- 9 сентября, 2025
Российский АПК выходит на новый уровень

Россия сегодня не только полностью обеспечивает себя продовольствием, но и выступает в качестве одного из крупнейших мировых экспортеров сельхозпродукции. Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных считает, что развитие системы агрострахования — важная государственная задача, необходимая для защиты финансовой устойчивости сельхозпроизводителей.
ССТ: В июне этого года на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Продовольственная безопасность России: вызовы и стратегии», на которой Вы представляли позицию Совета Федерации. Какие задачи сегодня стоят перед страной в части обеспечения задач продовольственной безопасности, какие темы в повестке Совета Федерации наиболее актуальны сегодня с этой точки зрения?
Александр Двойных: Задача достижения суверенитета в части обеспечения страны продукцией АПК была поставлена относительно недавно и уже с успехом реализована. Доктрина продовольственной безопасности впервые была принята в нашей стране в 2010 году. Дополнительный импульс развитию суверенного АПК придан в 2014 году с принятием решения о запрете ввоза ряда наименований импортной продукции из недружественных стран. В 2020 году Доктрина была значительно модернизирована и расширена. В частности, дополнен перечень продуктов питания, гарантирующих продовольственную безопасность: включены овощи и бахчевые культуры, семена основных сельхозкультур отечественной селекции, фрукты и ягоды. Появились новые долгосрочные задачи, в частности, ряд задач модернизации, повышения плодородия почв, цифровизации АПК.
Отрасль АПК сполна использовала открывшиеся возможности. В результате сегодня наша страна не только полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия, но и выступает в качестве одного из крупнейших мировых экспортеров сельхозпродукции. За последние годы Россия достигла значительных успехов в производстве зерновых и масличных, промышленном садоводстве и овощеводстве, смогла сократить импорт многих видов продукции и обеспечить рост экспорта, заняла лидирующие позиции в мире по экспорту зерна, подсолнечного масла и рыбы. Отечественная продукция поставляется в более чем 160 стран.
В 2025 году в Доктрину продбезопасности Президентом РФ внесены новые существенные изменения: теперь в качестве стратегической задачи обозначены и самообеспечение продовольствием, и поддержание мировой продовольственной безопасности в кооперации с дружественными странами. Таким образом, российский АПК выходит на новый уровень.
ССТ: Какое место в этой повестке занимают изменения климата, как они влияют на обеспечение продовольственной безопасности России? Какие меры по защите АПК от природных угроз предпринимаются, какая роль отведена в них агрострахованию?
А. Д.: Совет Федерации осуществляет парламентский контроль климатической политики РФ с 2016 года. В частности, разработаны планы адаптации к изменениям климата в 79 регионах РФ. По прогнозам Росгидромета глобальные изменения температур к 2030 году превысят пороговые значения относительно доиндустриального периода на 1,5 градуса, а к 2043 году — на 2 градуса.
Конечно, сельское хозяйство — одна из наиболее чувствительных к этим изменениям областей, его своевременная адаптация — один из приоритетов. В этом году наш Комитет провел круглый стол по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в условиях изменения климата, на которой Минсельхоз России представил комплекс принимаемых мер — это увеличение орошаемых земель, повышение плодородия почвы, развитие мелиорации, а также разработка новых средств защиты растений и минеральных удобрений.
Преимущество программы страхования на случай ЧС — ее относительная простота при урегулировании застрахованных убытков
Очевидно, что природные аномалии становятся нередким явлением. Поэтому важным приоритетом является развитие системы агрострахования — механизма, который включается для защиты финансовой устойчивости сельхозпроизводителей уже тогда, когда предотвратить ущерб не удалось.
ССТ: Какие результаты можно обозначить в этой работе по развитию системы агрострахования, проведенной Комитетом в сотрудничестве с Минсельхозом России, Национальным союзом агростраховщиков, регионами, отраслевыми объединениями?
А. Д.: Прежде всего, наш Комитет провел масштабную кампанию по информированию аграриев практически во всех регионах РФ — совместно с НСА, Минсельхозом России, Минсельхозами регионов при участии во многих мероприятиях представителей Минфина и Банка России. С 2020 года ежегодно проводилось от 20 и более таких семинаров-совещаний. В результате к 2024 году обеспечено участие в системе агрострахования с господдержкой практически всех субъектов РФ, кроме нескольких северных регионов и новых территорий.
Велась значительная законодательная работа: в закон о господдержке агрострахования не реже, чем раз в два года, вносились изменения для совершенствования системы. В частности, с 2018 года было принято 7 таких законопроектов. Одним из наиболее значимых изменений стало введение с 2022 года второй программы для страхования урожая — на случай утраты при ЧС.
Еще одним направлением стало развитие страхования многолетних насаждений. Именно на базе нашего Комитета совместно с НСА и рядом регионов инициирована разработка новых методических подходов к страхованию яблок, которые получили нормативное оформление в 2025 году.
ССТ: Как вы оцениваете трехлетний опыт применения страхования на случай ЧС?
А. Д.: Эта программа, рассчитанная на оперативный возврат прямых издержек, очень неплохо себя зарекомендовала, особенно в прошлом году, когда возвратные майские заморозки охватили практически все основные аграрные регионы в европейской части России. Это позволило впервые применить ее в условиях массовых и масштабных убытков. Тогда более миллиарда рублей страховых выплат было оперативно перечислено в первый месяц с введения ЧС, в период, когда средства можно было использовать для пересева.
Преимущество программы страхования на случай ЧС — ее относительная простота при урегулировании застрахованных убытков: не требуется подтверждения засухи или заморозков с помощью метеостанций, которых может в регионе не хватать, оценка ущерба проводится комиссиями по ЧС. Принцип выплаты на каждый погибший гектар позволяет осуществлять страховое возмещение сразу же после осмотра полей.
Однако есть и ограничения — прежде всего, получение страховой выплаты зависит от решения региона ввести ЧС. Кроме того, не все регионы имеют достаточно отработанные алгоритмы реагирования при ЧС в АПК, особенно в случаях, когда реализуется нетипичный риск. Но постепенно опыт будет тиражироваться.
Основные по объему выплаты за погибший урожай, тем не менее, идут по так называемой мультирисковой программе страхования, которая была введена первой, и которая рассчитана на компенсацию ущерба от снижения урожайности в целом по хозяйству. Сейчас ее условия тоже совершенствуются.
Наш Комитет продолжит мониторинг работы системы и возможностей для ее развития совместно с Минсельхозом России и НСА. В будущем не исключаем новые законодательные инициативы для улучшения условий для аграриев.
ССТ: В начале 2025 года при Комитете создана рабочая группа по вопросам агрострахования. Какими задачами она занимается?
А. Д.: Площадка сформирована, чтобы обеспечить межведомственное и межотраслевое взаимодействие по тем вопросам развития страховой защиты АПК, где может потребоваться изменение нормативно-правовой базы, где необходим всесторонний анализ ситуации. Группа уже начала работать, а среди ее ключевых задач — вопросы развития страхования товарной аквакультуры, садоводства и виноградарства.
ССТ: В последний год ваш Комитет уделял особое внимание вопросам страхования промышленного садоводства и товарной аквакультуры. Почему эти направления важны?
А. Д.: Оба этих отраслевых направления — относительно молодые в части современного производственного развития. Закон об аквакультуре принят 12 лет назад, сейчас накопилась правоприменительная практика, и на парламентских слушаниях в мае этого года с участием первого зампредседателя СФ Андрея Владимировича Яцкина был поставлен вопрос о дальнейших изменениях. Ключевая задача — обеспечить доступность рыбы для фактического потребителя.
Сейчас более 70 % всей рыбы добывается на Дальнем Востоке. Помочь ситуации с доступностью рыбной продукции в центральных регионах можно за счет ускоренного развития аквакультуры. Однако в отрасли есть ряд проблемных вопросов, связанных в том числе и со страхованием ее объектов, так как природные риски очень высоки. Запрос на это существует в самой рыбоводной отрасли.
Госпрограмма в части развития промышленного садоводства и питомниководства также реализуется немногим более десятилетия — с 2013 года. Благодаря поддержке государства до 2023 года в организованном секторе заложено 153,3 тыс. га многолетних плодовых и ягодных насаждений, включая питомники, из которых 65 % (99,9 тыс. га) составляют плодовые сады интенсивного типа. Стоит задача и далее развивать импортозамещение. Но и здесь природные риски очень велики — чем больше заложено садов, тем выше потенциальный ущерб от масштабных заморозков или разрушительного циклона. Например, в прошлом году из резервного фонда Правительства пострадавшим от заморозков садоводам было выделено более 930 млн руб. Поэтому организация страхования таких рисков — важная государственная задача, реализацию которой наш Комитет взял под контроль.