- 31 октября, 2020
- 166
ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ИЛИ РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?
О том, как Православная Церковь смотрит на вопросы сложного выбора, относится к медицине и врачам, мы говорим с иеромонахом Макарием, клириком Иваново-Вознесенской епархии.
ССТ: Как христианство относится к оказанию медицинской помощи — может быть, правильнее все оставить на усмотрение Всевышнего?
о. Макарий: Есть люди, которые говорят, что медицина не нужна — это очень далеко от христианства. Есть люди, которые борются с прививками и пугают всех чипированием это диверсия против государства и Церкви. В Основах социальной концепции Православной Церкви сказано: «Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Православная Церковь считает, что она должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения, в том числе при распределении ограниченных медицинских ресурсов. Дабы такое распределение было подлинно справедливым, критерии "жизненных потребностей" должны превалировать над критериями "рыночных отношений"».
ССТ: Лечение некоторых заболеваний стоит очень дорого. Как сделать выбор при ограниченном бюджете ОМС — одна, но очень дорогая инъекция и спасение жизни одного ребенка, или менее дорогое лечение, но большему числу людей?
о. М.: Как по Закону Божиему решается, как кому умирать, это от нас скрыто. Но есть закон государства и исполнители должны его выполнять.
Расскажу историю. В XIX веке в Вашингтоне заседал Конгресс. В городе случился большой пожар, обсуждалась помощь пострадавшим жителям. Многие потеряли имущество, кто-то получил серьезные травмы. Рассказывают, что встал один уважаемый конгрессмен и предложил выделить из государственного бюджета крупную сумму на помощь погорельцам. Большинство конгрессменов его поддерживают, аплодируют. Но встает другой конгрессмен и говорит: «Вот наша Конституция, вот наш закон. Там ничего не написано о том, что государство должно оказывать помощь погорельцам». Он снял шапку, положил в нее крупную купюру и сказал: «Если мы хотим помочь, давайте сложимся, окажем по мере возможности благотворительную поддержку. Но закон, который мы писали для всех и который обязаны исполнять, мы не можем нарушить». Помощь благотворительную собрали, пострадавшим помогли, но закон государственный не нарушили.
Есть традиционное общество, которое живет на небольшой территории. Когда на одном конце деревни человек чихнул, на другом это слышно. Здесь все понятно. Но когда мы живем в Москве, ставим камеры для распознавания лиц, на камере видно — человек маску не носит. Ты обязан носить маску, но ты не носишь — с тебя штраф. Такой штраф справедлив. Рамки, в которых человек должен действовать, очень простые — закона Божьего и государственного. Если какие-то ситуации не описываются государственными законами, то следует руководствоваться Божьими законами.