• 1 марта, 2023
  • 234

СТРАХОВОЕ СООБЩЕСТВО: ЗАДАЧИ И ВЫЗОВЫ

Чуб Алексей

Старший вице-президент САО «ВСК»

СТРАХОВОЕ СООБЩЕСТВО: ЗАДАЧИ И ВЫЗОВЫ

Залогом успешного решения задач и вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное, системное и конструктивное взаимодействие страхового сообщества с профильными органами государственной власти.

Алексей Чуб

Алексей Чуб
Старший
вице-президент
САО «ВСК»

Одна из последних встреч с представи­телями Банка России, которая состоялась в конце января, была посвящена актуаль­ным задачам и предложениям страхового рынка на 2023 год. Речь шла о разрешении наиболее острых вопросов в сфере ОСАГО, связанных с организацией и проведением восстановительного ремонта транспортных средств в условиях дефицита импортных запасных частей.

Отдельный блок вопросов касался обе­спечения устойчивости и платежеспособ­ности страховщиков. Учитывая специфику проблематики и важность обеспечения финансовой стабильности в условиях волатильности и санкционного давления, смягчения рисков существенного увели­чения регуляторной нагрузки, достигнута договоренность обеспечить на ближайшие полгода постоянные рабочие контакты и консультации по вопросам применения Положения Банка России № 781-П.

Нашли поддержку предложения в сфере страхования жизни, обязательных и вме­ненных видов страхования, организации перестраховочной защиты, ДМС, страхо­вания жилья от чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности перевозчи­ков такси, страхования в местах массового скопления людей, страхования государ­ственного имущества сдаваемого в аренду и т. д.

Важнейшим направлением совместных усилий страховщиков и государства остает­ся цифровизация страховых услуг, развитие информационных ресурсов, электронного документооборота между потребителями, страховщиками и органами власти, что позволит и дальше повышать качество и доступность страховой защиты.

Требует своего скорейшего решения и вопрос, связанный с наличием пробелов в правовом регулировании добровольно­го исполнения судебных актов. Проблема заключается в том, что в законодательстве не установлены какие-либо ограничения на выдачу исполнительных документов взыскателям по вступившим в законную силу судебным актам даже в случае, когда он уже добровольно исполнен страхов­щиком. Это позволяет недобросовестным взыскателям обращаться за принудитель­ным исполнением и производить списа­ние денежных средств по уже фактически исполненному в добровольном порядке судебному акту.

Перечень вопросов, безусловно, не ис­черпывающий, многие из них требуют дополнительных консультаций и точечных дискуссий. Кроме того, далеко не все пред­ложения страхового сообщества относятся к компетенции непосредственно Банка России. Значительное количество вопро­сов связано с необходимостью внесения изменений в федеральные законы, что требует соблюдения установленных регла­ментов и процедур, согласования позиций между заинтересованными ведомствами, и влияет на сроки прохождения, практи­ческое воплощение предлагаемых иници­атив.

ВЕСЕННЯЯ СЕССИЯ В ГОСДУМЕ: ОЖИДАНИЯ СТРАХОВОГО СООБЩЕСТВА

На текущую весеннюю сессию в Госдуме запланировано рассмотрение целого ряда важных для страхового рынка законопро­ектов. Например, законодательное закре­пление института долевого страхования жизни, дискуссии о целесообразности введения которого ведутся уже многие годы. Надеемся, что в ближайшее время законопроект будет принят и на страховом рынке появится новый продукт, который включает в себя, с одной стороны, пре­доставление страховой защиты клиенту, а с другой — возможность инвестирования в выбранные им паи и получения инвести­ционного дохода.

Есть и другие актуальные инициативы, направленные на развитие инфраструкту­ры страхового рынка.

Например, уже подписанный Президен­том РФ закон, который расширяет сферу деятельности негосударственных пенсион­ных фондов. Данный законопроект имеет прямое отношение к вопросам развития страхового рынка, поскольку НПФ, поми­мо своей основной деятельности, смогут выступать в качестве агентов страховых компаний, а также оказывать информа­ционно-консультационные услуги в сфере страхования.

На рассмотрении в первом чтении находится законопроект, который позво­лит страховщикам совмещать страховую деятельность с деятельностью дилера, т. е. совершать сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Это позволит страховым компаниям стать участниками торгов на биржевом рынке без посредников при условии получения отдельной лицензии на осуществление дилерской деятельности.

Подобные законодательные инициати­вы — продолжение тех ключевых подходов, которые были обозначены Банком России ранее и направлены на последовательное изменение ландшафта страхового рынка в интересах всех его участников.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ: КРИТИКА И ОПАСЕНИЯ СТРАХОВЩИКОВ

В последние годы политика государ­ства в области разработки и реализации законодательных инициатив приобрела более последовательный, конструктивный и качественный характер. Безусловно, ряд инициатив вызывает вопросы и обоснован­ную критику со стороны рынка, порождают профессиональные споры и дискуссии, что в условиях законотворческого процесса представляется абсолютно приемлемым и даже необходимым.

Например, в конце 2022 года в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий стра­ховщиков создавать такую систему оплаты труда, которая бы предусматривала возмож­ность сокращения или даже отмены компен­сационных и стимулирующих выплат.

Предполагается, что такие меры могут быть реализованы в течение трех лет после принятия соответствующими работника­ми страховой компании решений, которые привели к тем или иным неблагоприятным последствиям, например, несоблюдение тре­бований к финансовой устойчивости и пла­тежеспособности, возникновение ситуаций, угрожающих интересам страхователей и т. д.

По нашему мнению, предлагаемые нормы не в полной мере соответствуют текущим экономическим и политическим реалиям, как внешним, так и внутренним и пред­полагают механизм, реализация которого представляется крайне затруднительной с точки зрения соблюдения ключевых принципов права, в том числе ответствен­ности при наличии вины, недопустимости двойной ответственности и др.

В условиях динамичного изменения политической и экономической ситуации в стране, установление какого-либо вре­менного периода для целей возможного сокращения или отмены стимулирующих или компенсационных выплат является неоправданным и экономически не обо­снованным. Принятое страховщиком в текущей ситуации решение через год или два может выглядеть абсолютно нереле­вантным.

Надеемся, что в ходе обсуждения зако­нопроекта доводы страхового сообщества будут услышаны и приняты во внимание.

КАК СТРАХОВЩИКИ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Сегодня у страхового сообщества есть достаточно инструментов и возможностей, чтобы принимать полноценное экспертное участие в законотворческом процессе.

Важный элемент конструктивного взаи­модействия бизнеса и власти — активное использование механизма оценки регу­лирующего воздействия и проведение общественных консультаций на этапе подготовки и проработки тех или иных законодательных инициатив.

Сейчас страховое сообщество достаточ­но глубоко интегрировано в этот процесс. С содержательной точки зрения, фактиче­ски все инициативы в той или иной форме прорабатываются и обсуждаются с участ­никами рынка еще до их внесения в Госду­му. Это представляется важным, поскольку на подготовительном этапе появляется возможность максимально проработать законопроект с учетом мнения всех заин­тересованных сторон, проанализировать и учесть замечания и предложения, в том числе со стороны бизнеса.

Важно отметить, что такое взаимодей­ствие осуществляется не ради соблюдения каких-то формальностей, а для достиже­ния конечного результата. Как показыва­ет практика, если предложения бизнеса являются продуманными, взвешенными и конструктивными, а интересы сфокуси­рованы на решении социально-экономи­ческих проблем общества, то в целом, они поддерживаются и принимаются.

Сегодня у страхового сообщества есть достаточно инструментов и возможностей, чтобы принимать полноценное экспертное участие в законотворческом процессе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАКОНОДАТЕЛЕМ И РЕГУЛЯТОРОМ

Крайне важно не только продолжить, но в известной степени активизировать работу, которая ведется с привлечением бизнес-сообщества через коллегиальные совещательные органы, созданные при органах государственной власти.

Положительно зарекомендовала себя практика привлечения страховщиков к обсуждению тех или иных вопросов и выработке совместных решений в рамках проведения парламентских слушаний. Все это позволяет вести полноценный диалог с законодателями.

Для оперативного решения текущих задач и подготовки «быстрых» решений необхо­димо обеспечить возможность проведения рабочих встреч, в т.ч. организации он­лайн-совещаний с участием представителей страховщиков, органов власти и регуля­тора. Практика такого взаимодействия, например, с Банком России, для решения вопросов адаптации страхового рынка к санкционным ограничениям и их послед­ствиям полностью себя оправдала.

Представляется целесообразным реализо­вать аналогичные инициативы на площадке Минфина, Минэкономразвития, Минциф­ры и других профильных органов власти. Но самое главное, такое взаимодействие должно вестись на постоянной основе, чтобы и государство, и бизнес могли опера­тивно и адекватно реагировать на вызовы в условиях динамичного изменения гео­политической и экономической ситуации в стране.

Что касается Банка России, то диалог страхового сообщества с регулятором в последние годы приобрел более кон­структивный и качественный характер.

Вопрос в том, что само страховое сооб­щество не всегда готово должным образом обосновать свою позицию и аргументиро­вать выдвигаемые предложения. Необхо­димо четко, последовательно и професси­онально аргументировать предлагаемые идеи, проводить глубокий разносторонний анализ, оперировать статистическими дан­ными, прогнозировать возможные послед­ствия от принятия тех или иных решений прежде всего с позиции государства, в це­лях поддержания стабильности страхового рынка, повышения уровня защищенности потребителей и удовлетворенности каче­ством страховых услуг.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДИАЛОГА

Сегодня функционирует ряд других авторитетных площадок, важных с точки зрения обсуждения текущих проблем, вы­работки предложений в сфере страхования и доведения общей позиции до государ­ства. В качестве основных следует выде­лить: РСПП, ТПП РФ, Национальный совет финансового рынка, Ассоциация развития финансовых технологий, Общественная палата РФ, Деловая Россия, ОПОРА России и др.

В прошлом году при Банке России создан целый ряд индустриальных центров ком­петенций в целях последовательного заме­щения зарубежных отраслевых продуктов и решений в ключевых секторах отече­ственной экономики. Деятельность одного из таких центров сосредоточена непосред­ственно на вопросах страхования.

В связи с частичной переориентацией отдельных отраслей российской экономики на азиатские рынки появились новые пло­щадки, где поднимаются вопросы разви­тия, повышения эффективности и гибкости механизмов страхования. Например, Под­комиссия по сотрудничеству в финансовой сфере с КНР, Межправительственные ко­миссии по экономическому сотрудничеству с такими странами, как Индонезия, ОАЭ, странами СНГ и др. Напротив, активность некогда популярных площадок по извест­ным причинам падает, например, Ассоциа­ция европейского бизнеса.

КОНСОЛИДАЦИЯ СТРАХОВОГО СООБЩЕСТВА

На страховом рынке есть целый ряд про­фессиональных объединений страховщи­ков — ВСС, РСА, НССО, НСА, Националь­ная страховая гильдия и др. Исторически сложилось так, что функции и цели дея­тельности некоторых ключевых объедине­ний в определенной степени совпадают.

Возможно, на этапе становления отече­ственного страхового рынка такой подход был оправданным. Сейчас страховое сооб­щество постепенно пришло к пониманию, что для более эффективного выполнения задач развития страхового рынка целесо­образно объединить некоторые страховые союзы в общую организационную структу­ру. Речь, прежде всего, о ВСС, РСА и НССО.

Такая постановка вопроса представляется оправданной, поскольку имеет своей целью дальнейшую практическую реализацию принципов саморегулирования на страхо­вом рынке, исключение возможного дубли­рования функций схожих коллегиальных органов страховых союзов.

В конечном счете это будет способство­вать проведению единой согласованной политики страховщиков по всем ключе­вым направлениям и видам страхования, а также в значительной степени поможет минимизировать риски возникновения конфликтных ситуаций внутри страхового сообщества. Надеемся, что в ближайшей перспективе эта задача будет реализована, что придаст дополнительный импульс ка­чественному развитию страхового рынка.

Поиск решения любых вопросов, которые являются критическими с точки зрения поддержания стабильности страхового рынка и его последующего развития, требу­ют выработки общей консолидированной позиции страхового сообщества.

Особое значение это имеет в ходе обсуж­дения законодательных инициатив, по­скольку государству важно понимать, что речь идет не об интересах одного или узкой группы страховщиков, а это консолиди­рованная позиция страхового сообщества в целом. В таком ключе взаимодействие осуществляется более конструктивным образом.

Что касается конкуренции на страховом рынке, то в ее развитии заинтересовано не только государство и клиенты, но и сами страховщики. Здоровая конкурентная сре­да, прозрачные и понятные «правила игры» в хорошем смысле этого слова вынуждают совершенствовать страховые продукты, оп­тимизировать бизнес-процессы, сокращать издержки, повышать качество урегулирова­ния страховых событий и уровень удовлет­воренности предлагаемым сервисом, искать новые форматы и способы взаимодействия, понятные и удобные для потребителей.

Таким образом, полноценное и каче­ственное развитие отечественного стра­хового рынка, поддержание его стабиль­ности и совершенствование механизмов страховой защиты во многом зависит от профессионального и конструктивного диалога между страховым сообществом и органами власти, основанного на кон­солидированной позиции страховщиков в интересах потребителей страховых услуг и совместном поиске решения тех задач социально-экономического характера, которые стоят перед бизнесом и государ­ством.

Полноценное и качественное развитие отечественного страхового рынка, поддержание его стабильности и совершенствование механизмов страховой защиты во многом зависит от профессионального и конструктивного диалога между страховым сообществом и органами власти, основанного на консолидированной позиции страховщиков в интересах потребителей страховых услуг.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Зетта Страхование стала генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и…

Группа «Зетта Страхование» продолжает поддерживать профессиональное сообщество андеррайтеров и выступает генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025», который состоится…
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным…

Данный документ был принят во исполнение методических рекомендаций Банка России по управлению  финансовым продуктом.
24–25 апреля – Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025»

24–25 апреля – Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового…

24–25 апреля 2025 года состоится Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025».