- 18 декабря, 2024
- 3
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА
Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными органами государственной власти. Целый ряд вопросов по различным аспектам осуществления страховой деятельности нуждается в урегулировании и закреплении на законодательном уровне. Прежде всего, речь идет о законопроектных инициативах в сфере ОСАГО как социально значимого вида страхования.
ФИКСАЦИЯ НАЛИЧИЯ ПОЛИСА ОСАГО КАМЕРАМИ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
С 1 марта 2025 года планируется запустить эксперимент по фиксации наличия полисов ДТкамерами видеонаблюдения.
Предполагается, что эксперимент будет проходить в течение одного года без наложения штрафных санкций, но с уведомлением автовладельцев о фиксации факта управления транспортным средством (далее — ТС) без полиса ОСАГО.
Если этот этап будет проходить в штатном режиме, то срок эксперимента может быть сокращен. Крайне важно, чтобы к завершению эксперимента вопрос о фиксации отсутствия полиса ОСАГО был закреплен на законодательном уровне, путем внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.
В противном случае поставленные цели по защите имущественных интересов законопослушных автовладельцев не будут реализованы в полной мере.
В этом контексте важно отметить позицию Верховного суда РФ по делу № 5-АД24-93-К2 от 16.09.2024 г., суть которой заключается в том, что обязанность по страхованию своей гражданской ответственностью связана не с фактом приобретения и (или) регистрации ТС, а непосредственно с фактом управления таким ТС. Т.е. использование ТС без полиса ОСАГО запрещено при любых обстоятельствах, каких-либо исключений из данной нормы закон не предусматривает.
В тестовом режиме проверка наличия полисов ОСАГО с помощью дорожных камер началась уже в начале декабря текущего года.
УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА РЕМОНТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДО 45 ДНЕЙ
Необходимость увеличения срока проведения восстановительного ремонта связана с проблемой отсутствия запасных частей, разрывом логистических цепочек, обеспечивающих их своевременную поставку и рядом других объективных факторов.
Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму, и его оперативное принятие позволит повысить защищенность имущественных прав потерпевших, а самое главное — повысить качество проведения восстановительного ремонта поврежденных ТС.
Важно подчеркнуть, что речь не идет об автоматическом увеличении сроков проведения восстановительного ремонта. Он может быть продлен только в тех случаях, когда в течение 30 дней отремонтировать ТС в силу объективных причин невозможно.
ОГРАНИЧЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
На практике страховые компании столкнулись с тем, что ряд региональных судов рассматривают данные правоотношения с позиций полного возмещения страховщиком убытков в размере стоимости проведенного восстановительного ремонта игнорируя при этом специальные нормы страхового законодательства.
Безусловно, интересы потерпевших должны быть защищены в полном объеме. Однако, исходя из сути страховых правоотношений необходимо понимать, что сумма возмещаемых страховщиком убытков не может превышать установленную законом страховую сумму (400 тыс. руб.) независимо от реальной стоимости восстановительного ремонта.
В части превышения потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда за возмещением оставшейся части ущерба.
В рамках предварительного рассмотрения данной инициативы Министерство финансов, а также ряд других профильных органов власти полностью согласны с данным подходом и готовы поддержать точечную донастройку этого механизма на законодательном уровне, чтобы исключить различное толкование и применение судами соответствующих правовых норм.
ВВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА «ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ»
Инициатива напрямую связана с вопросами противодействия страховому мошенничеству и повышения дисциплины водителей.
В соответствии с законопроектом, который уже принят в первом чтении, предполагается предусмотреть самостоятельный состав административного правонарушения за «опасное вождение».
Речь идет о несоблюдении ПДД, что в большинстве случаев как раз и является причиной наступления ДТП: резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции, перестроение при интенсивном движении и др.
Правительство РФ, а также профильные ведомства концептуально поддержали эту инициативу. Мы надеемся, что в ближайшее время соответствующий законопроект будет принят.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ С КАМЕР ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ О ПЕРЕДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ УЧАСТНИКОВ ДТП
С вопросом противодействия страховому мошенничеству на дорогах тесно связано еще одно предложение. Предоставление страховщикам данных с камер видеонаблюдения о передвижении ТС участников ДТП является необходимым условием для обеспечения возможности подтверждения заявляемых обстоятельств ДТП и причиненных повреждений. В свою очередь это будет способствовать сокращению количества мошеннических действий и снижению убыточности в сфере автострахования.
УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПОВТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ БЕЗ ПОЛИСА ОСАГО
В соответствии с данной инициативой предлагается предусмотреть размер штрафных санкций от 3 до 5 тыс. руб. Действующие размеры штрафов (800 руб. или 400 руб. при оплате штрафа в течение 20 дней) уже не актуальны и требуют своего пересмотра.
Эта инициатива поддержана Правительством РФ, поскольку предлагаемые изменения направлены на защиту прав потерпевших и возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в результате ДТП.
ПОВЫШЕНИЕ ЛИМИТОВ ПО ЕВРОПРОТОКОЛУ
Законодательная инициатива в сфере ОСАГО, на которую необходимо обратить внимание, связана с повышением лимитов по Европротоколу до 200 тыс. руб.
Страховщики инициативу в целом поддержали, но отдельно указали, что такое увеличение лимитов допустимо только при условии фото-видеофиксации ДТП. В противном случае оформление документов без участия сотрудников полиции и без фиксации его обстоятельств несет повышенные риски мошеннических действий. Надеемся, что доводы и аргументы страховщиков будут услышаны и учтены при доработке законопроекта в рамках второго чтения.
СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ ЧС
По другим вопросам в сфере страхования в первую очередь необходимо остановиться на реализации механизма страхования жилых помещений от чрезвычайных ситуаций.
С момента вступления закона в силу прошло уже более 5 лет. За это время ни в одном регионе программа возмещения ущерба через механизм добровольного страхования так и не заработала.
Весной этого года в Госдуму внесен законопроект, суть которого заключается в том, чтобы на уровне субъектов РФ разработка региональных программ возмещения вреда при чрезвычайных ситуациях осуществлялась в обязательном порядке.
Важно на законодательном уровне закрепить механизм, который позволит владельцам жилых помещений обеспечить защиту своих имущественных интересов при ЧС. При этом сам вопрос о необходимости заключения договора страхования будет решаться владельцами жилых помещений самостоятельно, в добровольном порядке.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТ. 330 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
Один из актуальных вопросов, который стоит сейчас на повестке дня перед страховым сообществом, связан с инициативой о внесении изменений в ст. 330 Налогового кодекса.
Речь идет о том, чтобы на законодательном уровне закрепить единообразный порядок признания доходов страховых компаний. В настоящее время, в сегментах life и non-life он различается.
Реализация этого предложения может позитивно повлиять на финансовую устойчивость рынка страхования в целом, в т.ч. за счет возможности получения страховщиками дополнительного инвестиционного дохода.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Еще один актуальный вопрос, связан с введением механизма обязательного страхования за утечки персональных данных и усилением административной ответственности за подобные инциденты.
Суть предложения заключается в том, чтобы в качестве механизма для возмещения вреда, причиненного субъектам персональных данных в случае их неправомерного разглашения, предусмотреть финансовое обеспечение, которое должен иметь оператор на постоянной основе при осуществлении обработки персональных данных.
Наряду с банковской гарантией и резервным фондом это может быть договор страхования ответственности за вред, причиненный третьим лицам при обработке персональных данных.
В настоящее время эта инициатива прорабатывается в рамках Совета по цифровой экономике при Совете Федерации. Мы надеемся, что в обозримой перспективе удастся согласовать не только концептуальные подходы по этому вопросу, но и выйти на подготовку проекта федерального закона.
ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И СТРАХОВЩИКОВ
Нельзя обойти вниманием вопросы, связанные с оптимизацией взаимодействия банков и страховщиков.
Необходимость внесения поправок в действующее законодательство связана с истечением с 1 сентября 2025 года срока действия Постановления Правительства РФ № 39 от 18.01.2023 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями…».
Важно приступить к этой работе своевременно, и на законодательном уровне урегулировать вопросы, направленные на пресечение практики банков по навязыванию услуг определенного страховщика.
Перед страховым сообществом стоит много других задач, направленных на развитие отечественного страхового рынка, повышение защищенности имущественных интересов граждан и предприятий, законодательное закрепление новых видов страхования и развитие инфраструктуры страхового рынка.
Успешная реализация задач, которые ставит перед собой страховое сообщество, во многом зависит от профессионального диалога и продуктивного взаимодействия со всеми ключевыми органами государственной власти.