• 12 декабря, 2025

Ценность растет в экосистемах

Фатьянов Игорь

Генеральный директор ГК «Зетта Страхование»

Ценность растет в экосистемах

Новые стандарты клиентской ценности страхования создаются сейчас в рамках маркетплейсов и агрегаторов. Генеральный директор ГК Зетта Страхование Игорь Фатьянов рассказал, как страховщики, имея большой опыт интеграции в различные экосистемы, экспериментируют с цифровыми форматами, достигая впечатляющих результатов.

ССТ: Какие тренды вы видите на рын­ке агрегаторов и маркетплейсов?

Игорь Фатьянов: Здесь сильно растет объем встроенных финансовых услуг, это происходит на фоне постоянной дискуссии о регуляторном арбитраже. Банки говорят о том, что маркетплей­сы, запуская свои банковские проекты, имеют серьезные конкурентные преи­мущества. При этом регулятор, действуя как технократ, поддерживает новые способы работы с потребителями.

Цифры здесь, конечно, впечатля­ющие, активы банков цифровых платформ кратно растут год к году. И хотя во многом это эффект низкой базы, не надо забывать, что, в отличие от классической банковской модели, маркетплейсы просто обрабатывают имеющийся у них колоссальный тра­фик. А дальше их задача — создать до­полнительную стоимость на клиента.

Здесь мы видим интересную ситу­ацию. Хотя изначально роль бан­ка в цифровых платформах была абсолютно прагматичной — обра­ботка скидок и кешбэков, сейчас она становится гораздо шире. Например, по данным коллег, уже порядка 50 % операций по картам Озона соверша­ются вне маркетплейса. Получается, что деньги не выходят из системы: выгодные предложения по рас­срочкам и кредитам, система BNPL (покупай сейчас, плати потом) и т.п. легко интегрируются с такой картой. Далее — выгодные ставки по сберега­тельным продуктам, а в перспективе может быть подтянуто страхование жизни.

Мы видим очень серьезную динами­ку роста активов всех трех банков мар­кетплейсов и можем уверенно сказать, что они достаточно агрессивно зани­мают банковскую нишу. К счастью, пока этого не происходит на страховом рынке, но я думаю, что ситуация будет развиваться.

Страховщики — очень цифровые, особенно когда им это выгодно.

ССТ: Какие перспективы у экосистемного страхования?

И. Ф.: У каждой экосистемы есть свои нюансы. Но для любой важно страхование товарообмена, то­варной логистики, страхование различных доставок в интересах клиента и в интересах экосистемы.

Безусловно, всем известно страхование грузов. Широкая общественность познакомилась с этим видом, когда произошли крупные пожары в ряде логистических центров. Но сейчас развитие этого направления идет не только в крупных хабах, есть масса новых интересных проектов. Например, коллеги из Zunami (платформа для потокового страхования грузов) реализуют крупный проект по страхованию сборных грузов.

Появилось страхование риска возврата и подмены товара — это фактически дополнительные риски в страховании логистики, но уже на последнем плече. Страхование товарных остатков в пунктах выдачи заказов тоже развивается.

В экосистемной пассажирской логистике уже есть классическое страхование здоровья и личных вещей и пассажиров, и водителей, ОСГОП в разных ком­бинациях, ОСАГО для такси — все это покрывается длинными и короткими полисами. Есть страхование индивидуальной мобильности — все, что связано с самокатами, комбинацией разных видов страхова­ния при использовании навигаторов и др.

Это три основных направления, в которых стра­ховщики экспериментируют вместе с экосистемами. И надо отдать должное, делают это очень динамич­но. Это новый рынок, фактически — точка роста, и страховщики достаточно быстро подстраиваются.

Вообще, вопреки всяким дискуссиям о консер­вативности, ответственно заявляю: страховщи­ки — очень цифровые, особенно когда им это выгодно. Не было еще случая, чтобы мы пропу­стили какую-то волну цифровизации и не встроились бы бесшовно в любую экосистемную нишу.

ССТ: Можно привести примеры?

И. Ф.: Напомню, что самой первой «экосистемой» были автосалоны. Сначала страховщики принимали клиентов только в офисе. И человек после покупки машины шел с автомо­бильными номерами покупать полис в офис страховой компании. Но потом появились автосалоны современного вида — и страховщики вписались в их работу.

Потом страховые компании встро­ились в работу банковских сеток так, чтобы в любой точке присутствия банка клиенту могли предложить страховой полис. После банков был эпизод с экосистемами на базе сотовых операторов, но этот сег­мент сильного развития не получил. Получается, сейчас на страховом рынке проходит четвертый этап развития экосистемного страхова­ния — на маркетплейсах и в агре­гаторах. Но мы видим уже и пятый этап: банки и экосистемы «садятся» на единую внешнюю платформу взаи­модействия.

ССТ: У каких страховых продуктов больше всего перспектив в экосисте­мах, на ваш взгляд?

И. Ф.: Мы сейчас после достаточно длительного тестирования запустили прорывной продукт с Яндексом — почасовое каско в навигаторе и картах. В принципе, это классический вариант полиса, только здесь меньше полей для заполнения, урегулирование за час, как правило, включенный мультидрайв и очень низкий средний чек. Последнее является характерным признаком для всех экосистемных продуктов: средний чек резко падает, доступность продукта возрастает.

Естественно, если покупать поча­совое каско на год, это будет дороже, чем годовой полис. С другой стороны, годовое каско действительно не всегда нужно. С точки зрения потребителя в абсолютном большинстве случаев это оправдано. По рискам покрытие будет чуть меньше, но в целом продукт полу­чился достаточно серьезный — не тот каско-лайт, к которому мы привыкли за прошлые годы.

У этого продукта большие перспек­тивы, здесь может быть несколько десятков миллионов застрахованных поездок в год.

На сегодняшний день наиболее рас­пространенным экосистемным продук­том является ОСАГО для такси. Это абсолютно другая парадигма развития бизнеса. Мы видим, что очень значимая часть водителей Яндекса использует подписку на этот сервис — одно­дневные, регулярно возобновляемые полисы. Урегулирование здесь ничем не отличается от классического про­дукта, потому что страховщики сейчас достаточно сильно перестроили свои позиции по урегулированию «обычно­го» ОСАГО. Речь тоже уже идет об уре­гулировании за час-два. Опять же — гипернизкий средний чек. В начале года в ОСАГО для такси он был более 200 руб., сейчас стал 140 руб.

Количество таких полисов уже сопо­ставимо с «обычным» ОСАГО, то есть это уже уверенные миллионы штук полисов. Так что ОСАГО для такси действительно стало большим шагом вперед. Сейчас в маркетплейсах поя­вится ОСГОП — тоже краткосрочный.

ССТ: А какие видоизменения претер­пят на маркетплейсах немоторные виды страхования?

И. Ф.: Страхование квартиры, в прин­ципе, сам по себе продукт несложный. В экосистемном варианте он также переходит в подписку. Так как он суще­ственно дешевле автострахования, то по­крытие здесь, как правило, шире, чем в классической программе, например, за счет включения финансовых расходов арендатора, арендодателя и т.д. А стоит это единицы рублей в день.

Мы сейчас после до­статочно длительного тестирования запустили прорывной продукт с Яндексом — почасо­вое каско в навигаторе и картах.

О страховании грузов я уже упоми­нал. На рынке сейчас есть несколько таких экосистем. Мы видим здесь существенно более высокое качество по урегулированию, более удобное оформление, потому что, как прави­ло, оно интегрировано в платформу. Средний чек тоже достаточно низ­кий. Риски в принципе сопоставимы с базовой версией полиса.

По совокупности мож­но сказать, что на мар­кетплейсах и в агрегато­рах сейчас предлагаются страховые продукты даже с большей клиентской ценностью, чем «в базе».

ССТ: Почему так происходит?

И. Ф.: Это связано с разными факто­рами. С одной стороны, конкурентная среда. С другой стороны, экосистемы, активно продвигая эти продукты, обеспечивают более низкий базовый уровень мошенничества при высоком проникновении страхования. И третий, немаловажный фактор связан с тем, что все продукты относительно «све­жие» — им примерно год, мошенники и недобросовестные потребители еще не научились ими манипулировать.

Уровень бытового мошенничества здесь достаточно низок, и в силу этого благоприятные показатели по убыточ­ности. Потом, конечно, ситуация будет меняться, но в целом она будет зави­сеть от того, насколько популярными будут оставаться эти продукты. Если проникновение сохранится на том же уровне, они создадут новые стандарты клиентской ценности.

Похожие статьи

Инновации меняют правила игры

Инновации меняют правила игры

Страхование уже давно не ассоциируется только с бумажными полисами и длинными процедурами. Рынок движется к полностью цифровым продуктам, где тарифы рассчитываются…
Новые кадры для нового страхования

Новые кадры для нового страхования

Современные реалии формируют новые вводные для страховой отрасли, которые требуют все больше и больше профессионалов для достижения целей страховщиков на быстроменяющемся…

На маркетплейсе Сбера средняя стоимость ОСАГО с начала года…

За прошедший год средняя стоимость полиса ОСАГО на маркетплейсе Сбера снизилась на 5% и, по данным на 1 ноября 2025 года, составила…