• 10 июля, 2019
  • 175

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Платонова Элла

Вице-президент ВСС

В последние два-три года повышение финансовой грамотности населения возведено в ранг приоритетных государственных задач. Мы видим активную работу в этом направлении со стороны Минфина и Банка России. Поскольку страхование для большинства потребителей является достаточно сложным финансовым продуктом, страховое сообщество приняло решение подключиться к этой работе на профессиональном экспертном уровне.

Чтобы сформулировать задачи страхового рынка в части проведения работы по финансовому просвещению, Экспертный совет ВСС по финграмотности постарался определить, что же сообщество вкладывает в понимание финансовой грамотности в сфере страхования. Это совокупность знаний, навыков и установок, позволяющих человеку взвешенно оценивать личные и имущественные риски и эффективно пользоваться инструментами страховой защиты на основе рационального выбора страхового продукта. Последние годы эта тема является одной из самых значимых для развития страхового рынка и не потеряет свою актуальность в ближайшем будущем. Почему? Потому что финансовая грамотность потребителя формирует доверительную среду к отрасли. Ведь мы можем сколько угодно развивать виды страхования, но если не сформируем доверия к ней, все они будут не востребованы в должном объеме.

В стратегическом документе Банка России «Основные направления развития  финансового рынка Российской Федерации на период 2019—2021 годов» регулятор обозначил четыре приоритетных направления. 

  1. формирование доверительной среды;
  2. развитие конкуренции на финансовом рынке;
  3. поддержание финансовой стабильности;
  4. обеспечение доступности финансовых услуг и капитала.

В рамках этих позиций одной из важнейших задач страхового сообщества сегодня является мотивация граждан к оценке существующих рисков и повышение качества их знаний о страховых услугах. Уже реализованные мероприятия Минфина и ЦБ РФ способствовали росту общего уровня информированности граждан о финансовом рынке и повышению доверия населения к финансовым инструментам, в том числе — инструментам страхования. Но еще целый комплекс задач предстоит решить. В их числе — формирование у населения культуры ответственного финансового поведения в целом и в отношении использования страхования в частности.

Сегодня Россия занимает 9-е место по уровню финансовой грамотности среди стран G20. При этом, грамотность (неграмотность) россиян имеет характерную особенность: слабые знания основ и принципов различных видов страхования и завышенные ожидания государственной поддержки. В последнем трудно винить бывших граждан СССР, где патернализм был государственной идеологией. Тем важнее выстраивать системную работу среди пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, которые легко становятся жертвами мошенников всех мастей.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ

РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ

Бытует мнение, что страховой сектор в связи со стремительным сокращением количества компаний за последние 10 лет в настоящее время перенасыщен кадрами.…
ЛИЦОМ К ЛИЦУ

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Агенты являются важным связующим звеном между страховщиком и клиентом, выступая буквально «лицом» страхового рынка. До недавнего времени это «лицо» скрывалось в…
КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Здоровая конкурентная среда на страховом рынке является важнейшим фактором цивилизованного развития отрасли. Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Элла Платонова в своем интервью…