ЗА ЗНАНИЯМИ — В БИБЛИОТЕКУ

С возрастом приходит мудрость, а вот финансовые знания не придут сами собой. Чтобы люди старшего поколения не стали жертвами мошенников из-за недостаточного уровня своей финансовой грамотности, трудится целая армия волонтеров. О том, почему важным партнером в этой работе стали библиотеки, рассказала руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения» ИЭУ КемГУ, волонтер Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Сычева-Передеро.

Современные страховые технологии: Финансовая грамотность нужна и важна для самых разных категорий граждан.

Работаете ли вы с пенсионерами?

Ольга Сычева-Передеро
Руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса

Ольга Сычева-Передеро: Серебряное поколение — так мы называем наших пенсионеров. Работа с ними является одним из важнейших направлений нашей волонтерской деятельности. Это очень особая, интересная группа. Мы понимаем, что с выходом на пенсию у людей появляется больше свободного времени, что часто уровень жизни пенсионера не соответствует тому уровню жизни, к которому люди привыкли до выхода на пенсию. Наша задача — обучить их финансово грамотному поведению, что позволит не снижать качество жизни.

Выстраивая нашу систему, мы думали о том, кто может стать опорной площадкой Центра этой целевой группы. Например, соцзащита, которая взаимодействует со старшим поколением напрямую. При обсуждении функционала поняли, что это наши партнеры и организаторы в проведении мероприятий по финансовой грамотности, но не опорная площадка. Они включились в этот проект и проводят огромную работу по повышению финансовой грамотности и на своих площадках, и на дому.

Следующими мы рассматривали в качестве партнеров советы ветеранов, которые активно работают в регионах. Они взаимодействуют со старшим поколением, а наши идеи им близки и интересны. Мы приглашали ветеранов на наши мероприятия, и они активно в них участвовали, особенно те, кто имеет профессиональное экономическое образование. Однако мы поняли, что они могут выступать только в качестве трансляторов информации и экспертов, но не как организаторы массовых мероприятий по повышению финансовой грамотности.

ССТ: Что им в этом мешает, ведь у них есть экономические знания и жизненный опыт?

О. С-П.: Ветеранские организации и объединения не охватывают весь спектр представителей старшего поколения — лишь ветеранов войны и труда. А нам недостаточно работать с этим ограниченным контингентом.

В какой-то момент мы осознали, что наше старшее поколение всегда и во все времена читало. А где они могут читать? В библиотеках. Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д. Федорова объединяет всю библиотечную сеть Кемеровской области.

Это те точки культурного роста, которые есть даже в самых маленьких деревушках.

В результате мы договорились, и наша областная библиотека стала опорной площадкой Центра по созданию информационной сети. Теперь у нас в 34 муниципалитетах, в каждой маленькой деревне, в самой малюсенькой библиотеке организованы точки доступа к знаниям в области финансов для старшего поколения. Там организованы уголки финансовой грамотности, где пенсионерам предоставляются все пособия и раздаточные материалы. Важно отметить, что в рамках реализации стратегических национальных проектов наши библиотеки, даже самые крошечные, были оснащены интернетом и компьютерами.

Таким образом, точка входа и канал для обращения к серебряному поколению у нас нашлись. Абсолютно все эти библиотеки получили возможность участвовать в наших мероприятиях. Организаторов со всех территорий — представителей муниципальных образований, библиотекарей — мы обучили в школе волонтеров финансового просвещения. Они получили навыки по созданию и проведению мероприятий.

Сегодня у нас полностью охвачено старшее поколение абсолютно во всех территориальных образованиях. Благодаря цифровой платформе Центра можно организовывать

мероприятия по финансовой грамотности для старшего поколения в любом населенном пункте. Провести мероприятия библиотека может как самостоятельно, так и с участием наших экспертов. Наша платформа позволяет не только создать событие в календаре, но и выбрать экспертов, которые могут участвовать очно либо дистанционно.

ССТ: Пытались ли вы построить партнерство с Пенсионным фондом РФ, Почтой России, Сбером ведь их отделения также присутствуют практически в каждом населенном пункте?

О. С-П.: У каждой из этих организаций свои корпоративные цели. В рамках корпоративных целей у них разработаны программы повышения финансовой грамотности, в том числе — для старшего поколения.

В этом смысле они выступают именно нашими партнерами.

Сеть библиотек — это муниципальная структура, основная задача которой — информационно-просветительская.

Одним из направлений их деятельности является работа по повышению финансовой грамотности населения. До недавнего времени они внедряли знания по основам цифровой грамотности, когда пенсионеров обучали работать на компьютерах. Существуют программы по правовой грамотности, когда пенсионеров обучают определенному набору правовых знаний. Именно в этот учебный курс и были добавлены основы финансовой грамотности.

То есть мы подключились к уже апробированным программам, логичным, гармоничным и понятным людям. Когда мы анализировали ситуацию, то поняли, что эта точка входа идеально нам подходит.

Однажды моему папе позвонили якобы из налоговой инспекции и сообщили, что идет проверка личных данных, и необходимо уточнить ИНН. Он послушно пошел искать документы, чтобы сообщить необходимые данные мошенникам. Благо, я была рядом и смогла предотвратить дальнейшее развитие ситуации. То есть, когда наши немолодые сограждане слышат официальное обращение, они сразу доверяют и не могут осознать, что сегодня кто-то может играть с ними от имени государства в нечестные игры.

ССТ: Кто является тьюторами? Пенсионеры ведь не будут слушать молодежь, им нужны авторитеты.

О. С-П.: Старшему поколению неважно, кто дает им информацию — важно, от чьего имени. Эти люди привыкли к порядку, уважают субординацию, в основном придерживаются консервативных взглядов. Если приходит человек от государственной структуры, от Пенсионного фонда или от банка, то неважно сколько ему лет — они воспринимают информацию как истину. Наши пенсионеры — очень правильные люди.

К сожалению, этим подходом часто пользуются мошенники. С этой точки зрения самая незащищенная группа — как раз старшее поколение. Мошенники действуют психологически. Они дают пожилым людям инструкции: пройдите туда, сделайте то-то, получите то-то. Открытость и доверчивость старшего поколения, зачастую, становится инструментом мошенников.

ССТ: С какими актуальными проблемами вам приходится сталкиваться при работе с возрастной аудиторией?

О. С-П.: Наша задача — максимально активно работать с этой группой населения, реагируя на все изменения вокруг нас. Например, относительно недавно всех наших пенсионеров пришлось приучать к

получению пенсии через банкомат вместо выдачи ее через почтальона наличными деньгами. Получив деньги от почтальона, пенсионеры прятали их — кто в книге, кто под матрас, и дома часто находятся немалые накопления.

А когда старшее поколение перевели на выплату пенсий через банкоматы, начались сложности: кто-то не может сам дойти и снять деньги, особенно зимой, кто-то не видит ПИН-код и просит случайных прохожих помочь, и так далее. Им очень важно объяснить, что никогда и никому не нужно показывать ПИН-код, никогда никого не нужно просить помочь набрать его, нельзя передавать посторонним людям свои персональные данные. Нужно внушить, что никто и никогда, кроме мошенников, не спрашивает про персональные данные по телефону.

ССТ: Специалисты, которые ведут занятия с пенсионерами, «заточены» только на эту категорию граждан или могут вести работу с любой категорией?

О. С-П.: Безусловно, наши эксперты не случайные люди. Мы обычно подбираем тех волонтеров, которые до нашего проекта уже работали с конкретной категорией граждан. Библиотеки как раз имеют опыт работы с пенсионерами и необходимые базовые знания. Для работы со старшим поколением, кроме библиотекарей, мы привлекаем сотрудников экономических отделов учреждений и организаций, к которым в силу их профессионального профиля часто обращаются пожилые граждане.

ССТ: Кто занимается подготовкой методических и раздаточных материалов для этой категории граждан? Что пенсионеры воспринимают лучше: печатную продукцию, личные встречи или, например, презентацию на компьютере?

О. С-П.: Мы используем огромную палитру разнообразных инструментов. У нас есть вебинары, которые можно посмотреть в режиме онлайн и пересмотреть в записи.

Но мы также проводим и очные встречи, когда эксперт вживую может ответить на вопросы, которые человек, может быть, стесняется задать в банке или каких-то других учреждениях.

Самое эффективное — это комбинация очной встречи с раздачей печатных материалов. Пенсионеры, как правило, очень заинтересованы в общении и хотят, чтобы их услышали. Ведь зачастую они лишаются тех коммуникаций, того круга общения, который был когда-то на работе. А члены семьи далеко не всегда уделяют достаточное внимание старшему поколению. Пожилые люди бывают одиноки и брошены, поэтому личные встречи для них очень важны.

А вот после того, как проведено очное занятие, очень важно дать пенсионерам что-то в руки — почитать. Может быть, памятку, брошюру с какой-то информацией, которую они могли бы дома спокойно изучить, повторить, сохранить и, в случае необходимости, воспользоваться.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ


ССТ: А как такая информация распространяется уже самими пенсионерами?

О. С-П.: Надо понимать, что «сарафанное радио» — это еще одна большая проблема старшего поколения. Это палка о двух концах. Вот сказала баба Нюра, что лопух помогает, так все теперь прикладывают лопух. Лопух не помог, а «сарафанное радио» сработало.

Допустим, возникает такая ситуация, что недобросовестная компания убедила пенсионера в необходимости своих товаров, работ или услуг, а он, в свою очередь, убедит еще нескольких. При этом «сарафанное радио», запущенное мошенниками, может привести массу людей к потере денег, зачастую немалых.

 



ЖУРНАЛ №5, ОКТЯБРЬ 2021


НАШИ КАНАЛЫ





Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров

ПОДПИСКА

Новости страхового рынка
Интересно и актуально