• 20 марта, 2018
  • 140

НБКИ: в первые месяцы 2018 года рост количества потенциальных банкротов по кредитам прекратился

По данным 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на середину марта 2018 года количество граждан, формально подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц, составило 891,36 тыс. человек. Именно столько граждан имеют просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней (по всем видам розничных кредитов/займов). Таким образом, с середины декабря 2017 года количество потенциальных банкротов фактически не изменилось (в декабре 2017 г. – 890,92 тыс. человек) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика количества потенциальных банкротов в 2017-2018гг.

При этом, весь 2017 год число данных граждан росло достаточно высокими темпами. Так, за период март-декабрь 2017 года число потенциальных банкротов увеличилось на 29,4% (на 01.03.2017г. – 688,7 тыс. чел.).

По состоянию на март 2018 года основная часть граждан – потенциальных банкротов, по-прежнему приходилась на потребительские кредиты – 68,3%, а самую незначительную долю составляли должники по ипотеке – 2,2%. При этом по сравнению с мартом 2017 года в структуре должников наивысший рост за прошедший период продемонстрировали граждане, имеющие кредиты на покупку потребительских товаров (+4,8 процентного пункта), а также займы микрофинансовых организаций (+1,4 п.п.). В то же время сократилась доля потенциальных банкротов по кредитам различных типов (-4,4%), кредитным картам (-1,5 п.п.) и ипотеке (-0,2 п.п.). Доля автокредитов в структуре должников осталась неизменной – 8,1% (Таблица 1).  

Таблица 1. Структура потенциальных банкротов по типам кредитов, в %

Вид кредита

март.17

март.18

динамика, %

автокредиты

8,1%

8,1%

0,0%

займы МФО

2,5%

3,9%

1,4%

ипотека

2,4%

2,2%

-0,2%

кредитные карты

8,6%

7,1%

-1,5%

кредиты на покупку потребительских товаров

63,5%

68,3%

4,8%

несколько кредитов разного типа

14,8%

10,4%

-4,4%

 

В регионах РФ наибольшая динамика роста числа потенциальных банкротов с декабря 2017г. по март 2018г. была отмечена в Еврейской АО (+7,9%), Республике Ингушетия (+6,7%), Республике Саха (Якутия) (+6,5%) и Амурской области (+6,5%). В свою очередь, самая серьезная динамика снижения количества должников зафиксирована в Ненецком АО (-11,1%), Республиках Башкортостан    (-6,3%) и Карачаево-Черкессия (-6,0%), а также в Кемеровской области (-3,9%) и Кабардино-Балкарской Республике (-3,9%). В Москве число потенциальных банкротов увеличилось на 1,4%, а в Санкт-Петербурге осталось неизменным. (Таблица 2).

«Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу два года назад, однако массового количества банкротств не наблюдается, – считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Пока признать себя банкротами решились порядка    5-6% граждан, формально подпадающих под действие данного закона. Это объясняется, прежде всего, тем, что банкротство для заемщиков – вынужденная и, к тому же, не «дешевая» мера, прибегать к которой необходимо лишь в крайних случаях. Вместе с тем, весьма вероятно, что ситуация с динамикой количества потенциальных банкротов близка к стабилизации. По крайней мере, последние 3 месяца этот показатель фактически не растет, а почти в половине регионов страны даже сокращается. В первую очередь, это связано с улучшением в последние годы качества управлением риском со стороны кредиторов, а также более активным участием в кредитном процессе заемщиков с хорошей кредитной историей. Поэтому качество розничных кредитов, выданных за последние 2-3 года, значительно выше тех, которые были предоставлены гражданам в 2010-2014 гг.». 

Таблица 2. Динамика количества потенциальных банкротов в регионах РФ в декабре 2017 – марте 2018гг., чел.

 

Регион

декабрь 2017

март 2018

Динамика, %

1

Еврейская автономная область

1 055

1 138

7,9%

2

Республика Ингушетия

1 142

1 219

6,7%

3

Республика Саха (Якутия)

7 771

8 276

6,5%

4

Амурская область

5 409

5 760

6,5%

5

Республика Дагестан

2 664

2 802

5,2%

6

Хабаровский край

9 348

9 823

5,1%

7

Забайкальский край

8 419

8 799

4,5%

8

Республика Северная Осетия-Алания

4 065

4 219

3,8%

9

Камчатский край

1 778

1 837

3,3%

10

Костромская область

2 861

2 936

2,6%

11

Республика Адыгея

2 714

2 780

2,4%

12

Приморский край

12 789

13 098

2,4%

13

Волгоградская область

15 082

15 398

2,1%

14

Республика Карелия

4 505

4 598

2,1%

15

Республика Алтай

753

768

2,0%

16

Тульская область

7 997

8 124

1,6%

17

Вологодская область

8 543

8 672

1,5%

18

Республика Бурятия

11 612

11 781

1,5%

19

г. Москва

54 333

55 106

1,4%

20

Свердловская область

30 826

31 261

1,4%

21

Архангельская область

6 776

6 867

1,3%

22

Красноярский край

30 124

30 493

1,2%

23

Кировская область

5 020

5 079

1,2%

24

Омская область

16 800

16 988

1,1%

25

Томская область

7 401

7 477

1,0%

26

Чеченская республика

748

755

0,9%

27

Чукотский автономный округ

109

110

0,9%

28

Республика Татарстан

20 518

20 699

0,9%

29

Республика Марий Эл

2 806

2 829

0,8%

30

Ленинградская область

11 889

11 985

0,8%

31

Смоленская область

4 983

5 021

0,8%

32

Мурманская область

5 993

6 036

0,7%

33

Нижегородская область

15 867

15 978

0,7%

34

Московская область

52 334

52 649

0,6%

35

Тверская область

6 855

6 895

0,6%

36

Курганская область

4 935

4 962

0,5%

37

Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)

12 038

12 103

0,5%

38

Иркутская область

22 323

22 427

0,5%

39

Ханты-Мансийский АО – Югра

14 403

14 470

0,5%

40

Республика Коми

5 333

5 357

0,5%

41

Чувашская Республика

4 467

4 487

0,4%

42

Ярославская область

7 180

7 210

0,4%

43

Магаданская область

1 033

1 037

0,4%

44

Самарская область

17 970

18 037

0,4%

45

Республика Калмыкия

2 154

2 161

0,3%

46

Сахалинская область

4 795

4 807

0,3%

47

Ростовская область

29 471

29 504

0,1%

48

Калининградская область

6 507

6 514

0,1%

49

г. Санкт-Петербург

31 993

32 006

0,0%

50

Республика Мордовия

3 107

3 106

0,0%

51

Оренбургская область

13 179

13 172

-0,1%

52

Удмуртская Республика

6 912

6 905

-0,1%

53

Псковская область

3 598

3 593

-0,1%

54

Новосибирская область

23 745

23 689

-0,2%

55

Пензенская область

7 333

7 314

-0,3%

56

Ульяновская область

7 093

7 073

-0,3%

57

Рязанская область

5 539

5 520

-0,3%

58

Белгородская область

9 514

9 474

-0,4%

59

Воронежская область

12 198

12 120

-0,6%

60

Пермский край

16 456

16 346

-0,7%

61

Курская область

7 060

7 007

-0,8%

62

Ставропольский край

16 422

16 286

-0,8%

63

Калужская область

5 531

5 479

-0,9%

64

Саратовская область

14 433

14 281

-1,1%

65

Орловская область

3 931

3 889

-1,1%

66

Ямало-Ненецкий автономный округ

3 795

3 752

-1,1%

67

Брянская область

6 235

6 159

-1,2%

68

Алтайский край

14 906

14 677

-1,5%

69

Республика Хакасия

4 062

3 995

-1,6%

70

Ивановская область

5 163

5 076

-1,7%

71

Челябинская область

23 365

22 959

-1,7%

72

Краснодарский край

33 378

32 761

-1,8%

73

Владимирская область

8 077

7 920

-1,9%

74

Астраханская область

7 418

7 271

-2,0%

75

Липецкая область

7 120

6 974

-2,1%

76

Тамбовская область

5 193

5 075

-2,3%

77

Республика Тыва

2 471

2 399

-2,9%

78

Новгородская область

3 887

3 758

-3,3%

79

Кабардино-Балкарская Республика

4 602

4 424

-3,9%

80

Кемеровская область

23 282

22 377

-3,9%

81

Республика Карачаево-Черкессия

3 607

3 390

-6,0%

82

Республика Башкортостан

31 737

29 732

-6,3%

83

Ненецкий автономный округ

81

72

-11,1%

 

Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики. По состоянию на 1 января 2018 года Бюро консолидирует информацию о кредитах более 85 млн заемщиков, предоставляемую свыше 4 100 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…