- 21 июля, 2020
- 147
VR_Bank и Фонд «Сколково» составили рейтинг цифровизации страховых компаний
В 2017 году были приняты поправки в законодательство, предусматривающие введение обязательных продаж электронных полисов ОСАГО и ставшие катализатором изменений для всей страховой отрасли. Компании, которые с того времени перевели обслуживание клиентов в онлайн, уверенно чувствовали себя даже в условиях самоизоляции, на которую был вынужден перейти бизнес в связи с пандемией коронавируса. Задача рейтинга – дать оценку текущему уровню и перспективам дальнейшего развития цифровой экономики страхования.
«Продажа электронных полисов, сопровождение договоров, электронное урегулирование убытков – все будет переведено в цифру по мере накопления технологических возможностей страховых компаний. Пандемия коронавируса резко ускорила темпы цифровизации финансовой отрасли. Новыми точками роста для отрасли могут стать решения, связанные с профилактикой и управлением здоровья, продукты, которые можно приобрести в онлайн-каналах продаж без осмотров, без визита в офис. Допуск страховщиков к государственным информационным системам, упрощенная идентификация клиентов обеспечит дальнейшее развитие дистанционных каналов продаж и обслуживания», – считает финансовый директор VR_Bank Роман Ромашевский.
«Успешное IPO технологической компании LIMONADE, которое состоялось в начале июля 2020 года, дает четкий сигнал о высоком интересе частных и институциональных инвесторов к теме InsurTech. Объем собранных страховых премий в мире приблизился к отметке $5 трлн. Рынок стоит на этапе глобальных перемен – волна цифровизации этой консервативной отрасли запущена. Мировые гиганты GEICO и Ping An уже несколько лет инвестируют в искусственный интеллект и большие данные. Лидеры страховой отрасли ищут новые бизнес-модели, пытаются сократить затраты на персонал и агентов, переводят взаимодействие с клиентом в цифровые каналы, выходят в наносегменты, вроде страхования от сердечного приступа во время игры в маджонг за доллар. Вместе с VR_Bank мы продолжили серию исследований финансового сектора и решили разобраться, какие российские страховые компании на текущий момент максимально адаптированы к цифровому миру, а кому следует пересмотреть свою стратегию работы с инновациями и, например, обратиться в Сколково», – сказал Павел Новиков, директор центра инноваций в финансовом секторе Фонда «Сколково».
Методология рейтинга учитывает 26 показателей, которые объединены в пять основных тематических блоков и дают представление об уровне цифровизации страховых компаний. Это финансовые показатели, отражающие роль и место компании на рынке, наличие онлайн-сервисов, количество загрузок мобильного приложения (приложений), скорость обработки обращений в соцсетях, а также готовность компаний не только к продаже полисов онлайн, но и урегулированию.
В ТОП-10 рейтинга цифровизации по степени убывания вошли «Согласие», ВСК, «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Группа Ренессанс Страхование», «Абсолют Страхование», «Росгосстрах», «Югория», СОГАЗ, «Совкомбанк Страхование».
Лидирует в рейтинге цифровизации с заметным отрывом компания «Согласие», по объему собираемых премий занимающая 12 место на российском страховом рынке. Компания оказалась лидером по обслуживанию клиентов через мобильные приложения. Разница общих баллов между лидерами первой пятерки рейтинга оказалась не существенной. В любой момент в пятерку лидеров может войти «Абсолют Страхование». В 2019 году компания сделала ставку на быстрое внедрение инноваций и цифровизацию партнерских каналов продаж и показала хорошие результаты в рейтинге.
Наиболее популярные мобильные приложения на AppStore среди участников рейтинга оказались у компаний «АльфаСтрахование», РЕСО-Гарантия, «Согласие», «Югория», ВСК. На Android – у «АльфаСтрахование», РЕСО-Гарантия, ВСК, «Ингосстрах», «Согласие».
Примечательно, что только первые 15 страховых компаний по сбору премий активно присутствуют в Facebook, ВКонтакте, Instagram и YouTube. В Facebook и ВКонтакте наиболее активна компания «Совкомбанк Страхование», Instagram – «Юнити страхование», в YouTube – «АльфаСтрахование».
У всех страховых компаний, вошедших в рейтинг, можно приобрести полисы онлайн по наиболее популярным розничным видам страхования – добровольное медицинское страхование, страхование от несчастного случая, ОСАГО, КАСКО, страхование выезжающих за рубеж, страхование недвижимости и у большинства – полис с услугой телемедицины. Лидером онлайн продаж полисов по всем розничным видам страхования стал «Ингосстрах».
Гораздо сложнее будет урегулировать страховой случай без визита к страховщику. Дистанционное урегулирование даже крупные компании пока предлагают в основном по автомобильным и имущественным видам страхования. Сказываются особенности обмена документами между страховыми организациями и другими вовлеченными в процесс участниками рынка. Удаленно урегулировать страховое событие по страхованию выезжающих за рубеж получится в компании СОГАЗ, по ОСАГО – в компаниях «Согласие», «Росгосстрах, СОГАЗ, по КАСКО – в компаниях «Гелиос», «Согласие», «Росгосстрах», СОГАЗ, страхованию недвижимости – в ВСК, по имущественным видам страхования – в «Согласии» и ВСК.
В меньшей степени процессу цифровизации оказался восприимчив сегмент страхования жизни, локомотивом которого являются накопительные и инвестиционные страховые продукты. Скорее всего, в силу специфики этих продуктов, клиенты нуждаются в индивидуальном подходе и профессиональном консультировании со стороны страховщиков. Тем не менее, цифровая трансформация затронула и этот сегмент. ТОП-10 лидеров цифровой трансформации «жизни»: «Капитал Life», «ППФ Страхование жизни», «Ренессанс Жизнь», «Альянс Жизнь», «РСХБ-Страхование жизни», «Русский Стандарт Страхование», «УРАЛСИБ Жизнь», «Ингосстрах-Жизнь», «Согласие-Вита» и «МетЛайф».
Примечание:
В выборку попали страховые компании, которые входили в ТОП-45 по сбору премий на 31.12.2019 согласно данным ЦБ РФ. Другие данные собраны из открытых источников.
В случае с AppStore количество установок неизвестно, поэтому учитывалось количество отзывов на приложение. Количество установок (и отзывов) взвешивалось на количество клиентов-физических лиц.
Справка о компаниях:
VR_Bank– инновационная российская компания-разработчик индивидуальных платежных решений в сферах электронной коммерции, телекома и банкинга. Основной продукт – модульный финтех-сервис VR_Cube, предоставляющий полный спектр финансовых и аналитических сервисов для онлайн-коммерции и МФО (интернет-эквайринг, электронные кошельки, KYC, переводы, бонусные и кэшбэк-сервисы). VR_Bank является резидентом кластера информационных технологий фонда «Сколково».
Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда – поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности. Число резидентов «Сколково» уже приблизилось к 2,5 тысячам. Фонд оказывает им комплекс услуг, необходимых для вывода разработок на российский и международный рынки. Статус резидента дает компании налоговые и таможенные льготы. В 2019 году выручка резидентов составила более 100 млрд рублей, а сумма привлеченных ими инвестиций превысила 13 млрд руб. С 2019 года закон позволяет любой организации, занимающейся исследовательской деятельностью на территории России, получить доступ ко всем сервисам и льготам Инновационного центра. На территории Инновационного центра «Сколково» расположен Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), входящий в топ-100 молодых университетов мира по версии Nature Indeх. Инфраструктуру Инновационного центра составляют, в частности, крупнейший в Европе Технопарк и исследовательские центры индустриальных партнеров. В 2019 году в Инновационном центре открылись три новых партнерских R&D-центра – компаний «Сибур», ТМК и «Татнефть». На территории «Сколково» в общей сложности уже введено в эксплуатацию более 750 тыс. кв. м. жилых кварталов, исследовательских и образовательных центров. Внебюджетные инвестиции в создание инфраструктуры превысили 100 млрд руб. Сайт: www.sk.ru.