ЗАКОН ДОЛЖЕН «ВЗЛЕТЕТЬ» 

О том, почему на сегодняшний день ни в одном регионе не утверждена программа страхования жилых помещений, как заинтересовать собственников жилья и губернаторов, рассказывает Михаил Порватов, заместитель директора Департамента развития имущественного страхования физических лиц Всероссийского союза страховщиков.

Современные страховые технологии: Закону о страховании жилья уже практически два года. Почему он все-таки не «взлетел»?

Михаил Порватов
Заместитель директора Департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС

Михаил Порватов: Есть сдержанный оптимизм, что в этом году ситуация изменится. Возможно, в ряде субъектов Российской Федерации в этом году региональные программы страхования будут запущены. Но закон действительно пока не «взлетел».

На этапах принятия закона много обсуждали варианты стимулов при разработке региональных программ и для граждан, и для губернаторов. Серьезно говорили о включении в KPI, т. е. в оценку эффективности губернаторов пункта, относящегося к наличию региональной программы страхования жилья, но, в конце концов, этого не сделали.

Год назад мы направили во все регионы развернутые письма о вступлении закона в силу с предложениями всевозможной поддержки и помощи в разработке региональных программ, готовых шаблонов программ. Но многие регионы ответили, что у них вероятность наступления чрезвычайной ситуации крайне мала, поэтому страховать жилье им просто не надо. Регионы не обязаны разрабатывать программы, в KPI такого показателя нет.

ССТ: То есть причина отсутствие заинтересованности руководителей регионов?

М. П.: Есть еще два аспекта. 320-й ФЗ предусматривает долевую ответственность в возмещении ущерба страховщиков и регионов. Приказ Минфина № 105н от 04.07.2019 утвердил методику разработки региональных программ и установил долевое соотношение ответственности при возмещении суммы ущерба — 95 % страховщик, 5 % — регион. Это минимальная доля, субъект РФ может сделать ее больше. Но большинство регионов — дотационные, они говорят, что даже этих 5 % на компенсацию ущерба у них нет.  Сейчас Минфин, чтобы минимизировать нагрузку на их бюджеты, инициировал кардинальное снижение доли участия региона, вплоть до 0,1 %.

Третий момент: действующая система финансирования помощи пострадавшим от ЧС не стимулирует регионы участвовать в защите жителей, это тоже большая проблема. Случилось наводнение в Иркутской области — нужно людям компенсировать потери за утраченное жилье, но регион тратит на это не свои, а федеральные деньги.

ССТ: Что поможет все-таки сдвинуть решение проблемы с мертвой точки?

Может быть, вернуться к обсуждению обязательного страхования?

М. П.: Чтобы страхование жилья заработало в полную силу, нужно с учетом всех описанных обстоятельств правильно

поставить задачи и распределить обязанности, чтобы все были заинтересованы в наилучшем решении. В процессе три стороны — региональные власти, жители и страховщики на территории региона.

Регионы несут посильные для их бюджетов расходы и четко, это самое главное, организуют процедуры страхования жилья, ведут учет пострадавших, распределяют федеральную помощь. Жители несут посильные расходы, им удобно заключать договоры и оплачивать страховые взносы, они понимают порядок и объем получения компенсаций в случае потери жилья. Страховщики не боятся катастрофических убытков в случае ЧС, их расходы на администрирование заключенных договоров находятся в разумных пределах, чтобы и страхование было экономически оправдано. Это важно, так как предстоит сбор и учет мелких плате жей с большого количества жителей на территориях с разным уровнем развития инфраструктуры, в частности — связи и сети Интернет.

Многое зависит от позиции государства — к нему доверие больше. Плюс в каждом регионе нужен свой толчок, как 20 лет назад в Москве.


 

МЕРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ГРАЖДАН В СТРАХОВАНИИ ЖИЛЬЯ ОТ ЧС ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

  • Льготы по уплате налога на жилое помещение при наличии действующего договора страхования на случай гибели или повреждения в результате ЧС.
  • Льготы по уплате взносов за капитальный ремонт жилого помещения при наличии действующего договора страхования на случай гибели или повреждения в результате ЧС.
  • Собственникам жилых помещений взамен утраченных в результате ЧС, в отношении которых отсутствовали договоры страхования жилых помещений, предоставлять жилье только по договорам социального найма.
  • Запрет на совершение каких-либо сделок с жилым помещением, в отношении которого отсутствует действующий договор страхования, на случай его гибели или повреждения в результате ЧС.

 


ССТ: Есть идеи, как развязать этот сложный клубок интересов?

М. П.: Мы считаем важным, раз страхование жилья не является обязательным, дать возможность собственникам и арендаторам жилья застраховать его по региональной программе. Субъектам федерации необходимо разработать и принять свои программы. Пусть страхование будет для граждан добровольным, но они должны знать, что могут это сделать.

Например, результаты опроса жителей Новосибирской области показали, что 60 % граждан хотели бы страховать жилье по региональной программе.

Отсюда вторая важная задача региона — информировать людей о наличии региональной программы страхования жилья на случай ЧС. Это обеспечит доверие к программе, поможет гражданам лучше ориентироваться. Такая конструктивная позиция региональной администрации будет воспринята как социальная поддержка и забота о населении. Важно для популяризации программы дать людям возможность оплачивать страховые взносы в едином платежном документе, как это было организовано в Москве, или другим максимально простым и доступным способом.

ССТ: Но это же переход на новый уровень отношения к страхованию: люди хотят застраховать свою квартиру, страховщики предлагают им нужный продукт, так?


М. П.: Наличие региональной программы может существенно сдвинуть ситуацию в плане популяризации страхования жилья. Но если ее нет, жители даже знать не будут, что они как собственники отвечают за сохранность своего жилища.

ССТ: Мы говорили о том, что нужны стимулы. Какими они могут быть?

М. П.: Для руководителей регионов — установление обязанности субъектов федерации разработать, утвердить и реализовать программу страхования жилых помещений граждан на добровольных началах.

Чтобы заинтересовать людей страховать жилье, могут быть установлены льготы по уплате налога на застрахованное по региональной программе жилое помещение. Например, недавно принят налоговый вычет при оплате занятий фитнесом, т. к. государство поддерживает здоровый образ жизни.

На этом фоне поощрение заботы человека о своем жилье просто необходимо.

Могут быть установлены льготы по уплате взносов за капитальный ремонт застрахованного по программе жилого помещения. Наши суровые климатические условия не позволяют относиться к жилью халатно, в случае ЧС восстанавливать его дорого и долго.

Есть и другие меры. Например, если незастрахованное жилье утрачено в результате ЧС, предоставлять гражданам новое жилое помещение только по договору социального найма, без права наследования.

Не должно поощряться иждивенчество, если человек сам ничего не сделал, остался без жилья и финансового обеспечения.

По аналогии с ОСАГО может быть введен запрет на совершение каких-либо сделок с жилым помещением, если оно не застраховано на случай ЧС. Действующий полис страхования жилья может стать подтверждением, что помещение находится в удовлетворительном состоянии, раз его застраховали. Нет полиса — возникает вопрос, почему и стоит ли покупать такое строение вообще. Кроме того, сделка с недвижимостью занимает не один день — может многое случиться, а страховая защита обеспечит финансовые гарантии и для покупателя, и для продавца.

Использование таких стимулов поможет добиться широкого охвата жилья страхованием, и страховщики не будут опасаться рисков антисилекции и отказывать более рисковым территориям. Тем более, когда регион работает по единым стандартам, с массовым охватом, автоматизация и цифровизация процессов администрирования более эффективны.



ЖУРНАЛ №2, АПРЕЛЬ 2021
СТРАХОВАНИЕ, КОТОРОЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ 
Галагуза Николай
ЧТО МЕШАЕТ «ВМЕНИТЬ» СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ОТ ЧС?
Пресс-служба Министерства финансов Российской Федерации
КАК СОХРАНИТЬ ЖИЗНИ? 
Мешалкин Евгений
НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОТ ПОТРЯСЕНИЙ 
Осипов Александр
КАК НЕ ПРЯТАТЬСЯ ЗА «БУМАЖКУ»? 
Кастюкевич Игорь
ТРИ НАГРАДЫ ЗА ИДЕИ 
Руденко Дмитрий
ИПОТЕКА КАК ТОЧКА РОСТА СТРАХОВАНИЯ
Скороходов Сергей
ЗАЧЕМ РЕГИОНАМ СТРАХОВКА ОТ ЧС?
Аксаков Анатолий
ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ПРОГРАММЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЛЬЯ
Лифанова Елена
КАК НЕ ДЕМОТИВИРОВАТЬ СТРАХОВЩИКА
Гусар Светлана
БИТВА ИНТЕЛЛЕКТОВ
Кулагин Антон
РАСТИМ КУЛЬТУРУ СТРАХОВАНИЯ
Шимова Юлия
КАК ПОДКЛЮЧИТЬ ЧАСТНЫХ СЫЩИКОВ К БОРЬБЕ С МОШЕННИКАМИ?
Выборный Анатолий
РАКОВИНЫ НЕ ГОРЯТ
Ефремов Сергей
СТРАХОВАНИЕ И «РОБИН ГУДЫ»
Парамонов Владислав
ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ
Антимонова Снежана
КАК ЛОВИТЬ СТРАХОВЫХ МОШЕННИКОВ?
Алексеев Виктор
КТО ЗАСТРАХУЕТ СТОЛИЧНУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ?
Литвина Евгения
СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 
Дёмин Юрий
«ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ИНТЕРНЕТА»
Васюкова Людмила
АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров