• 18 декабря, 2024
  • 4

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Сонин Алексей

Руководитель инженерного центра АО РНПК

Елфимов Иван

Заместитель руководителя Инженерного центра

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская Национальная Перестраховочная Компания» (РНПК) Алексей Сонин и заместитель руководителя инженерного центра Иван Елфимов ответили на несколько вопросов об основных трендах развития отрасли.

ССТ: Какие результаты можно выделить в работе Инженерного центра РНПК в 2024 году?

Алексей Сонин: Инженерный центр в этом году провел уже более 200 натурных осмотров и около 1000 документарных. В части нормативной работы мы разрабо­тали три дайджеста: по складам, газопере­работке и осмотру судов.

Иван Елфимов: Фокус нашей экспертизы связан с запросами андеррайтинга. В этом году мы продолжали работу со складами, в результате которой установилось лучшее взаимопонимание с рынком по этой катего­рии объектов. По моему мнению, страхов­щики осознали, что качеством риска надо управлять.

Клиенты тоже понимают, что гореть не выгодно, даже если объект застрахован. Они стали задумываться: когда инженер страховой компании дает рекомендации установить в этом помещении системы пожаротушения, хотя по нормативам она не требуется, то это не просто так. Пред­положим, что людей в данном помещении нет, поэтому СТУ (специальные техниче­ские условия по обеспечению пожарной безопасности на объекте) будут формально соблюдены, но что или кто будет спасать оставшееся имущество от пожара? Мы отчетливо видим развитие более рискори­ентированного подхода.

Сейчас прорабатываются новые подходы РНПК к промышленным и строитель­но-монтажным рискам, в том числе — оценке и мониторингу рисков, связанных с потенциальными задержками начала производственной деятельности.

ССТ: Какое влияние сложности с прове­дением ремонта оборудования оказывают на страхование?

А. С.: Такая проблема есть. Но, прежде всего, нужно смотреть, это договор только страхования имущества или страхования имущества с покрытием риска перерыва в производстве. Подход к оценке риска и влияние на убыточность договора будет разным.

Сложность с проведением ремонта влияет как на оценку риска при страховании имущества, так и при страховании убыт­ков от перерыва в производстве, задержки начала производственной деятельности. Есть две проблемы — удорожание обору­дования и невозможность или сложность его замены. Мы запрашиваем у клиента информацию о стоимости страхуемого оборудования, а также о его действиях на случай выхода критического импортного оборудования из строя, после чего оцени­ваем адекватность ответов предприятия.

ССТ: Насколько ответственно риск-ме­неджеры предприятий относятся к этим вопросам?

И. Е.: Относятся очень ответственно и профессионально. Сегодня на предприя­тиях разрабатывают планы непрерывности производства. Все прекрасно понимают, что защита имущества предприятия — это дело собственника. Страховая компания лишь страхует риски и обеспечивает стра­ховые выплаты.

Вопросы импортозамещения не такие простые. Причем они касаются не только больших и сложных агрегатов, например, турбин. Недавно мы узнали о проблемах с закупками проектного санитарного обо­рудования для очень крупного бизнес-цен­тра — было сложно найти требуемый объ­ем на рынке. Хотя вопрос касался «всего лишь» полотенцесушителей, тепловентиля­торов и коробов для туалетной бумаги.

ССТ: На какие аспекты сейчас Инженер­ный центр обращает больше внимания?

А. С.: Их несколько — возможность закупки того же оборудования; импортоза­мещение внутри России; аналоги, которые можно приобрести в дружеских странах; особенности технического обслуживания.

Если мы говорим про новые проекты, и клиент хочет оформить страхование DSU (страхование на случай задержки сдачи объекта строительно-монтажных работ в эксплуатацию), то на стадии заключения договора все эти моменты обговарива­ются со страховщиком. Для действую­щих договоров страхования имущества со включением опции страхования пере­рыва в производстве мы просим ответить на соответствующие вопросы в рамках продления.

И. Е.: Еще один важный аспект, на кото­рый Инженерный центр обращает вни­мание: страховщики должны развивать собственную экспертизу. Сейчас страховые компании стали чаще обращаться к нам с просьбой научить их оценивать риски для тех или иных категорий объектов. Мы стали чаще собираться инженерным сообществом в составе рабочей группы риск-инженеров. Возможно, это связано с тем, что страховщики стали понимать: экспертов высокого уровня не так много, а значит, нужно развивать свои инженер­ные центры. Также количество обращений к нам связано с тем, что мы можем видеть проблему раньше, чем другие страховщики, так как у нас аккумулируется информация со всего рынка. РНПК стала признанным центром компетенций.

Сейчас прорабатываются новые подходы РНПК к промышленным и строительно-монтажным рискам, в том числе оценке и мониторингу рисков, связанных с потенциальными задержками начала производственной деятельности.

ССТ: Какие категории объектов вас бес­покоят больше всего?

А. С.: Беспокоит все. Склады продолжа­ют гореть. Правда, ситуация с пожарной безопасностью стала улучшаться. Но если раньше мы выдавали рекомендации, и кли­енты их обычно игнорировали, то сейчас к ним прислушиваются и стараются испол­нить. Это, наверное, самое важное. Сейчас мы нарабатываем практику и смотрим, как наши оговорки и рекомендации влияют на убыточность этих объектов.

Наше концептуальное понимание стро­ительно-монтажных рисков, в особен­ности на крупных объектах, изменилось. Это связано с двумя большими убытками на горно-обогатительных комбинатах в прошлом году. Мы видим общий тренд увеличения тяжести и частоты убытков на крупных промышленных объектах. Из-за этого нам пришлось скорректировать подходы в перестраховании промышлен­ных и строительно-монтажных рисков. Мы вводим разработанные РНПК оговорки по видеонаблюдению, по импортозамеще­нию, по пожароопасным работам и т. д.

Сейчас мы подходим к разработке стандартов страховой отрасли в части пожарной и технологической безопасности и сохранности имущества клиентов. Диалог между страховщиком, клиентом и перестраховщиком приводит к формированию конкретного списка мер, которые должны быть предприняты, чтобы объект соответствовал необходимому уровню качества риска.

ССТ: Над каким проектами вы планиру­ете работать?

А. С.: Мы работаем над автоматизаци­ей рабочего места риск-инженера. Мы хотим, чтобы наша работа стала более «цифровой». Мы осознаем, что возможны сложности с кадровым вопросом, поэтому мероприятия по повышению эффектив­ности труда, в том числе риск-инженеров, для нас очень важны. Это долгоиграющий проект — мы внедряем его уже практиче­ски полтора года.

В РНПК также реализуется проект соб­ственного ценообразования. До февраля 2022 года стоимость перестрахования определяли зарубежные рынки. До кон­ца 2022 года мы заместили иностранных перестраховщиков во всех действующих договорах на условиях, которые существо­вали к тому моменту. Сейчас, когда такие договоры истекают, начинается новый этап развития отечественного рынка и нам нужно самим определять цену перестрахо­вания. Именно для этого в РНПК запущен проект «Ценообразование».

И. Е.: В рамках задачи по ценообразо­ванию ведется проект «Риск-профиль объекта перестрахования», который как раз и имеет целью сбор и систематиза­цию информации, имеющей значение для определения степени риска и тарифика­ции конкретного объекта. Это постепенно стало новым направлением деятельности инженеров, требующим отдельных ресур­сов. Поэтому Инженерный центр РНПК продолжает расширяться и будет реоргани­зован с 1 января следующего года с выделе­нием внутри центра в том числе и методо­логической функции.

А. С.: Еще одно направление — это дайд­жесты. Мы видим потребность рынка в этих документах. Также мы будем выпускать различные бюллетени по направлениям. Если дайджест — это достаточно обширный документ, который описывает отрасль или направление бизнеса в целом, то бюллетени будут посвящены узким вопросам, которые касаются многих отраслей одновременно. Планируется большая методологическая работа, под которую в составе Инженерного центра будет выделено отдельное подразде­ление — управление методологии и анализа.

Сейчас мы подходим к разработке стан­дартов страховой отрасли в части пожарной и технологической безопасности и сохран­ности имущества клиентов. Диалог между страховщиком, клиентом и перестрахов­щиком приводит к формированию кон­кретного списка мер, которые должны быть предприняты, чтобы объект соответствовал необходимому уровню качества риска: какими должны быть системы пожаротуше­ния, промышленной безопасности и т.п. Эти стандарты должны быть зафиксированы, чтобы клиенты четко их понимали.

Здесь важно, что РНПК никогда не занима­ла ультимативной позиции. Если мы видим несоответствие ситуации тем или иным на­шим подходам, мы честно говорим об этом клиенту. И зачастую клиент соглашается выполнять наши рекомендации.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

С 1 октября в России заработала АИС страхования. Уже первые недели показали ее востребованность гражданами. Генеральный директор оператора системы — АО…