- 28 апреля, 2018
- 162
БЕЗ ОСОЗНАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕТ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ВЕРЫ
Церковь отделена от государства, но неотделима от общества. И все же, что общего между абсолютно светским институтом страхования и Церковью? И как религия воспитывает правосознание? На эти и другие вопросы журнала отвечает иеромонах Макарий, священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии.
Современные страховые технологии: У русского народа есть поговорка «Береженого Бог бережет». Что она значит с точки зрения верующего человека? Каким образом человек может и должен себя беречь?
Иеромонах Макарий: Это не просто поговорка, а глубокая практическая, даже мировоззренческая мудрость. Это философская мудрость, потому что человек и Бог — это сотрудники, соратники. Бог приходит на эту землю и становится человеком, принимает человеческую природу и становится равным нам во всем, кроме греха. Бог становится человеком, чтобы человек стал во всем подобен Богу. Человек обладает свободной волей. Он не предмет и не животное, он свободен, и свободой своей он подобен Богу. Образ Божий, по которому создан человек — есть человеческая свобода во многом. Поэтому рассчитывать на то, что Бог все исправит — в лучшем случае какая-то наивность, а в худшем — преступление небрежности. Представьте себе крестьянина, который считает, что не нужно работать в поле: пусть Бог сам позаботится о моем урожае и достатке моей семьи. Мол, я пока помолюсь, а вот сеять, пахать, собирать — это без меня разберутся. Такого рода абсурдные идеи угрожают не только безопасности самого человека, но и людям, его окружающим. Или зачем нужна пожарная безопасность, если Бог позаботится?! Глупость полная!
ССТ: Как объяснить, почему в России народ не только к страхованию, а вообще к вопросам безопасности относится недостаточно серьезно?
Иеромонах Макарий: Я вижу корни этого в большевистской эпохе, когда человеку было указано знать свое место. Ответственность за свою жизнь, за имущество, за производство у человека забрали. Он перестал быть хозяином своей судьбы. Все хозяйство отняла большевистская диктатура. Человек превратился в ее придаток, стал посторонним зрителем с жизненным принципом «Будь что будет — начальство позаботится». Даже такая элементарная вещь, как лишение человека права владеть средствами производства, средствами своего труда ставит человека в противоположность воле Божьей. Человек разобщен с Богом — все неприятности идут отсюда. Та безответственность, из-за которой происходят трагедии, например, то, что произошло в Кемерово — это последствия непонимания человеком своей ответственности и перед собой, и перед Богом. Конечно, закон разберется, но владельцы и ответственные за безопасность в этом торговом центре не повели себя так, как полагается хозяевам. Значит, они ответят перед судом. Есть такая поговорка: «Кошку бьют, а снохе наветки дают». То есть кто-то получает наказание, а другие должны сделать выводы. Одна из функций наказания в нашем правовом сознании заключается в его общественной значимости. Видя и понимая, за что последовало уголовное или административное наказание, мы должны менять наше сознание. В наших головах должен происходить соответствующий сдвиг. Я могу привести другую пословицу, на этот раз английскую: «Crime stays while it pays». Преступность остается, пока она приносит доход, пока она выгодна. Как только правонарушения, преступления перестают быть источником дохода, они исчезают. Когда люди понимают неотвратимость наказания, они на преступление не идут. Таково устройство человеческого общества, которое находит отражение в Священнописании в 13 главе Послания апостола Павла к римлянам. Почему начальник носит меч? Это не игрушка, не символ — меч нужен для того, чтобы карать неправых.
ССТ: Что же можно сделать, чтобы исправить сложившиеся отношения в обществе? Советская власть была 70 лет. Нужно ждать еще столько же, чтобы люди приняли на себя ответственность за себя, за свои семьи, за свое имущество и бизнес?
Иеромонах Макарий: Я не испытываю такого ужасного пессимизма. Нам просто нужно пройти крутой подъем в достаточно быстром темпе. И наши правоохранители должны в этом активно помогать. Также не должны быть в стороне законодатели — все три ветви власти должны вести народ к осознанию ответственности, к соблюдению закона. Это прежде всего. Закон — это не что-то внешнее. Это не снег и не дождь. Закон — это то, что формирует наше общество и что врастает в нашу жизнь. Мы должны уважать закон, но не как сильного внешнего агрессора, который навязал нам свою волю. Мы должны уважать закон как нечто свое, как уважаем закон Божий. Пока этого не произойдет, наша страна, наше общество будет в печальном положении. Нам необходимо воспитание правосознания.