- 5 июня, 2018
- 158
Президент НСА доложил Министру сельского хозяйства о путях восстановления страховой защиты аграриев
К. Биждов подчеркнул, что изменение порядка господдержки агрострахования в 2016-2017 годах, в особенности включение данного направления господдержки в так называемую «единую субсидию», привело к резкому сокращению застрахованных посевных площадей. Охват посевов страхованием, который в 2014 г. доходил до 18% от засеянной площади, в 2017 г. снизился до критического значения в 1,7% (около 1,3 млн. га из 80,6 млн. га под посев урожая 2017 г.).
В 2018 г. первые данные о начале кампании страхования с господдержкой пока не свидетельствуют об изменении ситуации в данной области, сообщил президент НСА. В то же время, агрометеорологическая ситуация на начало года далека от благоприятной: по состоянию на 5 июня в результате ЧС природного характера пострадали уже 11 регионов. Оценочный ущерб пострадавших аграриев от аномально низких температур и переувлажнения почвы в Новосибирской, Омской, Томской областях, засухи в Республике Крым и Чеченской Республике, нашествия саранчи в Ставропольском крае и Республике Дагестан, по предварительным оценкам, превышает уже 1,7 млрд. рублей. Эти убытки сопоставимы со всей суммой, предусмотренной в бюджете РФ на 2018 г. на компенсацию ущерба, причиненного аграриям в результате ЧС (1,9 млрд. руб.).
Президент НСА озвучил предложение союза, обращенное к Минсельхозу РФ, о проведении специализированного совещания, посвященного вопросам организации агрострахования в 2018 г. «Для нормализации ситуации НСА готов предложить поэтапный план, который предусматривает как безотлагательные меры, так и меры стратегического характера», – заявил К. Биждов.
Согласно предложениям НСА, в текущем году в рамках действующей системы субсидирования необходимо усилить контроль за выполнением целевых показателей по агрострахованию в регионах. Для ключевых аграрных регионов НСА предлагает рассмотреть возможность корректировки этих показателей к началу озимой посевной кампании, а также возможность направления неиспользованных средств «единой субсидии» на поддержку страхования озимых и сельхозживотных в конце года. В дальнейшем предстоит изменение законодательства с повышением гибкости и разнообразия страховых программ, доступных на условиях господдержки.
В качестве основной стратегической меры НСА предлагает изменение ключевых принципов управления рисками АПК. «С точки зрения стратегии, НСА полагает, что главным вектором должен стать переход от принципа компенсации аграриям ущерба постфактум к превентивному управлению рисками АПК. Стратегическая программа управления рисками должна стать частью Госпрограммы развития сельского хозяйства на период после 2020 года. Сегодня на совещании в поддержку этой позиции высказывались и другие аграрные союзы», – заявил К. Биждов. Целесообразно выделить в разделе «Управление рисками АПК» Госпрограммы подраздел «Сельскохозяйственное страхование», подчеркнул президент НСА.
Такой подход потребует и изменения существующего порядка субсидирования. «Следует переходить от оценочного финансового планирования к включению агрострахования в проектное управление развитием агропроизводства в каждом регионе. По стратегически значимым для регионов направлениям агропроизводства должен быть обеспечен максимальный охват страхованием, соответствующий международной практике – от 40 до 70% поголовья или площадей под определенными сельхозкультурами. При этом НСА выступает за усиление управляющей роли Минсельхоза РФ в организации федеральной системы управления рисками АПК, включая страхование, – роли, которая, по сути, уже предусмотрена законодательством», – заявил К. Биждов.