- 13 сентября, 2016
- 147
НСА: В 20 регионах требуется существенное изменения подходов органов АПК к развитию агрострахования
По сути, можно говорить о своеобразной региональной кластеризации рынка агрострахования, который развивается, следуя развитию агробизнеса – преимущественно в тех областях, где сельхозпроизводство максимально инвестиционно-привлекательно, пояснил президент НСА Корней Биждов.
«В большинстве случаев должны быть существенно изменены подходы и отношение к развитию агрострахования со стороны региональных органов АПК. Для определенной группы регионов, очевидно, требуется адаптация субсидируемого агрострахования к локальным условиям, связанным с агроклиматической спецификой, особенностями организации сельхозпроизводства, – подчеркнул Корней Биждов. – По оценке НСА, в данную группу могут входить до 20 субъектов РФ. В высокорисковых регионах нужны более доступные по цене программы агрострахования, по которым выплаты могут быть ниже, но позволят при этом сохранить поддержание производственного цикла. Есть субъекты РФ, в которых ярко выраженная специфика требует специальных программ страхования – например, оленеводческие северные регионы или регионы, в которых в растениеводстве преобладают кормовые культуры. В любом случае, такие программы должны соответствовать задачам аграрной политики для каждого субъекта.»
Президент НСА также отметил, что требуется особое внимание к работе органов АПК для регионов, в которых сокращение рынка связано исключительно c падением рынка агрострахования с господдержкой, в то время как несубсидируемое страхование показало рост по отношению к аналогичному периоду 2015 г. К таким регионам относятся Брянская, Ярославская, Смоленская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Амурская области. «Например, "интересная" эволюция отмечена в Брянской области, где премия по агрострахованию сократилась с 49 млн. руб. годом ранее до 33 млн. руб., – комментирует президент НСА. – Все эти страховые взносы уплачены только по страхованию животных, из них 17 млн. – по договорам на условиях господдержки и 15 млн. – на субсидируемых условиях. По договорам страхования урожая, заключенным в прошлом году, область перечислила задолженность по субсидии только в первом полугодии 2016 г. Не исключено, что именно задержка с выплатой субсидирования оказала дестимулирующее воздействие на развитие страхования в растениеводстве в данном регионе».
В то же время, в некоторых регионах резкий спад рынка очевидно связан с нерыночными причинами, указал К. Биждов. «Примером может служить Иркутская область, в которой в первом полугодии 2016 г. заключено только 10 договоров страхования, все – без господдержки. В то же время, годом ранее было заключено 239 договоров, из которых 122 – на условиях господдержки. В результате рынок, который в аналогичном периоде 2015 г. достигал 229 млн. руб., сократился до менее 1 млн. руб. только по причине того, что региональная компания «Поддержка Иркутск», выступавшая многолетним монополистом на рынке агрострахования с господдержкой в данном субъекте РФ, покинула в 2015 г. рынок из-за невыполнения нормативов Банка России».
Обеспокоенность НСА вызывает сокращение объемов начисленной премии в двух регионах, которые вошли в двадцатку крупнейших рынков сельхозстрахования РФ – Тамбовской области и Пермского края. Это может быть связано с недостаточностью субсидирования, выделенного аграриям данных регионов, отметил К. Биждов. «Тамбовская область в ходе весенней посевной заявила о существенной нехватке выделенных на регион субсидий на господдержку страхования в 2016 году, эта информация была представлена на совещании Минсельхозу РФ », – подчеркнул президент НСА.
ТАБЛИЦА
Крупнейшие регионы с нерыночными причинами спада агрострахования (крупнейшие рынки в I п. 2015 г., которые показали сокращение премии в январе-июне 2016 г.).
№ |
Регион |
Объем рынка, 1 полугодие 2015 г., млн. руб. |
Изменение, 1п 2016/1п 2015, % |
|
||||
|
Всего |
С ГП* |
Без ГП* |
Всего |
С ГП |
Без ГП |
|
|
1 |
Тамбовская область |
233,2 |
226,3 |
7,0 |
-80% |
-82% |
-19% |
|
2 |
Иркутская область |
229,2 |
199,0 |
30,2 |
-100% |
-100% |
-98% |
|
3 |
Чувашская Республика – Чувашия |
158,7 |
114,3 |
44,4 |
-78% |
-100% |
-22% |
|
4 |
Республика Башкортостан |
150,1 |
129,7 |
20,3 |
-79% |
-90% |
-9% |
|
5 |
Пермский край |
116,1 |
106,5 |
10,0 |
-70% |
-76% |
-8% |
|
6 |
Курганская область |
114,1 |
108,3 |
5,7 |
-99% |
-100% |
-86% |
|
7 |
Оренбургская область |
94,6 |
91,1 |
3,5 |
-93% |
-96% |
-29% |
|
8 |
Нижегородская область |
76,8 |
53,9 |
22,9 |
-64% |
-87% |
-8% |
|
9 |
Волгоградская область |
57,3 |
55,6 |
1,7 |
-91% |
-94% |
3% |
|
10 |
Ленинградская область |
53,0 |
50,4 |
2,5 |
-95% |
-98% |
-52% |
Источник: НСА, Банк России
*ГП – господдержка
СПРАВКА
С 1 января 2016 года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое общероссийское объединение – Национальный союз агростраховщиков. Страховые компании, не вступившие в члены НСА, с 1 января 2016 г. не имеют права заключать договоры агрострахования с господдержкой. Создание централизованной системы агрострахования в РФ предусмотрено федеральным законом от 22.12.2014 № 424-ФЗ о внесении изменений в Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» №260-ФЗ.