• 10 мая, 2023
  • 184

ЭЛЕКТРОННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРОБАНКА

ЭЛЕКТРОННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРОБАНКА

С вступлением в силу 15 июля 2023 года закона, определяющего порядок и правила электронного урегулирования в ОСАГО, страховые компании должны будут обеспечить клиентам возможность урегулировать убытки дистанционно, в том числе с использованием Европротокола и подачу заявления через сервис Госуслуги. Кроме того, страховщики смогут в добровольном порядке предоставлять полный сервис онлайн-урегулирования. Пресс-служба Банка России прокомментировала журналу отдельные вопросы целей введения нового порядка, а также актуальные задачи подготовки к началу действия электронного урегулирования убытков в ОСАГО.

Современные страховые технологии: Включают ли цели мегарегулятора сокра­щение сроков урегулирования убытков, числа жалоб и споров и решения других задач в ОСАГО?

ЦБ РФ: Поэтапный переход на электрон­ное взаимодействие повысит качество обслуживания при получении страховой услуги — в данном случае ОСАГО, а также упростит для потребителей общение со страховщиком. Сейчас оформить полис ОСАГО в электронном виде и удаленно внести в него изменения могут водители и владельцы транспортных средств. Пред­усмотренное законом электронное урегули­рование убытков позволит воспользоваться преимуществами дистанционного взаимо­действия еще и потерпевшим в ДТП. Наи­более ощутимыми эти преимущества будут для тех людей, которые находятся там, где нет поблизости офиса страховой компа­нии, и которые вынуждены тратить время и деньги на то, чтобы добраться до него для оформления документов, необходимых для получения страховой выплаты, или направ­лять такие документы по почте.

Благодаря электронному взаимодей­ствию будут упрощены процедуры по­дачи страховщику и получения от него документов и информации, что сделает процесс урегулирования убытков понят­нее для потерпевших. Люди будут больше удовлетворены качеством обслуживания в страховых компаниях, количество об­ращений по этому поводу в Банк России сократится. При этом нужно отметить, что в 2022 году из 5 тыс. обращений по теме урегулирования убытков в рам­ках ОСАГО, поступивших в Банк России, обоснованными были 1,1 тыс. жалоб, когда люди жаловались на нарушавшие их интересы действия или бездействия страховщиков.

22 %

Доля обоснованных жалоб на действия или бездействие страховщиков, нарушавших интересы страхователей при урегулировании в ОСАГО. 2022

ССТ: Насколько учитывает электрон­ное урегулирование убытков в ОСАГО необходимость противодействия мошен­ничеству?

ЦБ РФ: Противодействие мошенничеству в автостраховании — это отдельная тема. Она является очень важной и актуаль­ной для этого сегмента рынка, оказывает значительное влияние на ценообразование и доступность полисов ОСАГО, особен­но в регионах, которые характеризуются высоким уровней рисков мошеннических действий.

Для борьбы с этим явлением разраба­тываются и применяются специальные инструменты. Например, сейчас обсужда­ется возможность использования записей с камер наблюдения для выявления слу­чаев фальсификации обстоятельств ДТП и подделки документов для получения страховых выплат. Сам по себе переход на электронное урегулирование убытков вряд ли сможет каким-то образом повли­ять на снижение уровня мошенничества с ОСАГО, но он позволит автоматизиро­вать процессы выявления мошенничества и повысить их эффективность в комплексе с другими инструментами.

При этом поэтапное внедрение электрон­ного взаимодействия позволит избежать всплеска страхового мошенничества. У страховых компаний будет возможность до введения обязательности электронно­го сервиса по урегулированию убытков, с 15 июля 2023 года до 1 января 2025 года, в максимально комфортном режиме нако­пить опыт работы в новом формате и на­строить свои системы для противодействия мошенникам в этом канале.

У страховых компаний будет возможность до введения обязательности электронного сервиса по урегулированию убытков, с 15 июля 2023 года до 1 января 2025 года, в максимально комфортном режиме накопить опыт работы в новом формате и настроить свои системы для противодействия мошенникам в этом канале.

ССТ: Какие нормативные документы и в какие сроки должен выпустить ме­гарегулятор, чтобы к 15 июля 2023 года страховщики смогли предоставлять услуги онлайн-урегулирования убытков в ОСАГО?

ЦБ РФ: В соответствии с изменениями в Закон об ОСАГО1

1 Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». , предусматривающи­ми возможность внедрения электронного урегулирования убытков, Банком России будут скорректированы Правила ОСАГО (внесение изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П) и порядок электронного обмена в ОСАГО (внесение изменений в Указание Банка России № 4190-У). Также будут актуализи­рованы требования к размещению инфор­мации на сайтах страховщиков (вместо действующего в настоящее время Указания Банка России № 3740-У) и требования к бесперебойной работе информационных систем страховщиков ОСАГО (вместо действующего в настоящее время Указания Банка России № 4191-У). Изменения норма­тивных актов Банка России вступят в силу одновременно с изменениями в Закон об ОСАГО, т. е. с 15 июля текущего года.

ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 15 ИЮЛЯ 2023 ГОДА

ССТ: Какие именно действия при урегу­лировании убытка будут осуществляться в режиме онлайн? И может ли клиент по своему усмотрению пользоваться отдельными элементами урегулирования онлайн, например отказ или требование принять данные фотофиксации?

ЦБ РФ: Электронное урегулирование в ОСАГО предполагает, что практически все этапы процесса получения выплаты по желанию потерпевшего могут быть пройдены удаленно, начиная от пода­чи заявления о страховом возмещении, заканчивая получением направления на ремонт или оформлением документов для зачисления денег. Исключением яв­ляется процедура осмотра транспортного средства, которую пройти дистанционно можно будет только по согласованию со страховщиком.

Более того, потерпевший по своему усмот­рению сможет выбирать, какие из этапов урегулирования убытков по его страховому случаю будут оформляться дистанцион­но, а какие в обычном формате. В любой момент и на любом этапе урегулирования убытков потерпевший может попросить страховщика перейти с одного на другой формат взаимодействия.

Такие права появятся у потерпевших с 1 января 2025 года.

В период же с 15 июля 2023 года до 1 янва­ря 2025 года электронное урегулирование убытков будет возможным только при готовности и желании страховщика предо­ставить такой сервис потерпевшему.

Исключение — урегулирование убытков в рамках ДТП, оформленного по Европро­токолу при подаче потерпевшим заявле­ния в свою страховую компанию через Госуслуги (в зависимости от фактического функционала Госуслуг). При соблюдении этих условий дистанционно урегулиро­вать убытки можно будет уже с 15 июля 2023 года.

Похожие статьи

КОМАНДНАЯ РАБОТА

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Развитие рынка страхования — это командная работа, где важны роль и вклад каждого: законодателя, регулятора, органов власти и самих страховщиков. Об…
ТОЧКИ НОВОГО РОСТА

ТОЧКИ НОВОГО РОСТА

2023 год стал для страхового рынка лучшим за последние 10 лет. Президент ВСС Евгений Уфимцев в своем интервью проанализировал причины этого…
НАЧАЛО ВСС

НАЧАЛО ВСС

20 мая 1994 года – не просто день основания Всероссийского союза страховщиков, но важная веха в становлении всей страховой отрасли, ознаменовавшая…