• 6 августа, 2020
  • 142

Представитель НЦФГ поделился опытом на круглом столе в Тюменской области

В Тюменской области ведется активная работа по повышению финансовой грамотности граждан. И в этой совместной работе участвуют представители органов власти, образования и науки, финансовых структур, вузов, общественных организаций. В настоящее время в правительстве Тюменской области рассматривается предложение о создании координационного совета по разработке региональной программы повышения финансовой грамотности граждан. Она позволит расширить охват населения образовательными и просветительскими мероприятиями, вести работу по данному направлению на системной основе. Эксперты из финансовых структур, органов власти и общественного сектора сошлись во мнении, что идея разработки региональной программы повышения финансовой грамотности граждан — это очередной шаг вперед.

В обсуждении вопросов финансовой грамотности приняли участие 7 спикеров, в том числе из муниципалитетов Тюменской области и других регионов страны. Спикерами выступили специалисты Центробанка, Роспотребнадзора, Национального центра финансовой грамотности, Финансово-экономического института ТюмГУ и «Союза защиты прав потребителей финансовых услуг». Итогом круглого стола стала выработка рекомендаций по повышению уровня финансовой грамотности населения в Тюменской области. Полный текст исследования размещен на официальном сайте проекта. В заключение руководитель Центра поддержки и развития регионального образования Светлана Мельцер анонсировала организацию и проведение в Тюменской области первого Финансового фестиваля для всей семьи. Он состоится осенью 2020 года. Участников фестиваля ждут лекции, игротека, мастер-классы, индивидуальные консультации, викторины и конкурсы. В рамках деловой программы в качестве спикеров выступят ведущие региональные эксперты, консультанты, сотрудники финансовых институтов, представители органов власти и общественности.

По мнению участвовавшего в работе круглого стола сопредседателя тюменского регионального отделения Общероссийского народного фронта Александра Пересторонина, данный проект – крайне актуален, важен и своевременен. «Этот проект безоговорочно достоин поддержки. Финансовая грамотность, особенно в нынешних непростых условиях ограничений из-за пандемии, – важнейшая составляющая для граждан, причем для всех, а не только для бизнеса. Финансовой грамотности населения в принципе нужно систематически уделять большое внимание: от планирования бюджета семьи и знания своих финансовых и потребительских прав до защиты от мошенников и работы с ценными бумагами, акциями и так далее. Если граждане прислушаются к выработанным специалистами рекомендациям, им проще будет разобраться в различных существующих на рынке предложениях и не попадать в сложные жизненные ситуации», – подчеркнул Александр Пересторонин.

Отметим, что работа по повышению финансовой грамотности населения в регионе ведется давно. И в ней участвуют самые разные организации и сообщества. Председатель Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Михаил Мельцер сообщил, что в рамках проекта «Социально-финансовая инициатива в Тюменской области» активисты реализуют множество образовательных и просветительских мероприятий. В том числе проводят юридические консультации для граждан, занятия в Школе финансовой грамотности, работают с молодежью, готовят кадры в области финансовой журналистики. Безусловно, силами одной организации трудно донести до граждан весь комплекс сведений в области финансовых знаний. Поэтому активистам-общественникам помогают партнеры. Так, проект «Клиника финансового здоровья» реализуется совместно с юридической компанией «Сайфуллин и партнеры». Тюменский межрегиональный центр обучения помогает в реализации образовательных мероприятий, разработке программ по повышению финансовой грамотности населения в различных возрастных группах. А администрация города Тюмени поддерживает общественников в их занятиях со школьниками и при проведении чемпионатов по финансовой грамотности среди подростков. Михаил Мельцер напомнил, что проект «Молодежная финансовая инициатива» был высоко оценен на федеральном уровне и дважды становился победителем конкурса Фонда президентских грантов. В рамках проекта при поддержке департамента образования и науки и Информационно-методического центра департамента в регионе проводятся чемпионаты по финансовой грамотности среди молодежи, студентов и школьников.

Представитель Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, аккредитованный эксперт проекта Министерства финансов РФ по программе «Финансовая грамотность на рабочих местах» в Тюменской области Екатерина Жеурова отметила, что Тюменская область выходит на новый уровень работы в области повышения финансовой грамотности населения, в том числе работников предприятий. В университете разработаны десятки образовательных и учебных программ и дисциплин, на различных площадках с 2018 года проведены порядка 50 мероприятий по развитию финансовой культуры населения. Более 70 педагогов прошли повышение квалификации в области финансов.

Руководитель направления «Кадры для финансовой грамотности» Национального центра финансовой грамотности Ольга Соборнова рассказала про успешный опыт других регионов в Проекте повышения финансовой грамотности: «И если говорить о Тюменской области, то видно, что работа с населением ведется, но при этом существуют зоны роста. Нужна дорожная карта мероприятий, важно закрепить маршруты и цели по достижению финансовой грамотности граждан, определить ответственных лиц. В настоящее время в Тюменской области успешно прошли программу обучения по Проекту Минфина России 90 консультантов-методистов. Из них 17 консультантов-методистов находятся в реестре и проводили мероприятия в течение последних 12 месяцев. Но для охвата всех территориальных образований и возможности проведения просветительских мероприятий в офлайн формате важно, чтобы был в достаточном количестве подготовлен кадровый резерв. Всего в России за 4,5 года реализации Проекта обучено 9 500 консультантов-методистов, которые провели более 31 тыс. мероприятий и организовали в СМИ почти 5 000 публикаций».

Важно отметить, что с мая по июль 2020 года Финпотребсоюз проводил независимый мониторинг финансового здоровья жителей юга Тюменской области. Участие в опросе приняли более 1 500 человек из различных городов и районов. Цель исследования – получение объективных данных о финансовом самочувствии жителей региона в условиях современной социально-экономической реальности и определение наиболее эффективных и востребованных форм работы по повышению финансовой грамотности. На круглом столе обсуждались итоги исследования. Генеральный партнер проекта – Агентство социологических и маркетинговых исследований «Омнибус». Проект реализован при поддержке Торгово-промышленной палаты Тюменской области, отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации и Альянса социально ориентированных некоммерческих организаций Тюменской области. Целью мониторинга стало получение объективных данных о финансовом самочувствии жителей Тюменской области в условиях нынешней социально-экономической и эпидемиологической ситуации. Проектом были охвачены города и муниципальные районы Тюменской области. А участие в опросах приняли 1535 человек. Финансово грамотными считают себя большинство опрошенных. Однако финансовые знания используют лишь 64%. Более 90% опрошенных готовы получать новые финансовые знания. На вопрос: «На какой период вам хватит ваших сбережений?» — большинство ответили: «На один месяц». При этом у 59% опрошенных есть действующие кредиты. Что касается отпускных средств, то большинство граждан намерены потратить их на текущие расходы, а не на отдых или приобретение ценных бумаг.

В целом же поведение тюменских потребителей в кредитно-финансовой сфере отличается высокой осторожностью. А саму ситуацию финансового положения граждан можно охарактеризовать как достаточно стабильную. При этом с точки зрения накопления финансовых средств и создания финансовой подушки безопасности тюменцы «проявляют низкую потребительскую ответственность и своими действиями противоречат базовым правилам и стратегии финансово грамотного человека». Большинство земляков не имеют достаточных сбережений, чтобы прожить один–два месяца без работы. И это показывает отсутствие запасов прочности у тюменских домохозяйств. Свой бюджет на год вперед планируют только 6,7% опрошенных.

Основные финансовые инструменты, которые используют респонденты, — это банковские вклады и кредиты. Большая часть участников опроса не имеют личного финансового плана и не видят в этом необходимости, не пользуются инструментами страхования и инвестирования. И это может означать лишь одно: люди не готовы к изменению финансовой ситуации, к форс-мажорным обстоятельствам.

В итоге эксперты сделали вывод о том, что в реальности многие опрошенные тюменцы имеют низкий уровень финансовой грамотности и компетенций, обеспечивающих страховку от травмирующего влияния изменений в экономике и личных обстоятельств. Но готовы обучаться и получать квалифицированную юридическую помощь по защите своих финансовых прав.

Усилия ТРО «Союза защиты прав потребителей финансовых услуг» по повышению финансовой грамотности населения высоко оценили в Роспотребнадзоре. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Надежда Соколова сообщила, что ведомство поддерживает инициативу разработки и принятия региональной программы повышения финансовой грамотности населения. Она будет способствовать росту благополучия граждан, позволит создать на всей территории региона эффективную систему консультирования и защиты финансовых интересов потребителей, столкнувшихся с неправовыми действиями со стороны игроков финансового рынка, повысит общий индекс финансовой грамотности жителей региона.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».