• 18 декабря, 2024
  • 43

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Сонин Алексей

Руководитель инженерного центра АО РНПК

Елфимов Иван

Заместитель руководителя Инженерного центра АО РНПК

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская Национальная Перестраховочная Компания» (РНПК) Алексей Сонин и заместитель руководителя инженерного центра Иван Елфимов ответили на несколько вопросов об основных трендах развития отрасли.

ССТ: Какие результаты можно выделить в работе Инженерного центра РНПК в 2024 году?

Алексей Сонин: Инженерный центр в этом году провел уже более 200 натурных осмотров и около 1000 документарных. В части нормативной работы мы разрабо­тали три дайджеста: по складам, газопере­работке и осмотру судов.

Иван Елфимов: Фокус нашей экспертизы связан с запросами андеррайтинга. В этом году мы продолжали работу со складами, в результате которой установилось лучшее взаимопонимание с рынком по этой катего­рии объектов. По моему мнению, страхов­щики осознали, что качеством риска надо управлять.

Клиенты тоже понимают, что гореть не выгодно, даже если объект застрахован. Они стали задумываться: когда инженер страховой компании дает рекомендации установить в этом помещении системы пожаротушения, хотя по нормативам она не требуется, то это не просто так. Пред­положим, что людей в данном помещении нет, поэтому СТУ (специальные техниче­ские условия по обеспечению пожарной безопасности на объекте) будут формально соблюдены, но что или кто будет спасать оставшееся имущество от пожара? Мы отчетливо видим развитие более рискори­ентированного подхода.

Сейчас прорабатываются новые подходы РНПК к промышленным и строитель­но-монтажным рискам, в том числе — оценке и мониторингу рисков, связанных с потенциальными задержками начала производственной деятельности.

ССТ: Какое влияние сложности с прове­дением ремонта оборудования оказывают на страхование?

А. С.: Такая проблема есть. Но, прежде всего, нужно смотреть, это договор только страхования имущества или страхования имущества с покрытием риска перерыва в производстве. Подход к оценке риска и влияние на убыточность договора будет разным.

Сложность с проведением ремонта влияет как на оценку риска при страховании имущества, так и при страховании убыт­ков от перерыва в производстве, задержки начала производственной деятельности. Есть две проблемы — удорожание обору­дования и невозможность или сложность его замены. Мы запрашиваем у клиента информацию о стоимости страхуемого оборудования, а также о его действиях на случай выхода критического импортного оборудования из строя, после чего оцени­ваем адекватность ответов предприятия.

ССТ: Насколько ответственно риск-ме­неджеры предприятий относятся к этим вопросам?

И. Е.: Относятся очень ответственно и профессионально. Сегодня на предприя­тиях разрабатывают планы непрерывности производства. Все прекрасно понимают, что защита имущества предприятия — это дело собственника. Страховая компания лишь страхует риски и обеспечивает стра­ховые выплаты.

Вопросы импортозамещения не такие простые. Причем они касаются не только больших и сложных агрегатов, например, турбин. Недавно мы узнали о проблемах с закупками проектного санитарного обо­рудования для очень крупного бизнес-цен­тра — было сложно найти требуемый объ­ем на рынке. Хотя вопрос касался «всего лишь» полотенцесушителей, тепловентиля­торов и коробов для туалетной бумаги.

ССТ: На какие аспекты сейчас Инженер­ный центр обращает больше внимания?

А. С.: Их несколько — возможность закупки того же оборудования; импортоза­мещение внутри России; аналоги, которые можно приобрести в дружеских странах; особенности технического обслуживания.

Если мы говорим про новые проекты, и клиент хочет оформить страхование DSU (страхование на случай задержки сдачи объекта строительно-монтажных работ в эксплуатацию), то на стадии заключения договора все эти моменты обговарива­ются со страховщиком. Для действую­щих договоров страхования имущества со включением опции страхования пере­рыва в производстве мы просим ответить на соответствующие вопросы в рамках продления.

И. Е.: Еще один важный аспект, на кото­рый Инженерный центр обращает вни­мание: страховщики должны развивать собственную экспертизу. Сейчас страховые компании стали чаще обращаться к нам с просьбой научить их оценивать риски для тех или иных категорий объектов. Мы стали чаще собираться инженерным сообществом в составе рабочей группы риск-инженеров. Возможно, это связано с тем, что страховщики стали понимать: экспертов высокого уровня не так много, а значит, нужно развивать свои инженер­ные центры. Также количество обращений к нам связано с тем, что мы можем видеть проблему раньше, чем другие страховщики, так как у нас аккумулируется информация со всего рынка. РНПК стала признанным центром компетенций.

Сейчас прорабатываются новые подходы РНПК к промышленным и строительно-монтажным рискам, в том числе оценке и мониторингу рисков, связанных с потенциальными задержками начала производственной деятельности.

ССТ: Какие категории объектов вас бес­покоят больше всего?

А. С.: Беспокоит все. Склады продолжа­ют гореть. Правда, ситуация с пожарной безопасностью стала улучшаться. Но если раньше мы выдавали рекомендации, и кли­енты их обычно игнорировали, то сейчас к ним прислушиваются и стараются испол­нить. Это, наверное, самое важное. Сейчас мы нарабатываем практику и смотрим, как наши оговорки и рекомендации влияют на убыточность этих объектов.

Наше концептуальное понимание стро­ительно-монтажных рисков, в особен­ности на крупных объектах, изменилось. Это связано с двумя большими убытками на горно-обогатительных комбинатах в прошлом году. Мы видим общий тренд увеличения тяжести и частоты убытков на крупных промышленных объектах. Из-за этого нам пришлось скорректировать подходы в перестраховании промышлен­ных и строительно-монтажных рисков. Мы вводим разработанные РНПК оговорки по видеонаблюдению, по импортозамеще­нию, по пожароопасным работам и т. д.

Сейчас мы подходим к разработке стандартов страховой отрасли в части пожарной и технологической безопасности и сохранности имущества клиентов. Диалог между страховщиком, клиентом и перестраховщиком приводит к формированию конкретного списка мер, которые должны быть предприняты, чтобы объект соответствовал необходимому уровню качества риска.

ССТ: Над каким проектами вы планиру­ете работать?

А. С.: Мы работаем над автоматизаци­ей рабочего места риск-инженера. Мы хотим, чтобы наша работа стала более «цифровой». Мы осознаем, что возможны сложности с кадровым вопросом, поэтому мероприятия по повышению эффектив­ности труда, в том числе риск-инженеров, для нас очень важны. Это долгоиграющий проект — мы внедряем его уже практиче­ски полтора года.

В РНПК также реализуется проект соб­ственного ценообразования. До февраля 2022 года стоимость перестрахования определяли зарубежные рынки. До кон­ца 2022 года мы заместили иностранных перестраховщиков во всех действующих договорах на условиях, которые существо­вали к тому моменту. Сейчас, когда такие договоры истекают, начинается новый этап развития отечественного рынка и нам нужно самим определять цену перестрахо­вания. Именно для этого в РНПК запущен проект «Ценообразование».

И. Е.: В рамках задачи по ценообразо­ванию ведется проект «Риск-профиль объекта перестрахования», который как раз и имеет целью сбор и систематиза­цию информации, имеющей значение для определения степени риска и тарифика­ции конкретного объекта. Это постепенно стало новым направлением деятельности инженеров, требующим отдельных ресур­сов. Поэтому Инженерный центр РНПК продолжает расширяться и будет реоргани­зован с 1 января следующего года с выделе­нием внутри центра в том числе и методо­логической функции.

А. С.: Еще одно направление — это дайд­жесты. Мы видим потребность рынка в этих документах. Также мы будем выпускать различные бюллетени по направлениям. Если дайджест — это достаточно обширный документ, который описывает отрасль или направление бизнеса в целом, то бюллетени будут посвящены узким вопросам, которые касаются многих отраслей одновременно. Планируется большая методологическая работа, под которую в составе Инженерного центра будет выделено отдельное подразде­ление — управление методологии и анализа.

Сейчас мы подходим к разработке стан­дартов страховой отрасли в части пожарной и технологической безопасности и сохран­ности имущества клиентов. Диалог между страховщиком, клиентом и перестрахов­щиком приводит к формированию кон­кретного списка мер, которые должны быть предприняты, чтобы объект соответствовал необходимому уровню качества риска: какими должны быть системы пожаротуше­ния, промышленной безопасности и т.п. Эти стандарты должны быть зафиксированы, чтобы клиенты четко их понимали.

Здесь важно, что РНПК никогда не занима­ла ультимативной позиции. Если мы видим несоответствие ситуации тем или иным на­шим подходам, мы честно говорим об этом клиенту. И зачастую клиент соглашается выполнять наши рекомендации.

Похожие статьи

РНПК провела совещание по вопросам страхования и порядку выплаты…

Российская Национальная Перестраховочная Компания (РНПК) провела совещание, посвященное практическим вопросам страхования и порядку выплаты страхового возмещения в связи c крушением танкеров «Волгонефть-212»…

Совкомбанк Страхование обновила перестраховочную защиту на 2025 год

Совкомбанк Страхование с 01.01.2025 возобновила основные договоры облигаторного перестрахования и увеличила емкость грузового облигаторного договора на 2025 год.

РНПК нацелена на снижение убыточности по крупным объектам в…

Российская Национальная Перестраховочная Компания (РНПК) в 2025 году планирует принимать меры, направленные на снижение частоты наступления крупных убытков на застрахованных промышленных…