• 29 июня, 2020
  • 137

Всероссийский союз пациентов провел независимую оценку работы системы Медико-социальной экспертизы

В основу исследования лег опрос пациентов, проходивших освидетельствование в последние два года и пациентских НКО. В оценке приняли участие 2013 пациентов из 80 регионов РФ и 137 руководителей НКО из 54 субъектов Российской Федерации. Сбор информации осуществлялся в период 26 февраля – 10 марта 2020 года. Разработчиком и организатором исследования выступила компания Центр «Социальная Механика». Еще одну составляющую оценки реализовала компания Semantic Hub, проанализировавшая мнения пациентов о МСЭ, высказанные в последние три года в сети интернет.

По данным опроса пациентов, благодаря повышению открытости МСЭ, взаимодействие с НКО становится продуктивнее. Сегодня в состав Общественных комиссий при Главных бюро МСЭ в регионах входят примерно треть общественных организаций пациентов.

За последние годы деятельность системы МСЭ вызывала много нареканий со стороны пациентов, но ситуация выправляется. Так 53% опрошенных НКО указало на положительные изменения, 43% – на отсутствие изменений и только 4% на изменения в худшую сторону.

«Необъективность решений комиссии МСЭ остается устойчивым стереотипом в общественном сознании, на устранение которого потребуется направить совместные усилия системы МСЭ и пациентских организаций», – считает Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

«Важно, что в исследовании приняли участие всероссийские общественные организации, благотворительные фонды, инициативные группы пациентов. Оперативный отклик мы получили от инвалидов, в стране их почти 12 млн. человек. Это неудивительно – деятельность МСЭ затрагивает многих из них. Поэтому нам представляется крайне важным собрать широкий срез данных и представить его органам власти и широкой общественности. Адекватная оценка качества происходящих реформ является залогом успешного общественно-государственного диалога в здравоохранении», – подчеркнул Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Среди наиболее распространенных поводов обращения граждан в НКО – жалобы на систему МСЭ. В 30% НКО такие жалобы поступают довольно регулярно, в 62% – время от времени. Среди наиболее популярных тем обращений – длительные сроки ожидания записи к специалистам и на диагностику (47%), вынужденное посещение разных учреждений для прохождения специалистов, процедур, сдачи анализов (41%).

Сбор документов для медико-социальной экспертизы 95,5% опрошенных проходят в поликлиниках. 60% опрошенных на этом этапе столкнулись с длительной записью, сроками ожидания консультаций и диагностических процедур. Следующая по распространенности проблема на этапе сбора документов для МСЭ – необходимость платить за анализы или консультации (43% опрошенных прибегали к платным медицинским услугам). У каждого пятого (20,7%) возникают проблемы при оформлении документов в связи с недостаточной информацией или ошибками в документах. Без проблем процесс сбора документов проходит примерно у трети граждан.

Целью освидетельствования в бюро МСЭ является установление инвалидности (91% опрошенных) и разработка индивидуальной программы реабилитации (36%). Время ожидания вызова на освидетельствование с момента направления документов в бюро МСЭ составляет около 1,5-3 недель: 45% опрошенных ждали около двух недель. Продолжительность процедуры освидетельствования достаточно длительная – каждый второй опрошенный проводит в бюро МСЭ более двух часов.

В доступной форме пояснения по результатам МСЭ получает каждый второй проходящий освидетельствование (56%). Однако треть выходящих из бюро МСЭ остаются без доступных пояснений по результатам экспертизы и этот факт заслуживает отдельного внимания. И только в 27% случаев предоставляется информация о возможности апелляции. Из всех опрошенных около 17% имели опыт обжалования решений МСЭ, 6,5% – опыт «двойного» обжалования первоначально принятого решения. В 34% случаев в ГБ МСЭ жалоба была удовлетворена.

«Результаты МСЭ по-прежнему остаются наиболее болезненной сферой, где оценки разнонаправлены и дисскуссивны» – обращает внимание Руководитель сектора исследований Центра «Социальная Механика» Наталья Полярная. «Однако и здесь, хоть и не однозначно, но фиксируется скорее положительная тенденция: 27% экспертов считают, что за последние два года ситуация ухудшилась, а 38% – что улучшилась».

Взаимодействие с ГБ МСЭ оценивается пациентскими НКО по-разному: треть опрошенных отметили, что получают исчерпывающие ответы по обращениям, еще четверть, что за последние два года организация стала принимать больше участия в мероприятиях ГБ МСЭ, а взаимодействие носит более открытый характер. Чуть менее половины (43%) указали на отсутствие изменений во взаимодействии. Изменения в худшую сторону отмечены в 4% случаев.

Среди сфер, в которых наметился прогресс (положительные оценки, преобладают над оценками отрицательными) – работа поликлиники по оформлению предварительной документации, организация процедуры освидетельствования в бюро МСЭ, отношение специалистов бюро МСЭ.

В целом изменения последних лет в системе медико-социальной экспертизы оцениваются пациентским сообществом положительно. Количество жалоб граждан сокращается, МСЭ становится более открытой и пациентоориентированной. По свидетельству ВСП позитивный резонанс в сообществе пациентов вызвало введение временного порядка признания лица инвалидом (постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467), продлевающего действующую инвалидность на полгода и позволяющее подавать документы на МСЭ дистанционно.

Вместе с тем, ситуацию пока рано считать однозначно позитивной и безоблачной. Необходимо повышать как качество работы системы, так и качество разъяснительной работы с пациентами. Исследования и практика ВСП показывают, что в большинстве случаев причина недовольства пациентов – недостаточная информированность и понимание: причин вынесения решений, правовых норм, возможностей и алгоритмов дальнейших действий. И, безусловно, важно отношение к пациенту и коммуникация с ним. То без чего невозможно современное пациент-ориентированное здравоохранение.

Похожие статьи

«Ингосстрах» принимает заявления от пострадавших в ДТП в Златоусте

Страховая компания «Ингосстрах» принимает заявления от родственников и пассажиров трамваев, попавших в ДТП в Златоусте (Челябинская область) 12 июля.

Калининградский филиал Страхового Дома ВСК обеспечил страховой защитой имущественные…

Калининградский филиал Страхового Дома ВСК застраховал производственный комплекс группы компаний на площади более 15 000 кв. км на 10 га земли.

В июне СберСтрахование жизни выплатила россиянам по страховым случаям…

В июне 2024 года СберСтрахование жизни выплатила клиентам в связи со страховыми случаями 2,11 млрд рублей. Страховая компания урегулировала 12,9 тыс.…