- 9 сентября, 2025
Актуальные законопроектные инициативы и нормативные изменения в сфере страхования

В журнале «Современные страховые технологии» №6 за 2024 опубликована статья, в который мы обозначали ключевые, на наш взгляд, вопросы, которые должны быть урегулированы на законодательном уровне.
В период весенней сессии Госдумы был принят целый ряд важных для развития рынка страхования федеральных законов, но остается еще большой задел для работы. Мы надеемся, что до конца этого года будут приняты законодательные решения по целому ряду вопросов, актуальных для всех участников страховых правоотношений.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСАГО
В первую очередь, речь идет о законопроекте, связанном с реформированием системы натурального возмещения. Этот вопрос обсуждается уже достаточно давно. Необходимость изменения подходов к порядку и способам страхового возмещения обусловлена целым рядом объективных тенденций. Это санкционная политика со стороны недружественных государств, трудности с логистикой, дефицит запасных частей для поврежденных транспортных средств импортного производства и т.д.
Законопроект направлен, прежде всего, на повышение защищенности интересов потребителей и предполагает возможность получения дополнительных выплат от страховщиков при самостоятельном проведении восстановительного ремонта. В целях оптимизации механизма натурального возмещения необходимо также решить вопрос об увеличении срока ремонта транспортных средств с нынешних 30 до 45 дней, а также повторном использовании б/у запасных частей.
Важное нововведение, которое должно заработать с 1 ноября 2025 года — это фиксация наличия полиса ОСАГО камерами видеонаблюдения.
Обсуждение этого вопроса длится уже многие годы. Учитывая поручение Президента РФ урегулировать этот вопрос на законодательством уровне до указанного срока, мы надеемся, что система видеофиксации в ОСАГО в ближайшем будущем заработает. Это позволит вывести из тени недобросовестных водителей, что в свою очередь положительно скажется на вопросах тарификации и справедливого ценообразования.
ПРОГРАММА СТРАХОВАНИЯ ЖИЛЬЯ
Еще один важный вопрос, который стоит на повестке дня — это введение механизма возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
После длительных дискуссий с Комитетом Госдумы по финансовому рынку и Минфином все пришли к общему пониманию, что реализация предлагаемой ранее системы региональных программ вряд ли будет успешной.
Результатом этого стало внесение на рассмотрение в Госдуму обновленной версии законопроекта, который предусматривает вместо множества региональных программ, единую федеральную программу возмещения ущерба. Помимо этого, законопроектом предусматривается создание страховщиками перестраховочного пула. Соответственно, из закона «Об организации страхового дела» исключаются нормы о передаче в перестрахование рисков по страхованию жилья от ЧС, что снизит нагрузку на РНПК.
СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО
Следующий вопрос, который, на наш взгляд, требует своего законодательного урегулирования — это изменение модели финансирования деятельности Службы финансового уполномоченного.
На сегодняшний день уже подготовлен и активно обсуждается законопроект, который предполагает определенную вариативность взносов страховщиками.
Предполагается, что оплата взносов будет осуществляться по одной из трех моделей:
- Абонентская модель уплаты взноса.
Единовременная плата за определенный период;
- Уплата взноса за каждое обращение.
Плата в зависимости от количества и результатов рассмотрения финуполномоченным обращений в отношении данной страховой компании.
- Смешанная модель.
Сочетание двух первых вариантов.
В отношении разных страховых компаний могут применяться разные модели. В этом случае могут учитываться различные критерии, в том числе размер активов, количество обращений в Службу финансового уполномоченного, количество заключенных договоров страхования, специализация страховщика и др.
На наш взгляд, подобная инициатива — это существенный шаг вперед, поскольку спорные вопросы между страховщиками и Службой финуполномоченного действительно есть, и их нужно решать в рамках конструктивного и профессионального диалога.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАНКАМИ
Рассматривается уже во втором чтении, и надеемся, что будет принят до конца года законопроект, связанный с повышением эффективности корпоративного управления и финансовой устойчивости страховщиков.
Законопроект закладывает важный принцип: система управления рисками и собственными средствами (капиталом), система внутреннего контроля страховщика должна соответствовать характеру и масштабам его деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков.
Этим же законопроектом предусматривается закрепление функции противодействия страховому мошенничеству в качестве одного из обязательных направлений деятельности страховщика наряду с другими.
В самое ближайшее время необходимо рассмотреть еще один вопрос, который связан с оптимизацией взаимодействия страховых компаний и банков. Речь идет о внесении изменений в ФЗ «О потребительском кредите» в связи с истечением 1 сентября 2025 года срока действия Постановления Правительства РФ № 39 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями…».
Важно законодательно урегулировать эти вопросы в самое ближайшее время, чтобы исключить практики ограничения конкуренции на рынке кредитного страхования.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
Перед страховым сообществом стоит много других задач, направленных на развитие российского рынка страхования, повышение защиты интересов клиентов, законодательного закрепления новых видов страхования и развития инфраструктуры страхового рынка (см. ПЕРЕЧЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ).
Важно подчеркнуть, что при дальнейшей работе с законодательными инициативами, направленными на развитие рынка страхования, необходимо сохранить системный и конструктивный подход. Здесь главное — не снижать тех темпов, которые были набраны в период весенней сессии Госдумы 2025 года.
Перед страховым сообществом стоит много и других задач, направленных на развитие российского рынка страхования, повышение защиты интересов клиентов.
ИТОГИ ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ
По многим актуальным законопроектным инициативам в этом году мы смогли существенно продвинуться вперед в проработке общих подходов с учетом интересов всех участников страхового рынка. Целый ряд важных законодательных изменений уже принят и вступил в силу.
С 1 января 2025 года введен механизм дистанционного урегулировании убытков по обязательным видам страхования: ОСАГО, ОПО, ОСГОП. Это нововведение позволит упростить процедуру урегулирования для клиентов и снизить операционные издержки для страховщиков.
С 1 января 2025 года вступили в силу нормы об увеличении штрафных санкций за повторное управление транспортным средством без полиса ОСАГО. Очевидно, что ранее установленные размеры штрафных санкций были уже неактуальными и требовали пересмотра.
С 3 февраля возможность оформления электронного извещения о ДТП через мобильное приложение законодательно предоставлена клиентам всех страховых компаний, а не только участникам экспериментального правового режима. Нововведение было направлено в первую очередь на повышение качества обслуживания клиентов и повышение конкуренции на страховом рынке.
С 23 апреля действие полиса ОСАГО расширено на территорию Республики Беларусь. На сегодняшний день полисы ОСАГО с расширенным покрытием уже приобрели более 26 тыс. водителей, что свидетельствует о востребованности этого продукта.
Перечень стратегических задач развития страховой отрасли на период до конца 2026 года.
— Внедрение условий для развития страховых продуктов, обеспечивающих страховую защиту от рисков, связанных с внедрением новых информационных технологий.
— Развитие добровольного страхования рисков причинения вреда окружающей среде.
— Продвижение инициатив по страхованию ответственности собственников объектов недвижимости с массовым пребыванием людей.
— Развитие страхования беспилотных авиационных систем и гражданской ответственности лиц, осуществляющих их эксплуатацию.
— Организация получения страховщиками информации с камер фотовидеофиксации, связанной с наступлением страхового случая и необходимой для решения вопроса о страховой выплате.
С 5 июля повышены лимиты по европротоколу со 100 до 200 тыс. руб. Важно подчеркнуть, что в процессе обсуждения этого законопроекта законодатели услышали аргументы о том, что лимит выплат должен быть увеличен только для тех ситуаций, когда между водителями есть разногласия, но при этом обстоятельства ДТП зафиксированы, в т.ч. посредством фотофиксации.
Некоторые инициативы были сняты с рассмотрения в силу их недостаточной проработанности, либо экономической нецелесообразности. Речь идет, например, о следующих вопросах:
— О передаче функций аккредитации операторов техосмотра от РСА к Росаккредитации;
— Об увеличении размера страховых сумм по договорам ОСАГО без корректировки тарифов. Предлагалось увеличить страховые суммы по ОСАГО: за вред жизни или здоровью до 650 тыс. руб., за ущерб имуществу до 520 тыс. руб., при этом тарифы оставить прежними;
— О расширении оснований для выплат из ком. фонда РСА. Речь шла о том, чтобы распространить действующий механизм осуществления компенсационных выплат на вред, причиненный имуществу (помимо жизни и здоровья);
— Об уведомление клиента об окончании срока действия полиса ОСАГО. Инициатива была направлена на то, чтобы закрепить за страховщиками обязанность сообщать водителю о предстоящей дате окончания полиса ОСАГО.
В общей сложности по нашим оценкам в период весенней сессии Госдумы было принято более 25 законов, которые оказали влияние на те или иные аспекты ведения страхового бизнеса, что в свою очередь предполагает корректировку внутренних и внешних бизнес-процессов, уточнение отдельных регламентов и процедур, порядка взаимодействия с клиентами, партнерами и регулятором.
Речь идет, в том числе, о законодательном урегулировании вопросов в области обработки и защиты персональных данных, порядка взаимодействия с клиентами, ПОД/ФТ, трудовых, корпоративных отношений и др.
Все это свидетельствует о качестве и глубине профессионального диалога страхового сообщества с профильным Комитетом Госдумы по финансовому рынку, Банком России, Министерством финансов, ФАС России и другими ведомствами.
Успешная реализация дальнейших задач во многом будет зависеть от совместной работы всех заинтересованных участников рынка
В заключение хотелось бы отметить, что успешная реализация дальнейших задач во многом будет зависеть от совместной продуктивной работы всех заинтересованных участников рынка и ключевых органов государственной власти, повседневной вовлеченности в процесс проработки и обсуждения предлагаемых инициатив, изучения и применения лучших мировых практик в целях дальнейшего поступательного развития отечественного рынка страхования и повышения защиты имущественных интересов страхователей.