• 8 сентября, 2021
  • 138

Болезни, неопределенность и война: россияне рассказали о своих страхах

Респондентам предлагалось ответить на вопросы, как часто их посещает тот или иной страх и какой из этих страхов они назвали бы самым сильным. В качестве самого сильного страха можно было указать один из представленных либо указать вариант “другое”.

Относительное большинство респондентов (13%, или каждый восьмой) указали, что больше всего они опасаются, что кто-то из их членов семьи тяжело заболеет. В то же время две трети респондентов — как указавшие этот страх самым сильным, так и не указавшие — думают об этом риске постоянно, а каждый шестой — периодически. Почти половина респондентов стали бояться, что их близкий заболеет, сильнее, чем в начале пандемии.

Каждого девятого (11%) больше всего преследует страх за будущее детей. В целом мысли об этом риске постоянно думают 71% опрошенных, а каждый пятый (19%) думает об этом периодически. С момента начала пандемии за будушее детей стали сильнее бояться свыше половины опрошенных (52%).

Каждый десятый опрошенный (10%) указал, что больше всего боится войны как таковой. В то же время мысли о войне постоянно посещают две трети респондентов, а каждый пятый думает об этом периодически. За время пандемии о войне стали думать чаще 48% опрошенных.

8% респондентов больше всего волнует перспектива увеличения цен на базовые продукты и ЖКХ. В целом мысли об этом возникают у 69% опрошенных, а почти каждый шестой (18%) думает об этом периодически. С момента начала пандемии о росте цен на базовые продукты и ЖКХ стали думать чаще 53% респондентов.

Почти столько же опрошенных (7,7%) беспокоит прежде всего риск потери работы или иного источника дохода (в частности, потерять работу боятся 3,9% респондентов, а иной источник дохода — 3,8%). При этом оба страха терзают россиян заметно реже по сравнению с другими страхами: мысли о риске потери работы либо иного заработка преследуют постоянно меньше половины опрошенных (46% и 44% соответственно). Реже россияне постоянно думают только о злых собаках (35%). С момента начала пандемии о риске потери работы или иного источника заработка стал чаще думать каждый пятый (23% и 22% соответственно).

7% россиян сильнее всего боятся неопределенности будущего своих родителей и близких. В целом мысли о непредсказуемости будущего родителей и близких постоянно посещают три четверти респондентов, а каждого восьмого — периодически. О неопределенности будущего родителей или друзей с момента начала пандемии стали чаще думать 43% опрошенных.

6,8% россиян сильнее прочего беспокоит неопределенное будущее страны. При этом мысли об этом постоянно посещают наибольшую долю участников опроса — 79%, в то время как каждый десятый думает о будущем страны периодически. Почти половина опрошенных (48%) стали думать о будущем страны чаще с момента начала пандемии.

Реже всего россиян посещают мысли о старости: в то время как две трети россиян думают об этом постоянно или периодически, треть (32%) не думает о старости вообще. Самым сильным страхом старость назвали 2,7% опрошенных — реже россияне боятся в такой степени только закрытых границ (2.4%) и собак (1,8%).

Возникновение и усиление личных страхов у респондентов связано как правило с общим прошлым опытом (13%), личным опытом потери здоровья и самостоятельности (13%), с прогнозами СМИ (11%) и собственными прогнозами (11%), с личным опытом финансовых потерь и изменения привычного уровня жизни (9%), а также с иррациональным страхом (8%). Каждый шестой выбрал ответом на этот вопрос вариант другое (17%), при этом ответы были в целом схожи с представленными вариантами (потеря здоровья или дохода, непосредственно пандемия, рост цен, одиночество, отдаление от близких, болезнь близких, общая обстановка в мире, потеря привычного уровня жизни, потеря близких и так далее).

На вопрос о том, что среди прочих методов лучше всего помогло респондентам ослабить тот или иной страх, респонденты чаще всего отвечали, что они начали следить за своим здоровьем (16%) и за здоровьем родных (14%). 7% опрошенных помог отказ от чтения новостей. Столько же респондентов стали чаще общаться с детьми. 6,6% опрошенных помогло формирование финансовой подушки. 5% стали чувствовать себя лучше, когда начали следить за своей внешностью. 4% добились повышения дохода и таким образом смогли улучшить свое состояние. Наименьшая доля опрошенных справляются со страхами с помощью психологов и психотерапевтов  (1,8%), сменой обстановки (1,5% переехали в другой город) и тренингов личностного роста (1,2%). В категории «иное» (на нее пришлось 23% ответов) лидируют ответы о том, что ничего существенно не помогло. Среди конкретных способов помощи себе в категории «иное» респонденты указывали, в частности, вакцинацию, алкоголь, уход в работу и домашние дела.

«Россияне продолжают испытывать опасения за свое здоровье и здоровье близких в связи с пандемией. Среди них растет спрос на страховые продукты, предусматривающие реабилитацию после серьезных заболеваний, таких как COVID-19 и инсульт, и оплату медицинской помощи при возникновении нежелательных последствий вакцинации. Если зимой и весной продажи таких страховок у “Росгосстраха” шли относительно ровно, то с июня число проданных полисов увеличивалось от месяца к месяцу. В июне страховок от нежелательных последствий вакцинации было продано в полтора раза больше, чем в мае, а в июле — на 30% больше чем в июне, в августе тоже наблюдался прирост», — рассказала член Правления ПАО СК «Росгосстрах» Елена Белоусенко.

Похожие статьи

Хороший соцпакет, просторная зона отдыха и обучение — россияне…

О том, какой видят работу мечты, рассказали участники исследования проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья» для…
Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…

Страховой Дом ВСК составил рейтинг самых опасных соседей в…

Агенты Страхового Дома ВСК выяснили, в каких регионах жители больше всего беспокоятся о своей недвижимости.