- 11 августа, 2020
- 132
НБКИ и АВТОСТАТ: во 2 квартале 2020 года количество выданных автокредитов упало на 42,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 142,5 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов сократилось на 42,4% (во 2 кв. 2019 года – 247,3 тыс. ед.). В то же время, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей во 2 квартале 2020 года уменьшился на 44,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 224,4 тыс. единиц (во 2 квартале 2019 года – 400,5 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей и выдачи автокредитов в 2019 – 2020 гг.
Период |
Выдачи автокредитов*, тыс. ед. |
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. |
1 кв. 2019 г. |
195,5 |
322,9 |
2 кв. 2019 г. |
247,0 |
400,5 |
3 кв. 2019 г. |
262,6 |
406,5 |
4 кв. 2019 г. |
245,2 |
463,1 |
1 кв. 2020 г. |
221,5 |
375,6 |
2 кв. 2020 г. |
142,5 |
224,4 |
Изменение за год |
-42,4% |
-44,0% |
Изменение за квартал |
-35,7% |
-40,3% |
В свою очередь, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в июне 2020 года составил 675 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов)
Во 2 квартале 2020 года самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (8,6 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (7,4 тыс. ед.), республиках Татарстан (7,2 тыс. ед.) и Башкортостан (7,0 тыс. ед.), а также в Московской области (6,7 тыс. ед.),
При этом самое серьезное сокращение выдачи автокредитов во 2 квартале 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года было зафиксировано в Москве (-56,4%) и Московской области (-54,5%), Санкт-Петербурге (-50,6%), а также в Краснодарском (-49,4%) и Ставропольском (-49,3%) краях (Таблица 2).
«В период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле-мае фактически остановилось. Однако по мере отмены карантинных мероприятий в июне и реализации гражданами отложенного спроса, сегмент автокредитов постепенно начал восстанавливаться».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – И объем покупок новых автомобилей, и объем выданных автокредитов во 2 квартале упали более чем на 40%. Однако с июня ситуация стала улучшаться. В первую очередь потому, что в первый летний месяц была разрешена работа автодилеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Во-вторых, были улучшены условия госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые оказывает серьезную поддержку как самому авторынку, так и автокредитованию».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ во 2 квартале 2020 года в сравнении со 2 кварталом 2019 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.
|
По регионам |
2 квартал 2019, ед. |
2 квартал 2020, ед. |
Изменение, в % |
1 |
г. Москва |
19 843 |
8 647 |
-56,4% |
2 |
г. Санкт-Петербург |
15 061 |
7 437 |
-50,6% |
3 |
Республика Татарстан |
12 232 |
7 235 |
-40,9% |
4 |
Республика Башкортостан |
10 989 |
6 966 |
-36,6% |
5 |
Московская область |
14 711 |
6 700 |
-54,5% |
6 |
Свердловская область |
8 585 |
5 948 |
-30,7% |
7 |
Челябинская область |
8 312 |
5 756 |
-30,8% |
8 |
Кемеровская область |
6 537 |
5 679 |
-13,1% |
9 |
Самарская область |
7 623 |
4 399 |
-42,3% |
10 |
Нижегородская область |
6 419 |
4 137 |
-35,6% |
11 |
Краснодарский край |
8 022 |
4 061 |
-49,4% |
12 |
Пермский край |
6 616 |
4 053 |
-38,7% |
13 |
Ростовская область |
6 491 |
3 511 |
-45,9% |
14 |
Волгоградская область |
4 546 |
2 933 |
-35,5% |
15 |
Оренбургская область |
4 251 |
2 677 |
-37,0% |
16 |
Воронежская область |
4 511 |
2 638 |
-41,5% |
17 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
4 385 |
2 561 |
-41,6% |
18 |
Удмуртская Республика |
4 141 |
2 412 |
-41,8% |
19 |
Новосибирская область |
3 077 |
2 379 |
-22,7% |
20 |
Ленинградская область |
4 283 |
2 276 |
-46,9% |
21 |
Саратовская область |
4 064 |
2 235 |
-45,0% |
22 |
Ставропольский край |
3 693 |
1 872 |
-49,3% |
23 |
Красноярский край |
3 409 |
1 820 |
-46,6% |
24 |
Тульская область |
3 304 |
1 724 |
-47,8% |
25 |
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) |
2 549 |
1 684 |
-33,9% |
26 |
Омская область |
2 379 |
1 531 |
-35,6% |
27 |
Алтайский край |
2 157 |
1 509 |
-30,0% |
28 |
Чувашская Республика |
2 471 |
1 508 |
-39,0% |
29 |
Ульяновская область |
2 428 |
1 492 |
-38,6% |
30 |
Белгородская область |
2 199 |
1 463 |
-33,5% |
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) во 2 квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, %
|
Регион |
2 кв. 2019, ед. |
2 кв. 2020, ед. |
Изменение, в % |
1 |
Москва |
26 702 |
62 069 |
-57,0 |
2 |
Московская область |
14 945 |
31 646 |
-52,8 |
3 |
Санкт-Петербург |
12 363 |
23 849 |
-48,2 |
4 |
Республика Татарстан |
9 718 |
16 735 |
-41,9 |
5 |
Республика Башкортостан |
7 998 |
13 985 |
-42,8 |
6 |
Краснодарский край |
7 606 |
13 949 |
-45,5 |
7 |
Самарская область |
8 467 |
13 779 |
-38,6 |
8 |
Свердловская область |
8 234 |
12 373 |
-33,5 |
9 |
Челябинская область |
6 868 |
10 477 |
-34,4 |
10 |
Ростовская область |
5 458 |
9 339 |
-41,6 |
11 |
Нижегородская область |
4 911 |
9 141 |
-46,3 |
12 |
Пермский край |
4 828 |
8 062 |
-40,1 |
13 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
4 199 |
7 669 |
-45,2 |
14 |
Ленинградская область |
3 450 |
6 497 |
-46,9 |
15 |
Воронежская область |
4 172 |
6 478 |
-35,6 |
16 |
Волгоградская область |
4 078 |
6 391 |
-36,2 |
17 |
Ставропольский край |
3 242 |
6 333 |
-48,8 |
18 |
Саратовская область |
3 480 |
6 058 |
-42,6 |
19 |
Кемеровская область |
4 408 |
5 907 |
-25,4 |
20 |
Оренбургская область |
4 064 |
5 657 |
-28,2 |
21 |
Красноярский край |
3 245 |
5 291 |
-38,7 |
22 |
Удмуртская Республика |
2 960 |
5 231 |
-43,4 |
23 |
Новосибирская область |
2 971 |
4 783 |
-37,9 |
24 |
Тульская область |
2 114 |
4 470 |
-52,7 |
25 |
Тюменская область |
2 799 |
4 279 |
-34,6 |
26 |
Белгородская область |
2 732 |
3 961 |
-31,0 |
27 |
Пензенская область |
1 755 |
3 517 |
-50,1 |
28 |
Ульяновская область |
2 004 |
3 512 |
-42,9 |
29 |
Вологодская область |
2 256 |
3 509 |
-35,7 |
30 |
Рязанская область |
2 124 |
3 493 |
-39,2 |
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики.