ФАС России подготовила проект концепции новой редакции Закона о государственных закупках

21.03.2011
Новости ТПП РФ

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 89 февраль 2011 года ФАС России подготовила проект концепции новой редакции Закона о государственных закупках Федеральной антимонопольной службой подготовлен и представлен для обсуждения проект концепции новой редакции Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проектом концепции, в частности, предлагается: 1. Для исключения закупки некачественной продукции и обеспечения инновационного направления госзакупок – обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования (в т.ч. гарантийные) к стандартным товарам, работам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции и включать такие требования в типовые контракты. 2. В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата – предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые дополнительные требования к участникам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д. 3

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

№ 89

 

февраль 2011 года

 

ФАС России подготовила проект концепции новой редакции
Закона о государственных закупках

Федеральной антимонопольной службой подготовлен и представлен для обсуждения проект концепции новой редакции Федерального закона
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Проектом концепции, в частности, предлагается:

1. Для исключения закупки некачественной продукции и обеспечения инновационного направления госзакупок – обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования (в т.ч. гарантийные) к стандартным товарам, работам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции и включать такие требования в типовые контракты.

2. В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата – предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые дополнительные требования к участникам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д.

3. Для корректного формирования начальной цены контракта – определить в законе алгоритм действий заказчика по ее обоснованию, а также поручить профильным ведомствам определять в ряде случаев ее расчет.

4. Предусмотреть обязательность применения заказчиками санкций за нарушение исполнения обязательств по контрактам, а также установить максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков.

5. Ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при грубейших нарушениях (по аналогии с Федеральным законом «О защите конкуренции»), а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа.

6. Исключение запроса котировок, как конкурентного, но коррупционного способа размещения заказов и замена его на уже предусмотренный 94-ФЗ короткий по срокам электронный аукцион.

7. Установление законодательных требований к обеспечению контрактов (типовые формы банковских гарантий и поручительств), а также централизованной проверки поручителей по контрактам.

8. Для снижения возможностей по недобросовестному исполнению контрактов - включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом, а также введение обязанности заказчиков требовать финансовое обеспечение по всем контрактам для их качественного исполнения.

Проект концепции приведен в сокращенном виде. Полная версия документа разослана по системе ТПП для замечаний и предложений.

В Государственную Думу внесены законопроекты о государственной поддержке инновационной деятельности

В начале февраля депутатами Государственной Думы внесены проекты федеральных законов, регулирующих вопросы государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.

Первый законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» внесен депутатами Государственной Думы О.В.Морозовым, В.А.Черешневым и др.

Законопроект содержит определения основных понятий, в частности «инновационная деятельность», «субъект государственной поддержки» и иные. Согласно проекту, государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя следующие виды: финансовая поддержка, налоговое и таможенное стимулирование, организационно-правовая поддержка, информационная поддержка. Указанные виды господдержки в свою очередь представлены различными формами, перечень которых не исчерпывается в законе. В проекте закона устанавливается компетенция органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, а также порядок их взаимодействия в этой сфере.

Законопроектом также предусматривается создание Федерального инновационного фонда России, который учреждается совместно Правительством РФ и частными инвесторами и призван аккумулировать финансовые ресурсы из различных источников. Эти средства могут расходоваться исключительно на стимулирование создания результатов научной и научно-технической деятельности, приобретение прав на них в целях их дальнейшей передачи для использования производителям инновационной продукции, на обеспечение правовой охраны результатов научной и научно-технической деятельности в России и за рубежом, для поддержки субъектов инновационной деятельности, проведение мероприятий, способствующих продвижению российских научных и научно-технических достижений и инновационной продукции на российский и международные рынки. Законопроект разослан по системе ТПП РФ. По итогам обобщения поступающих отзывов и предложений заключение ТПП России будет направлено в профильный комитет Государственной Думы.

Второй пакет законопроектов № 496139-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» и № 496144-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О господдержке инновационной деятельности в РФ» внесены депутатами Государственной Думы И.Д.Грачевым, О.Г.Дмитриевой и др.

В проекте закона раскрываются основные понятия в сфере инновационных отношений: инновационная деятельность, инновационный продукт, инновационная программа, инновационный проект, субъекты инновационной деятельности, инновационная инфраструктура и другие, а также основные цели и принципы инновационной деятельности. Также в законопроекте закрепляется перечень объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, а также определяется перечень условий, необходимых для получения соответствующего статуса, и принципы деятельности объектов инновационной инфраструктуры. Перечень объектов в законопроекте является открытым, что позволяет развиваться новым институтам инновационной инфраструктуры.

Законопроекты планируются к рассмотрению в период весенней сессии Государственной Думы.

Новый закон о бухучете может ухудшить положение малого бизнеса

В феврале в Государственной Думе велась работа по подготовке к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона № 385329-5 «О бухгалтерском учете» (принят в первом чтении 14 января 2011 года).

Законопроект содержит ряд новелл. В частности, регламентируются вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, использования для целей бухгалтерского учета электронных документов; осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах. Кроме того, в законопроекте установлены состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании. Законопроектом устанавливается единоличная ответственность руководителя в случае возникновения между ним и главным бухгалтером разногласий по вопросам ведения бухгалтерского учета, определен и порядок действий в такой ситуации.

Проект устанавливает обязанность по ведению бухучета в отношении всех экономических субъектов, за исключением ведущих учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также представительств иностранных организаций.

ТПП России на основе поступивших от членских организаций замечаний и предложений подготовлен пакет поправок, которыми, в частности, предлагается: уточнить понятийный аппарат; освободить от обязанности ведения бухучета организации – субъекты малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения; установить ответственность руководителя экономического субъекта за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется в апреле 2011 года.

Госдума приняла важные для малого бизнеса законы

9 февраля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции». 16 февраля Закон одобрен Советом Федерации.

Закон предоставляет высшим учебным и научным учреждениям право заключать договоры аренды имущества с хозяйственными обществами, созданными ими в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и являющимися субъектами малого или среднего предпринимательства, без проведения конкурсов и аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

Для заключения договора аренды без проведения конкурсов и аукционов Закон устанавливает требование о том, что деятельность арендаторов должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. В целях пресечения возможных злоупотреблений Закон предусматривает обязательное включение в договор аренды условия о запрете на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственному обществу, передачу хозяйствующим обществом своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставления этого имущества в безвозмездное пользование и залога арендных прав.

22 февраля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Закон направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование налогообложения их деятельности, осуществляемой за счет выделяемых средств. В частности, устанавливается особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающий, что указанные средства учитываются в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет этого источника расходам, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Реформа налоговых спецрежимов:
патентная система взамен ЕНВД

9 февраля группой депутатов в Государственную Думу внесен правительственный законопроект о поэтапной отмене единого налога на вмененный доход и о введении «патентной системы налогообложения» для индивидуальных предпринимателей (проект № 499566-5).

Основной целью законопроекта является расширение сферы применения патентной системы налогообложения, для чего предлагается дополнить раздел VIII.1 «Специальные налоговые режимы» части второй Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) новой главой 265 «Патентная система налогообложения».

По сравнению с действующим перечнем (69 видов деятельности) общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 за счет их укрупнения. При этом законами субъектов РФ также будут устанавливаться размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах от 100 до 500 тыс. рублей.

Кроме того, проект предусматривает освобождение плательщиков, перешедших на патентную систему, от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

На стадии «нулевого чтения» Палата проводила обсуждение проекта с Минфином РФ, Администрацией Президента, а также запрашивала мнение своих членских организаций и территориальных ТПП.

Следует отметить, что во внесенном проекте закона частично учтен ряд позиций, предложенных ранее Палатой:

- до 10 человек увеличена численность работников по патентной системе (в первоначальной редакции – 5 человек, Палатой предлагался критерий в 15 человек);

- установлено, что при переходе с патентной системы налогообложения на общий режим уплаченная налогоплательщиком стоимость (часть стоимости) патента учитывается при исчислении сумм налогов по общему режиму, что не повлечет двойного налогообложения;

- для предприятий торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД, численность работников с 2013 года сокращается со 100 до 50 (изначально проектом предлагалось до 15 человек).

Вместе с тем, в проекте сохраняется порог в 60 млн. рублей для плательщиков упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения, что не станет дополнительным стимулирующим фактором для малого бизнеса. Существуют и другие спорные вопросы. 

Законопроект «Об электронной подписи» принят во втором чтении

25 февраля Государственная Дума приняла во втором чтении проекты федеральных законов № 305592-5 «Об электронной подписи» и № 305604-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи».

Согласно законопроекту электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена или иным образом связана с другой информацией в электронной форме (подписываемой информацией) и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Определены три вида электронной подписи: простая, усиленная и квалифицированная электронная подпись. При этом подлинность электронной подписи обеспечивается надежностью средств, при помощи которых осуществляются ее создание и проверка. Данные средства должны соответствовать установленным требованиям и содержать элементы криптографии.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению был учтен ряд предложений ТПП России, в том числе в части установления обязанности лица, использующему усиленную электронную подпись в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о нарушении конфиденциальности ключа подписи, уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о таком нарушении; установления требования, что при создании электронной подписи средство электронной подписи должно показывать лицу, подписывающему электронный документ, содержание информации, которую он подписывает, и др.

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении планируется в апреле 2011 года. Положения нового закона вступят в силу с момента его официального опубликования. 

Уточняются механизмы банкротства холдингов

Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп».

Законопроектом предлагается ввести в российское законодательство специальные положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) членов предпринимательских групп (холдинговых структур). В частности, вводится термин «предпринимательская группа», под которым понимается совокупность двух или более юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольные одному контролирующему лицу – члену этой предпринимательской группы, и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.

Одновременно законопроектом предусматривается возможность признания по усмотрению суда того или иного должника членом предпринимательской группы в случае, если информация о его нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в установленном федеральным законом порядке.

В проекте устанавливаются положения, касающиеся непосредственно процедуры банкротства предпринимательской группы: возможность подачи в арбитражный суд объединенного заявления о банкротстве нескольких членов холдинга; возможность назначения общего арбитражного управляющего, и т.д. ТПП России планирует направить заключение на данный законопроект.

Порядок предоставления земельных участков будет скорректирован

Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования». Законопроект направлен на устранение многочисленных пробелов и противоречий действующего законодательства, касающихся предоставления земельных участков, его текст размещен на официальном сайте Министерства.

В случае предоставления земельных участков без торгов обязанность предварительного согласования места размещения объекта предлагается заменить обязанностью по подготовке документации по планировке территорий и проекта межевания. При этом исключается необходимость проведения целого ряда согласований, предусмотренных для случая предварительного выбора места размещения объектов.

В законопроекте предусматривается ряд существенных изменений для случая предоставления земельного участка в целях его комплексного освоения: образование земельного участка для комплексной застройки может быть осуществлено без проекта планировки территории. При этом застройщик вправе образовывать земельные участки без дополнительных согласований с публичными собственниками, приобретает исключительное право на выкуп данных земельных участков либо на получение их в аренду без торгов и т.п. Установлена возможность предоставления земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства.

Кроме того, в законопроекте:

1) систематизированы случаи и уточнен общий порядок предоставления земельных участков в целях строительства, в том числе в случае строительства или размещения на них линейных объектов;

2) предусмотрена возможность проведения двух видов аукционов - по вопросу предоставления земельного участка для строительства и по вопросу предоставления земельного участка для освоения территории (комплексное освоение территории, размещение садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, др.);

3) установлено, что предоставление земельных участков на праве собственности или аренды осуществляется на торгах, за исключением предусмотренных законопроектом случаев;

4) исключена необходимость многочисленных согласований в ходе предоставления земельных участков, т.к. все необходимые решения принимаются при утверждении проекта планировки территории, которое может быть подготовлено любым заинтересованным лицом;

5) на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предлагается создание специализированных учреждений, осуществляющих продажу соответствующих земельных участков и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет части средств (10 %), вырученных от продажи земельных участков.

При этом законопроект не предусматривает продление завершающегося 1 января 2012 года срока приобретения земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости по льготным ценам, устанавливаемым субъектами Российской Федерации, и сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Таможенный союз: унификация требований к автодорогам

Минтрансом России разработан проект технического регламента «Безопасность автомобильных дорог», устанавливающий единые требования на территории стран Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана.

Данный регламент заменит существующие в странах Таможенного союза нормативы по строительству, проектированию и эксплуатации дорог, включая требования к рекламным конструкциям, светофорам, разметке и уборке трасс. При этом российские стандарты будут ужесточены.

В частности, регламент содержит требования к обочинам, рекламным щитам, установленным вдоль трасс, режиму движения на дорогах, а также предельный уровень повреждений дорожного покрытия и сроки их ремонта. Ужесточаются требования относительно видимости и визуального восприятия дорожных знаков и светофоров. Кроме того, вводятся новые нормативы и по замене поврежденных элементов дорожного ограждения – от одних до пяти суток в зависимости от интенсивности движения (сейчас – пять суток). Палатой в Минэкономразвития были направлены замечания по проекту. Планируется, что регламент вступит в силу в конце 2011 года.

Коротко:

7 февраля Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции», вступающий в силу с 1 марта текущего года. Документ регламентирует права и обязанности сотрудников, что необходимо для четкой и эффективной работы полиции и предотвращения случаев необоснованного применения властных полномочий. Кроме того, Закон освобождает органы полиции от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель взаимоотношений между обществом и правоохранительными структурами.

7 февраля Правительством РФ в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» в части уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления (№ 497961-5). Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 173.1, устанавливающей ответственность за образование коммерческой организации в целях совершения различного рода преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом (так называемой «фирмы-однодневки»). Наряду с этим криминализируется предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности на указанные противоправные операции или сделки.

7 февраля Президентом РФ подписан Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», вступающий в силу с 1 января 2012 года.

16 февраля в Государственную Думу Президентом РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (№ 502299-5), ужесточающий наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве. Проект дополняет УК РФ положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей. Законопроект разослан по системе ТПП для ознакомления и подготовки замечаний.

18 февраля в Государственной Думе состоялся «круглый стол» Комитета по экономической политике и предпринимательству на тему: «Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Лизинг в России: законодательный аспект». В ходе мероприятия было отмечено, что отмена механизма ускоренной амортизации лизингового имущества приведет к снижению конкурентоспособности российских компаний, оказывающих лизинговые услуги, и сокращению объемов их деятельности.

22 февраля Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 484412-5 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», внесенный Правительством РФ. Проектом, в частности, предлагается ввести обязательную маркировку слабоалкогольной продукции, с содержанием спирта свыше 7 процентов, запретить оборот слабоалкогольной продукции с содержанием спирта менее 7 процентов, разлитой в потребительскую тару более 330 мл., указывать на потребительской таре слабоалкогольной продукции информацию о содержании этилового спирта как в 100 мл. данной продукции, так и в объеме потребительской тары. Окончательное принятие законопроекта планируется до конца весенней сессии 2011 года.

24 февраля состоялось заседание налогового подкомитета Комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором обсуждались поправки к проекту федерального закона № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Ряд поправок Палаты был частично учтен. В частности, планируется сохранить ограничение на проведение экспертизы только в рамках выездных налоговых проверок, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ; предоставить возможность налогоплательщику самостоятельно определять срок, по истечении которого может быть реализован нематериальный актив, полученный в результате проведения НИОКР; снизить размер санкции за неиспользвание сформированного резерва предстоящих расходов на НИОКР с двукратной ставки рефинансирования до однократной. Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется 25 марта.

25 февраля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс» в части либерализации уголовного законодательства РФ. Поправки исключают по отдельным составам преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы остаются неизменными. Отмена нижнего порога санкций касается 68 статей Кодекса, предусматривающих наказания за преступления малой и средней тяжести. Среди них – незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров и др.

 

___________________________________________

Департамент по законодательству ТПП России (т. 620-01-28, ф. 620-03-67, zakon@tpprf.ru)



ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ


НАШИ КАНАЛЫ





Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров

ПОДПИСКА

Новости страхового рынка
Интересно и актуально