• 11 августа, 2020

НБКИ и АВТОСТАТ: во 2 квартале 2020 года количество выданных автокредитов упало на 42,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 142,5 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов сократилось на 42,4% (во 2 кв. 2019 года – 247,3 тыс. ед.). В то же время, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей во 2 квартале 2020 года уменьшился на 44,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 224,4 тыс. единиц (во 2 квартале 2019 года – 400,5 тыс. ед.) (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей и выдачи автокредитов в 2019 – 2020 гг.

Период

Выдачи автокредитов*, тыс. ед.

Объем рынка** автомобилей, тыс. ед.

1 кв. 2019 г.

195,5

322,9

2 кв. 2019 г.

247,0

400,5

3 кв. 2019 г.

262,6

406,5

4 кв. 2019 г.

245,2

463,1

1 кв. 2020 г.

221,5

375,6

2 кв. 2020 г.

142,5

224,4

Изменение за год

-42,4%

-44,0%

Изменение за квартал

-35,7%

-40,3%

В свою очередь, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в июне 2020 года составил 675 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов)

Во 2 квартале 2020 года самое большое количество выданных автокредитов  в регионах РФ было отмечено в Москве (8,6 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (7,4 тыс. ед.), республиках Татарстан (7,2 тыс. ед.) и Башкортостан (7,0 тыс. ед.), а также в Московской области (6,7 тыс. ед.),

При этом самое серьезное сокращение выдачи автокредитов во 2 квартале 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года было зафиксировано в Москве (-56,4%) и Московской области (-54,5%), Санкт-Петербурге (-50,6%), а также в Краснодарском (-49,4%) и Ставропольском (-49,3%) краях (Таблица 2).

«В период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, — полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле-мае фактически остановилось. Однако по мере отмены карантинных мероприятий в июне и реализации гражданами отложенного спроса, сегмент автокредитов постепенно начал восстанавливаться».

«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – И объем покупок новых автомобилей, и объем выданных автокредитов во 2 квартале упали более чем на 40%. Однако с июня ситуация стала улучшаться. В первую очередь потому, что в первый летний месяц была разрешена работа автодилеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Во-вторых, были улучшены условия госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые оказывает серьезную поддержку как самому авторынку, так и автокредитованию».

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.

Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ во 2 квартале 2020 года в сравнении со 2 кварталом 2019 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.

 

По регионам

2 квартал 2019, ед.

2 квартал 2020, ед.

Изменение,

в %

1

г. Москва

19 843

8 647

-56,4%

2

г. Санкт-Петербург

15 061

7 437

-50,6%

3

Республика Татарстан

12 232

7 235

-40,9%

4

Республика Башкортостан

10 989

6 966

-36,6%

5

Московская область

14 711

6 700

-54,5%

6

Свердловская область

8 585

5 948

-30,7%

7

Челябинская область

8 312

5 756

-30,8%

8

Кемеровская область

6 537

5 679

-13,1%

9

Самарская область

7 623

4 399

-42,3%

10

Нижегородская область

6 419

4 137

-35,6%

11

Краснодарский край

8 022

4 061

-49,4%

12

Пермский край

6 616

4 053

-38,7%

13

Ростовская область

6 491

3 511

-45,9%

14

Волгоградская область

4 546

2 933

-35,5%

15

Оренбургская область

4 251

2 677

-37,0%

16

Воронежская область

4 511

2 638

-41,5%

17

Ханты-Мансийский АО — Югра

4 385

2 561

-41,6%

18

Удмуртская Республика

4 141

2 412

-41,8%

19

Новосибирская область

3 077

2 379

-22,7%

20

Ленинградская область

4 283

2 276

-46,9%

21

Саратовская область

4 064

2 235

-45,0%

22

Ставропольский край

3 693

1 872

-49,3%

23

Красноярский край

3 409

1 820

-46,6%

24

Тульская область

3 304

1 724

-47,8%

25

Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)

2 549

1 684

-33,9%

26

Омская область

2 379

1 531

-35,6%

27

Алтайский край

2 157

1 509

-30,0%

28

Чувашская Республика

2 471

1 508

-39,0%

29

Ульяновская область

2 428

1 492

-38,6%

30

Белгородская область

2 199

1 463

-33,5%


Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) во 2 квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, %

 

Регион

2 кв. 2019,

ед.

2 кв. 2020, ед.

Изменение,

в %

1

Москва

26 702

62 069

-57,0

2

Московская область

14 945

31 646

-52,8

3

Санкт-Петербург

12 363

23 849

-48,2

4

Республика Татарстан

9 718

16 735

-41,9

5

Республика Башкортостан

7 998

13 985

-42,8

6

Краснодарский край

7 606

13 949

-45,5

7

Самарская область

8 467

13 779

-38,6

8

Свердловская область

8 234

12 373

-33,5

9

Челябинская область

6 868

10 477

-34,4

10

Ростовская область

5 458

9 339

-41,6

11

Нижегородская область

4 911

9 141

-46,3

12

Пермский край

4 828

8 062

-40,1

13

Ханты-Мансийский автономный округ

4 199

7 669

-45,2

14

Ленинградская область

3 450

6 497

-46,9

15

Воронежская область

4 172

6 478

-35,6

16

Волгоградская область

4 078

6 391

-36,2

17

Ставропольский край

3 242

6 333

-48,8

18

Саратовская область

3 480

6 058

-42,6

19

Кемеровская область

4 408

5 907

-25,4

20

Оренбургская область

4 064

5 657

-28,2

21

Красноярский край

3 245

5 291

-38,7

22

Удмуртская Республика

2 960

5 231

-43,4

23

Новосибирская область

2 971

4 783

-37,9

24

Тульская область

2 114

4 470

-52,7

25

Тюменская область

2 799

4 279

-34,6

26

Белгородская область

2 732

3 961

-31,0

27

Пензенская область

1 755

3 517

-50,1

28

Ульяновская область

2 004

3 512

-42,9

29

Вологодская область

2 256

3 509

-35,7

30

Рязанская область

2 124

3 493

-39,2

Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…