- 18 декабря, 2024
- 4
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ
Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская Национальная Перестраховочная Компания» (РНПК) Алексей Сонин и заместитель руководителя инженерного центра Иван Елфимов ответили на несколько вопросов об основных трендах развития отрасли.
ССТ: Какие результаты можно выделить в работе Инженерного центра РНПК в 2024 году?
Алексей Сонин: Инженерный центр в этом году провел уже более 200 натурных осмотров и около 1000 документарных. В части нормативной работы мы разработали три дайджеста: по складам, газопереработке и осмотру судов.
Иван Елфимов: Фокус нашей экспертизы связан с запросами андеррайтинга. В этом году мы продолжали работу со складами, в результате которой установилось лучшее взаимопонимание с рынком по этой категории объектов. По моему мнению, страховщики осознали, что качеством риска надо управлять.
Клиенты тоже понимают, что гореть не выгодно, даже если объект застрахован. Они стали задумываться: когда инженер страховой компании дает рекомендации установить в этом помещении системы пожаротушения, хотя по нормативам она не требуется, то это не просто так. Предположим, что людей в данном помещении нет, поэтому СТУ (специальные технические условия по обеспечению пожарной безопасности на объекте) будут формально соблюдены, но что или кто будет спасать оставшееся имущество от пожара? Мы отчетливо видим развитие более рискориентированного подхода.
Сейчас прорабатываются новые подходы РНПК к промышленным и строительно-монтажным рискам, в том числе — оценке и мониторингу рисков, связанных с потенциальными задержками начала производственной деятельности.
ССТ: Какое влияние сложности с проведением ремонта оборудования оказывают на страхование?
А. С.: Такая проблема есть. Но, прежде всего, нужно смотреть, это договор только страхования имущества или страхования имущества с покрытием риска перерыва в производстве. Подход к оценке риска и влияние на убыточность договора будет разным.
Сложность с проведением ремонта влияет как на оценку риска при страховании имущества, так и при страховании убытков от перерыва в производстве, задержки начала производственной деятельности. Есть две проблемы — удорожание оборудования и невозможность или сложность его замены. Мы запрашиваем у клиента информацию о стоимости страхуемого оборудования, а также о его действиях на случай выхода критического импортного оборудования из строя, после чего оцениваем адекватность ответов предприятия.
ССТ: Насколько ответственно риск-менеджеры предприятий относятся к этим вопросам?
И. Е.: Относятся очень ответственно и профессионально. Сегодня на предприятиях разрабатывают планы непрерывности производства. Все прекрасно понимают, что защита имущества предприятия — это дело собственника. Страховая компания лишь страхует риски и обеспечивает страховые выплаты.
Вопросы импортозамещения не такие простые. Причем они касаются не только больших и сложных агрегатов, например, турбин. Недавно мы узнали о проблемах с закупками проектного санитарного оборудования для очень крупного бизнес-центра — было сложно найти требуемый объем на рынке. Хотя вопрос касался «всего лишь» полотенцесушителей, тепловентиляторов и коробов для туалетной бумаги.
ССТ: На какие аспекты сейчас Инженерный центр обращает больше внимания?
А. С.: Их несколько — возможность закупки того же оборудования; импортозамещение внутри России; аналоги, которые можно приобрести в дружеских странах; особенности технического обслуживания.
Если мы говорим про новые проекты, и клиент хочет оформить страхование DSU (страхование на случай задержки сдачи объекта строительно-монтажных работ в эксплуатацию), то на стадии заключения договора все эти моменты обговариваются со страховщиком. Для действующих договоров страхования имущества со включением опции страхования перерыва в производстве мы просим ответить на соответствующие вопросы в рамках продления.
И. Е.: Еще один важный аспект, на который Инженерный центр обращает внимание: страховщики должны развивать собственную экспертизу. Сейчас страховые компании стали чаще обращаться к нам с просьбой научить их оценивать риски для тех или иных категорий объектов. Мы стали чаще собираться инженерным сообществом в составе рабочей группы риск-инженеров. Возможно, это связано с тем, что страховщики стали понимать: экспертов высокого уровня не так много, а значит, нужно развивать свои инженерные центры. Также количество обращений к нам связано с тем, что мы можем видеть проблему раньше, чем другие страховщики, так как у нас аккумулируется информация со всего рынка. РНПК стала признанным центром компетенций.
Сейчас прорабатываются новые подходы РНПК к промышленным и строительно-монтажным рискам, в том числе оценке и мониторингу рисков, связанных с потенциальными задержками начала производственной деятельности.
ССТ: Какие категории объектов вас беспокоят больше всего?
А. С.: Беспокоит все. Склады продолжают гореть. Правда, ситуация с пожарной безопасностью стала улучшаться. Но если раньше мы выдавали рекомендации, и клиенты их обычно игнорировали, то сейчас к ним прислушиваются и стараются исполнить. Это, наверное, самое важное. Сейчас мы нарабатываем практику и смотрим, как наши оговорки и рекомендации влияют на убыточность этих объектов.
Наше концептуальное понимание строительно-монтажных рисков, в особенности на крупных объектах, изменилось. Это связано с двумя большими убытками на горно-обогатительных комбинатах в прошлом году. Мы видим общий тренд увеличения тяжести и частоты убытков на крупных промышленных объектах. Из-за этого нам пришлось скорректировать подходы в перестраховании промышленных и строительно-монтажных рисков. Мы вводим разработанные РНПК оговорки по видеонаблюдению, по импортозамещению, по пожароопасным работам и т. д.
Сейчас мы подходим к разработке стандартов страховой отрасли в части пожарной и технологической безопасности и сохранности имущества клиентов. Диалог между страховщиком, клиентом и перестраховщиком приводит к формированию конкретного списка мер, которые должны быть предприняты, чтобы объект соответствовал необходимому уровню качества риска.
ССТ: Над каким проектами вы планируете работать?
А. С.: Мы работаем над автоматизацией рабочего места риск-инженера. Мы хотим, чтобы наша работа стала более «цифровой». Мы осознаем, что возможны сложности с кадровым вопросом, поэтому мероприятия по повышению эффективности труда, в том числе риск-инженеров, для нас очень важны. Это долгоиграющий проект — мы внедряем его уже практически полтора года.
В РНПК также реализуется проект собственного ценообразования. До февраля 2022 года стоимость перестрахования определяли зарубежные рынки. До конца 2022 года мы заместили иностранных перестраховщиков во всех действующих договорах на условиях, которые существовали к тому моменту. Сейчас, когда такие договоры истекают, начинается новый этап развития отечественного рынка и нам нужно самим определять цену перестрахования. Именно для этого в РНПК запущен проект «Ценообразование».
И. Е.: В рамках задачи по ценообразованию ведется проект «Риск-профиль объекта перестрахования», который как раз и имеет целью сбор и систематизацию информации, имеющей значение для определения степени риска и тарификации конкретного объекта. Это постепенно стало новым направлением деятельности инженеров, требующим отдельных ресурсов. Поэтому Инженерный центр РНПК продолжает расширяться и будет реорганизован с 1 января следующего года с выделением внутри центра в том числе и методологической функции.
А. С.: Еще одно направление — это дайджесты. Мы видим потребность рынка в этих документах. Также мы будем выпускать различные бюллетени по направлениям. Если дайджест — это достаточно обширный документ, который описывает отрасль или направление бизнеса в целом, то бюллетени будут посвящены узким вопросам, которые касаются многих отраслей одновременно. Планируется большая методологическая работа, под которую в составе Инженерного центра будет выделено отдельное подразделение — управление методологии и анализа.
Сейчас мы подходим к разработке стандартов страховой отрасли в части пожарной и технологической безопасности и сохранности имущества клиентов. Диалог между страховщиком, клиентом и перестраховщиком приводит к формированию конкретного списка мер, которые должны быть предприняты, чтобы объект соответствовал необходимому уровню качества риска: какими должны быть системы пожаротушения, промышленной безопасности и т.п. Эти стандарты должны быть зафиксированы, чтобы клиенты четко их понимали.
Здесь важно, что РНПК никогда не занимала ультимативной позиции. Если мы видим несоответствие ситуации тем или иным нашим подходам, мы честно говорим об этом клиенту. И зачастую клиент соглашается выполнять наши рекомендации.