• 10 мая, 2023
  • 292

ЭЛЕКТРОННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРОБАНКА

ЭЛЕКТРОННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРОБАНКА

С вступлением в силу 15 июля 2023 года закона, определяющего порядок и правила электронного урегулирования в ОСАГО, страховые компании должны будут обеспечить клиентам возможность урегулировать убытки дистанционно, в том числе с использованием Европротокола и подачу заявления через сервис Госуслуги. Кроме того, страховщики смогут в добровольном порядке предоставлять полный сервис онлайн-урегулирования. Пресс-служба Банка России прокомментировала журналу отдельные вопросы целей введения нового порядка, а также актуальные задачи подготовки к началу действия электронного урегулирования убытков в ОСАГО.

Современные страховые технологии: Включают ли цели мегарегулятора сокра­щение сроков урегулирования убытков, числа жалоб и споров и решения других задач в ОСАГО?

ЦБ РФ: Поэтапный переход на электрон­ное взаимодействие повысит качество обслуживания при получении страховой услуги — в данном случае ОСАГО, а также упростит для потребителей общение со страховщиком. Сейчас оформить полис ОСАГО в электронном виде и удаленно внести в него изменения могут водители и владельцы транспортных средств. Пред­усмотренное законом электронное урегули­рование убытков позволит воспользоваться преимуществами дистанционного взаимо­действия еще и потерпевшим в ДТП. Наи­более ощутимыми эти преимущества будут для тех людей, которые находятся там, где нет поблизости офиса страховой компа­нии, и которые вынуждены тратить время и деньги на то, чтобы добраться до него для оформления документов, необходимых для получения страховой выплаты, или направ­лять такие документы по почте.

Благодаря электронному взаимодей­ствию будут упрощены процедуры по­дачи страховщику и получения от него документов и информации, что сделает процесс урегулирования убытков понят­нее для потерпевших. Люди будут больше удовлетворены качеством обслуживания в страховых компаниях, количество об­ращений по этому поводу в Банк России сократится. При этом нужно отметить, что в 2022 году из 5 тыс. обращений по теме урегулирования убытков в рам­ках ОСАГО, поступивших в Банк России, обоснованными были 1,1 тыс. жалоб, когда люди жаловались на нарушавшие их интересы действия или бездействия страховщиков.

22 %

Доля обоснованных жалоб на действия или бездействие страховщиков, нарушавших интересы страхователей при урегулировании в ОСАГО. 2022

ССТ: Насколько учитывает электрон­ное урегулирование убытков в ОСАГО необходимость противодействия мошен­ничеству?

ЦБ РФ: Противодействие мошенничеству в автостраховании — это отдельная тема. Она является очень важной и актуаль­ной для этого сегмента рынка, оказывает значительное влияние на ценообразование и доступность полисов ОСАГО, особен­но в регионах, которые характеризуются высоким уровней рисков мошеннических действий.

Для борьбы с этим явлением разраба­тываются и применяются специальные инструменты. Например, сейчас обсужда­ется возможность использования записей с камер наблюдения для выявления слу­чаев фальсификации обстоятельств ДТП и подделки документов для получения страховых выплат. Сам по себе переход на электронное урегулирование убытков вряд ли сможет каким-то образом повли­ять на снижение уровня мошенничества с ОСАГО, но он позволит автоматизиро­вать процессы выявления мошенничества и повысить их эффективность в комплексе с другими инструментами.

При этом поэтапное внедрение электрон­ного взаимодействия позволит избежать всплеска страхового мошенничества. У страховых компаний будет возможность до введения обязательности электронно­го сервиса по урегулированию убытков, с 15 июля 2023 года до 1 января 2025 года, в максимально комфортном режиме нако­пить опыт работы в новом формате и на­строить свои системы для противодействия мошенникам в этом канале.

У страховых компаний будет возможность до введения обязательности электронного сервиса по урегулированию убытков, с 15 июля 2023 года до 1 января 2025 года, в максимально комфортном режиме накопить опыт работы в новом формате и настроить свои системы для противодействия мошенникам в этом канале.

ССТ: Какие нормативные документы и в какие сроки должен выпустить ме­гарегулятор, чтобы к 15 июля 2023 года страховщики смогли предоставлять услуги онлайн-урегулирования убытков в ОСАГО?

ЦБ РФ: В соответствии с изменениями в Закон об ОСАГО1

1 Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». , предусматривающи­ми возможность внедрения электронного урегулирования убытков, Банком России будут скорректированы Правила ОСАГО (внесение изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П) и порядок электронного обмена в ОСАГО (внесение изменений в Указание Банка России № 4190-У). Также будут актуализи­рованы требования к размещению инфор­мации на сайтах страховщиков (вместо действующего в настоящее время Указания Банка России № 3740-У) и требования к бесперебойной работе информационных систем страховщиков ОСАГО (вместо действующего в настоящее время Указания Банка России № 4191-У). Изменения норма­тивных актов Банка России вступят в силу одновременно с изменениями в Закон об ОСАГО, т. е. с 15 июля текущего года.

ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 15 ИЮЛЯ 2023 ГОДА

ССТ: Какие именно действия при урегу­лировании убытка будут осуществляться в режиме онлайн? И может ли клиент по своему усмотрению пользоваться отдельными элементами урегулирования онлайн, например отказ или требование принять данные фотофиксации?

ЦБ РФ: Электронное урегулирование в ОСАГО предполагает, что практически все этапы процесса получения выплаты по желанию потерпевшего могут быть пройдены удаленно, начиная от пода­чи заявления о страховом возмещении, заканчивая получением направления на ремонт или оформлением документов для зачисления денег. Исключением яв­ляется процедура осмотра транспортного средства, которую пройти дистанционно можно будет только по согласованию со страховщиком.

Более того, потерпевший по своему усмот­рению сможет выбирать, какие из этапов урегулирования убытков по его страховому случаю будут оформляться дистанцион­но, а какие в обычном формате. В любой момент и на любом этапе урегулирования убытков потерпевший может попросить страховщика перейти с одного на другой формат взаимодействия.

Такие права появятся у потерпевших с 1 января 2025 года.

В период же с 15 июля 2023 года до 1 янва­ря 2025 года электронное урегулирование убытков будет возможным только при готовности и желании страховщика предо­ставить такой сервис потерпевшему.

Исключение — урегулирование убытков в рамках ДТП, оформленного по Европро­токолу при подаче потерпевшим заявле­ния в свою страховую компанию через Госуслуги (в зависимости от фактического функционала Госуслуг). При соблюдении этих условий дистанционно урегулиро­вать убытки можно будет уже с 15 июля 2023 года.

Похожие статьи

Три региона изучают возможности потоковой проверки ОСАГО на дорогах…

Глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) Николай Галушин анонсировал потоковую проверку ОСАГО на дорогах в трех регионах…
За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО

За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн…

Согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) с января по ноябрь 2024 года в России было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО,…
В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила снижение, средняя выплата – рост

В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО составила 7 539 рублей, что на 4,6%…