• 17 декабря, 2025

Как проверить автомобиль зимой — советы эксперта

Зимой тормозной путь на льду часто увеличивается, мощность аккумулятора снижается , а шины — теряют сцепление из-за трещин или недостаточной глубины протектора. Как избежать аварий в холодное время года, какие элементы автомобиля для этого нужно регулярно проверять и на что важно обратить внимание, рассказал Станислав Чекмарев, руководитель направления ПЭК: TECH (бизнес-юнит компании, работающий в сегменте продажи автозапчастей, а также закупок и сервисного обслуживания складской техники).

Большая часть аварий в зимний сезон связана с нарушением работы тормозной системы. Средний тормозной путь на льду увеличивается в 4-6 раз по сравнению с сухим асфальтом — с 25-30 м до 100-150 м. Коэффициент сцепления падает с 0,7-0,8 до 0,1-0,2. Именно поэтому зимой необходимо не реже одного раза в месяц проверять состояние тормозных колодок, которые изнашиваются быстрее из-за реагентов и низких температур. Важно, чтобы их толщина составляла не менее 2-3 мм.

Оцените состояние тормозных дисков, визуально осмотрев их на предмет трещин, сколов и сильной коррозии — такие дефекты приводят к неравномерному торможению и потере контроля за дорогой.

Проверьте бортик (кромку) диска: если он достигает 1,5–2 мм, износ критический, так как рабочая поверхность истончилась. Оцените цвет: пожелтение или посинение указывают на перегрев или деформацию.​

Проведите дорожный тест, затормозив на скорости 40-60 км/ч: вибрация и тяга в сторону сигнализируют о деформации или неравномерном износе дисков.

Зимой важно регулярно проверять и состояние тормозной жидкости, которая впитывает влагу и может загустеть на морозе, замедляя движение педали. Прозрачный или светло-желтый цвет указывает на ее свежее состояние. Мутность, темный оттенок или осадок — о необходимости ее замены.

Многократное (20-30 раз) нажатие педали тормоза при заглушенном моторе помогает выявить воздух или избыток влаги, вызывающие компрессию и потерю эффективности системы.

Тормозную жидкость же рекомендуем менять каждые 40-50 тыс. км пробега, поскольку со временем она накапливает влагу, что снижает температуру кипения с 260°C до 160-180°C.

Оценка состояния аккумулятора

Зимой в период высоких минусовых температур емкость аккумуляторных батарей часто снижается на 20-30%, поскольку холод замедляет химические реакции в электролите. Более того, в зимних условиях автомобиль тратит в 2-3 раза больше энергии на запуск и поддержание обогрева сидений, стекол, работы фар и так далее.

Исключить выход аккумулятора из строя поможет ежемесячная проверка его состояния. Включите фары на 2-3 минуты без запуска двигателя, яркий свет — батарея в норме, тускнеет или гаснет — слабая емкость. О необходимости замены может также сигнализировать медленный запуск стартера, снижение напряжения с 13,8–14,4 В до 10 В (при работающем двигателе), вздутие пластин или запах серы.

Проверка шин

Зимние шины производят из специального состава с высоким содержанием натурального каучука (до 50%), который предотвращает затвердевание резины при температурах ниже +7°C, обеспечивая эластичность для отведения снега и льда.

Фрикционную резину чаще всего выбирают жители Центральной части России, где выпадает базовая норма осадков, что позволяет быстро удалять гололед с помощью песка и реагента. Их мягкий протектор держит сцепление с асфальтом и мокрым снегом, сокращая тормозной путь на 15–20% по сравнению с всесезонной резиной на сухой дороге.

Шипованные шины рекомендуем использовать в Сибирском, Уральском, Дальневосточном и других отдаленных регионах с обильными снегопадами  и резкими перепадами температур. Шипы «пробивают» ледяную корку, улучшая разгон и торможение на гололеде.

Зимнюю резину рекомендуем визуально осматривать через каждые 5-10 тыс. км поездки. Измерьте глубину протектора в 6-8 точках по окружности и ширине, базовый показатель для фрикционных и шипованных шин — 5-6 мм, эксплуатация ниже 4 мм запрещена. При обнаружении трещин более 2 мм поездка также может стать опасной, так как ламели (мелкие прорези) теряют сцепление на заснеженной и обледенелой дороге, увеличивая тормозной путь на 30-50%.

После замены шин не забудьте провести сход-развал – проверить углы установки колес, которые влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. Машину с ошибочно установленными шинами при экстренном торможении может увести в сторону, в результате чего – автовладелец столкнется с заносом или аварией.

Поездки в зимний период: полезные советы

Рекомендуем в холодное время года снижать скорость на 20-30% ниже летней нормы. На обледенелой дороге соблюдайте дистанцию до 5-7 метров (вместо 2-3), чтобы избежать столкновений при внезапном заносе.

Отправляясь в загородные поездки более чем на 100 км от города, важно собрать зимний комплект инструментов первой необходимости: жесткую щетку-скребок с удлинителем (для крыши и стекол), лопату-совок (30-40 см с алюминиевым лезвием), антизапотевающие салфетки (микрофибра + спирт), трос буксировки и спрей для замков при их замерзании.Ранние сумерки (с 15.00-16.00) в большинстве городов России ухудшают видимость, поэтому рекомендуем дополнительно положить в комплект запасные лампы ближнего света.

Похожие статьи

Россияне ценят зимние развлечения за возможность провести время с…

Зимние развлечения остаются отличной возможностью, чтобы провести время с близкими. Каждый второй участник совместного опроса СберСтрахования и медиахолдинга Rambler&Co поделился, что…

Грипп – это не просто простуда: врач ВСК рассказал,…

Зима традиционно является периодом роста респираторных болезней. Многие часто путают грипп с обычной простудой, но это опасное заблуждение.

Свыше трети россиян планируют поездку на зимний курорт

Треть россиян желают поездку на популярный горнолыжный курорт, тогда как четверть не рассматривает такую возможность.