- 20 ноября, 2020
- 139
Техническая ошибка или повышение налога? Какие сюрпризы готовит ФНС для автолюбителей?
В России налоговая ставка зависит от мощности двигателя и региона. Например, в Москве для автомобилей с моторами не мощнее 100 л. с. она составляет 12, от 100 до 125 л. с. — 25, от 125 до 150 л. с. — 35 и так далее вплоть до 150 за мотор мощностью более 250 сил. Таким образом, за год владения легковушкой любого возраста мощностью 150 л.с. и стоимостью ниже 3 млн. руб. придется заплатить 5250 рублей. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.
Теперь в налоговом ведомстве налог рассчитывают не на основе рыночной цены! В ФНС пояснили, что налог в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей рассчитывается как произведение налоговой базы (мощности двигателя) и налоговой ставки, а также с учетом повышающего коэффициента в зависимости от года выпуска транспортного средства.
Например, купивший представительский седан Audi A8 в дорестайлинговой версии за 4 490 000 рублей автомобилист ожидал, что коэффициент при определении налога составит 1,1. Однако от налоговой службы пришла квитанция с коэффициентом 2. Там объяснили, что цена такой модели, согласно методике оценки Минпромторга, стартует с 5 млн рублей. Часть автомобилистов назвала такие расчеты техническим сбоем. В ФНС в свою очередь заявили, что все расчеты верны и объяснили, почему некоторым водителям, которые до недавнего времени не подпадали под налог на роскошь, теперь придется платить заметно больше.
На сегодняшний день действуют такие коэффициенты:
1,1 — для новых легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., действует в течение первого года владения, в последующие 2 года – 1.
2 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб., действует в течение пяти лет;
3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, действует 10 лет;
3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., действует 15 лет.
Как объяснили в ФНС, для расчета налога используется вовсе не цена сделки при продаже автомобиля, то есть не его рыночная стоимость. А именно, берется информация о средней стоимости соответствующей марки (модели, версии) автомобиля из перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей. Этот список ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минпромторга России. Поскольку сейчас автовладельцы обязаны заплатить налоги за 2019 год, за основы взяты расчеты из перечня за этот период.
В свою очередь участники рынка предупредили: если в 2019 году цены на новые автомобили росли не так ощутимо, то, когда ФНС рассчитает налоги на уже купленные машины по ценам 2020 года, многих ждет неприятное открытие в виде повышенного налога. Это в первую очередь касается тех, кто покупал автомобили по нижней планке — до 3 млн рублей.
В этом году список автомобилей, попадающих под налог на роскошь, пополнился 100 позициями, сюда вошли некоторые модели Volkswagen, Kia Nissan и другие. Например, повышенный налог заплатят в 2020 году владельцы Kia K900 и Kia Stinger GT, Mazda CX-9 Exclusive и Mazda CX-9 Supreme, Volkswagen Touareg, и Teramont в комплектациях Respect, Status, Business, Exclusive. Всего в списке 578 автомобилей стоимость которых выше 3-х млн рублей и 446 автомобилей стоимостью свыше 5 млн, 97 марок авто – свыше 10 млн и 73 авто 0 более 15 млн. Найти свой автомобиль можно на сайте Минпромторга: https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2019_god
Отметим, что Минпромторг ежегодно с 2014 года формирует перечень автомобилей со средней стоимостью более 3 млн рублей по специальной методике. При этом, по данным «Автостата», с сентября 2014 года рекомендованные розничные цены на новые легковые машины выросли в два раза. По итогам 2019 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1 556 000 рублей (+8,2%). А за 9 месяцев 2020 года цены на новые автомобили выросли в среднем на 12%.
Важно подчеркнуть, что теперь при расчете налоговой ставки учитываются мощность двигателя и возраст автомобиля. Поэтому некоторые модели могут стать причиной дополнительного налогового бремени и пять лет спустя. Есть и еще одна причина, по которой автомобиль может вдруг получить повышенный налог уже после нескольких лет эксплуатации. Она также связана с ежегодным увеличением стоимости автомобилей. А с марта 2021 года в список автомобилей, облагающихся повышенным налогом, могут попасть модели из массового сегмента, которые не относятся к категории люкс. С февраля 2020 года налоговое бремя уже легло на владельцев топовых комплектаций автомобилей Honda, Mazda, Chrysler, Volkswagen, Nissan, Toyota. В следующем году перечень может дополниться теми моделями, комплектации которых уже сейчас приближаются к отметке 3 млн. рублей: Kia Sorento Prime, Hyundai Santa Fe, Citroen SpaceTourer, Peugeot Traveller и Volkswagen Multivan.
«Как всегда, налоговая служба руководствуется только лишь одним мотивом – собрать как можно больше налогов. Они сами себе трактуют законы, нормативные акты и не у многих граждан есть силы и возможности спорить и добиваться справедливости. Ведь что получается – покупатель накопил денег и приобрел автомобиль, допустим в пределах 3 миллионов рублей. Но, как к сожалению и почти все в нашей экономике, цена автомобилей зависит от курса иностранных валют. Рубль дешевеет, цена в долларах остается прежней и вот уже покупатель переходит из категории «накопивших» в категорию «шикующих». Когда законодатель вводил повышающие коэффициенты, то причиной озвучивалось соблюдение социальной справедливости, когда богатые несут большее финансовое бремя, чем менее обеспеченные. А если завтра курс рухнет до 200 рублей за доллар и автомобиль, который сейчас стоит полтора миллиона рублей станет стоит три, неужели его владелец почувствует себя в два раза богаче? Мне кажется что нет. И вообще, что это за подход такой «средняя цена модели, марки»? Есть конкретный договор, конкретная стоимость, и справедливо именно от конкретной стоимости считать, а не среднюю по больнице. Если подход ФНС не изменится, то это может привести к значительному росту социальной напряженности. Средний класс, который только было начал нарождаться в России и который являлся основным потребителем автомобилей ценой от 3 до 5 миллионов рублей, сейчас и так находится в кризисной ситуации, на фоне всех карантинных мероприятий, а тут еще одно неожиданное финансовое требование возникает», – добавил партнер Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» адвокат Артем Лиляк.
В ФНС также предупредили: если налогоплательщики не заплатит указанные в уведомлении налоги вовремя, то уже со 2 декабря 2020 года начнет расти налоговая задолженность за счет начисления пеней. В этом случае налоговый орган направит требование об уплате просроченного налога. Если должник его не исполнит, тогда налоговый орган обратится в суд. Далее долг будут взыскивать судебные приставы, которые могут принять ограничительные меры, например, заблокировать банковский счет должника или арестовать его имущество.