В ЦМТ проходит Национальный конгресс

18.10.2011
Новости ТПП РФ

В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной проходит Национальный конгресс «Модернизация экономики России: Приоритеты развития». Программа конгресса рассчитана на два дня: 18-19 октября. Это ежегодное мероприятие, ориентированное на становление долгосрочных партнерских отношений между предпринимателями, государственными структурами и общественными организациями в процессе обсуждения острых экономических вопросов, актуальных на сегодняшний день. Организатор Конгресса - Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Мероприятие проводится при поддержке Государственной Думы ФС РФ и Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ

В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной проходит Национальный конгресс «Модернизация экономики России: Приоритеты развития». Программа конгресса рассчитана на два дня: 18-19 октября. Это ежегодное мероприятие, ориентированное на становление долгосрочных партнерских отношений между предпринимателями, государственными структурами и общественными организациями в процессе обсуждения острых экономических вопросов, актуальных на сегодняшний день.
Организатор Конгресса - Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Мероприятие проводится при поддержке Государственной Думы ФС РФ и Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ. Организационно-аналитическое сопровождение мероприятия осуществляет Национальное агентство стратегических проектов.
Ключевая тема мероприятия - обсуждение стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года, разработка эффективных путей развития промышленности в России.
В адрес участников Конгресса поступило приветствие Президента России Дмитрия Медведева.
Открылся конгресс панельной дискуссией «Бизнес-инициативы модернизации экономики России».
Вела мероприятие и выступила перед собравшимися помощник руководителя Администрации Президента РФ, руководитель Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ, глава Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина Попова.
В своем выступлении Екатерина Попова отметила, в частности, что стране предстоит принять «Стратегию 2020», которая должна определить направления движения на годы вперед. Понятно, что предстоит разработать новую постиндустриальную модель роста экономики, опирающуюся не на добычу сырья, а на интеллектуальные ресурсы страны. Екатерина Попова затронула также вопрос стратегического планирования. Экономике нужно индикативное планирование; простое обозначение цели даже самой важной стратегической программы является только декларацией, подчеркнула она. Прогноз – это предположение; план же – четкая программа действий по достижению намеченного. Необходимо определять несколько главных целей и прописывать путь их достижения с конкретными показателям снизу доверху, начиная с предприятия. В той или иной степени, в том или ином виде подобное планирование существует во всех развитых странах, подчеркнула Екатерина Попова.
По ее мнению, один из важнейших вопросов при реализации инновационной модели экономики - это вопрос государственно-частного партнерства. Это партнерство принесло и приносит отличные результаты во всех странах, где оно применяется. Государственно-частное партнерство – важное и необходимое звено при формировании продуманной и эффективной экономической политики, учитывающей интересы и предпринимательства, и государства. Нам предстоит обсудить в ходе Конгресса различные аспекты «Стратегии 2020», подчеркнула Екатерина Попова, об этом будет идти речь в ходе работы всех запланированных секций Конгресса.
Учитывая реальное состояние хозяйственной системы страны, наличие макроэкономических, инфраструктурных и социальных проблем, было бы наивным ожидать немедленных перемен фундаментального характера, отметил в своем выступлении вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков. Но ТПП РФ, являющаяся одним из координаторов Общероссийского народного фронта с первого дня его существования, не может согласиться с упреками и разоблачительными утверждениями оппозиционных политиков, будто модернизация – это всего лишь блеф-однодневка. Лишены оснований разговоры о якобы напрасно потерянном времени, прошедшем с момента появления памятной статьи Президента РФ «Россия, вперед!», в которой задача модернизации, коренного обновления экономики была фактически предложена в качестве национальной идеи. В политических, деловых и общественных кругах есть понимание, что для современной России успешной может быть только демократическая модернизация, а любая разновидность авторитарной модернизации неприемлема.
Александр Рыбаков назвал шесть принципиальных аспектов модернизации, на которые, по мнению ТПП РФ, следует сосредоточить внимание. Главенствующая задача - мобилизация усилий экспертно-аналитического сообщества страны на разработку целостной, научно выверенной и реалистичной концепции модернизации России, способной вывести на новую модель социально-экономического роста. Важнейшим шагом в решении этой задачи должен стать завершающий этап корректировки «Стратегии 2020».
Отечественная модернизация по своей сути должна быть опережающей, а не догоняющей, подчеркнул Александр Рыбаков. Ни одна страна, поставившая на догоняющую модернизацию, пока не смогла приблизиться к Западу по научно-техническим характеристикам. Так, заметный рост использования Китаем патентов до сих пор не сопровождается сопоставимым увеличением собственных разработок. Китай не входит в ведущую десятку государств по числу заявок на изобретения, хотя занимает третье место в мире по затратам на науку. И в России слышны голоса тех, кто призывает, как в Китае, не слишком углубляться самим в инновационную тематику, а просто покупать готовые технологии за рубежом. Но это означает, что самые передовые научные продукты нам точно никто не продаст, и в плане инновационности в первые ряды мы не выйдем.
Нужно покончить, подчеркнул вице-президент ТППР РФ, с практикой, когда масштабные модернизационные и инновационные проекты не доводятся до логического завершения и при этом никто не несет ответственности за растраченные усилия и ресурсы. Он привел пример наукоградов; этот проект начинался с размахом в конце 90-ых годов, а вскоре направление было «задвинуто», новым приоритетом стали ОЭЗ. О них тоже на федеральном уровне вспоминают теперь все реже. А федеральная программа по созданию технопарков? По плану, сегодня объем произведенной на территории таких парков продукции и услуг должен был превысить 100 млрд рублей. Но на деле построены технопарки только в Казани и Тюмени. Следует проверить реализацию всех проектов, включенных за последние 10 лет в федеральные инновационные программы, и вычеркнуть те из них, которые находятся на «нулевой» стадии, подчеркнул Александр Рыбаков.
Четвертый принципиальный аспект - это коренное обновление производственного сектора экономики. При этом следует отметить, что реальная модернизация в России начнется только тогда, когда будет разработана и станет осуществляться продуманная государственная промышленная политика, на основе которой можно будет добиться не стихийной, а системной оптимизации структуры экономики в пользу отраслей инвестиционного спроса, ориентированных на внутренний спрос и способных со временем стать конкурентоспособными на мировых рынках.
Модернизация в России неразрывно связана с децентрализацией, перераспределением властных полномочий в пользу регионов и муниципалитетов, отметил Александр Рыбаков. Но речь должна идти не просто о перераспределении налоговых и прочих финансовых потоков. В мире происходит регионализация: управленческая, хозяйственная, инвестиционная инициатива переходит к региональным сообществам. Ведущие региональные ТПП страны выступили инициаторами разработки региональных комплексных инновационно-промышленных программ, которые предусматривали бы ускорение генерации инновационных проектов, их внедрение в промышленное производство и жилищно-коммунальное хозяйство.
И, наконец, последний, шестой, аспект: российская демократическая модернизация, отметил вице-президент ТПП РФ, примет устойчивую динамику и необратимый характер в том случае, если ее главной движущей силой станут не уполномоченные государственные структуры, а гражданское общество в лице среднего класса, предпринимателей и активной части населения.
В ходе панельной дискуссии выступили, в частности, глава Комитета Госдумы ФС РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, президент ОАО Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко, гендиректор ЗАО «АМК-ВИГАС» Валентина Дубинина. Поднимались, в частности, вопросы законодательного обеспечения модернизации и строительства инновационной экономики (Евгений Федоров: принят закон, определяющий, что такое инновация, модернизация, инновационная деятельность; предстоит корректировка еще порядка ста законов); вопросы поддержки конкретных потенциально инновационно емких отраслей (Роман Троценко: закон о мерах по поддержке судостроения в процессе принятия; отрасль рассчитывает, что это обеспечит ей ускоренное развитие); проблемы модернизации нефтепроводов (Валентина Дубинина: износ российских трубопроводов превышает 70 процентов; для более дешевой, чем обычная, модернизации следует использовать разработанные в России стеклопластиковые трубы).
После панельной дискуссии работа Конгресса продолжилась в формате девяти секций: «Экономика России – глобальные вызовы и модернизация страны. Приоритеты нового десятилетия»; «Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества – модернизация отношений на пути построения сильной экономики»; «Малый и средний бизнес – опора модернизации. Развитие предпринимательской инициативы как стратегического приоритета»; «На пути к экономике знаний: инновационное развитие и научно-техническая политика. Трансферт технологий»; «Обеспечение продовольственной безопасности и развитие аграрной промышленности»; «Кадры для модернизации. Образование для новой экономики»; «Реформа налоговой системы. От фискальной функции и наполнения бюджета к стимулам для развития»; «От ресурсной модели к рациональному природопользованию. «Зеленая» экономика как механизм модернизации и инновационного развития»; «Государственная ценовая политика и конкурентоспособность российского предпринимательства».



ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ


НАШИ КАНАЛЫ





Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров

ПОДПИСКА

Новости страхового рынка
Интересно и актуально