«ССТ»: Как вы считаете, страхование имущества – это дорогое удовольствие для предприятия?

С.К.: Я никогда не рассматривал страхование с этой точки зрения. Но, когда мы подводили итог наших расчетов по премиям и выплатам за несколько лет, то оказалось, что мы практически в равных позициях. Мы в целом получили практически столько же, сколько потратили.

«ССТ»: Как вы считаете, чего не хватает, и что можно сделать для развития страхования в России?

С.К.: Я думаю, что основная проблема в нашем воспитании, в том, как мы жили последние сто лет. Я заметил, что люди на Урале и на Дальнем востоке отличаются. Демидов на Урале создал людей дисциплинированных, с уважительным отношением к производству, на востоке живут рыбаки и охотники, подобрать персонал для производства там гораздо сложнее. Они не хотят слушаться, у них нет внутренней дисциплины. Поэтому, я думаю, похожие процессывлияют на отношение к страхованию. Нас отучили отвечать за собственные действия. Мы привыкли полагаться на кого-то: на государство, на президента, на кого угодно. Помочь-то в трудной ситуации, конечно, помогут, в конце концов – это по-христиански. Но нужно и самому за себя отвечать. Мы должны сами относиться к себе, к своей семье, к своей фирме ответственно. Если внутренняя ответственность есть, то она будет выражаться в соответствующих действиях. Грубо говоря, нам нужны те самые кулаки, которых мы раскулачили. Нам нужны граждане, которые думают о своем имуществе, о своем деле, которые хотят крепко стоять на земле. Заметьте, что у нас сельское хозяйство медленнее всего восстанавливается. Нет тех самых хозяйственников – кулаков. В промышленности тоже много было поломано. Среди наших политиков тоже очень много людей из советского прошлого.

«ССТ»: Как страховщики должны продвигать идеи страхования? Доносить их до владельцев бизнеса и управленцев?

С.К.: Нужно проводить обучение ответственного персонала, риск-менеджеров. Это очень важно. Доведение до масс, до людей подробной информации является принципиально важным. Информация правит миром. Как-то мы подготовили доклад о различных подходах к ремонтуоборудования. Я был поражен, с каким интересом главные инженеры предприятий этот доклад слушали. Поскольку у людей глаз «замылен», то они не понимают, какие риски несут ежедневно. Страховщики должны много о себе рассказывать, рассказывать о страховании не только в России, но и в других странах, показывать на простых примерах, к чему приводит безответственность хозяев. Сейчас страховой рынок в кризисе. Когда сталкиваешься с такими понятиями как регулирование, бизнес и общество, с точки зрения популизма потребитель будет всегда прав. На втором месте стоит регулятор, и на только на третьем – бизнес. В этом смысле страховщикам не повезло больше всех. Априори считается, что потребитель прав и может рассчитывать чуть ли не на бесплатное ОСАГО. Особенно веселит фраза: «Хочу мерседес по цене жигулей», а ведь это аналогично решению увеличить выплаты по ОСАГО, не поднимая цен. Чудес не бывает! За двадцать с лишним лет развития рынка мы все поумнели, и страховщики, и представители регулятора, и население. Нужно приходить к нормальной работе. Я как владелец бизнеса, всем бизнесменам рекомендую страховать имущество своих предприятий, а также жизнь и здоровье своих сотрудников.

Интервью взяла Татьяна Робулец



ЖУРНАЛ №4, АВГУСТ 2014
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров