- 12 декабря, 2025
Ценность растет в экосистемах
Новые стандарты клиентской ценности страхования создаются сейчас в рамках маркетплейсов и агрегаторов. Генеральный директор ГК Зетта Страхование Игорь Фатьянов рассказал, как страховщики, имея большой опыт интеграции в различные экосистемы, экспериментируют с цифровыми форматами, достигая впечатляющих результатов.
ССТ: Какие тренды вы видите на рынке агрегаторов и маркетплейсов?
Игорь Фатьянов: Здесь сильно растет объем встроенных финансовых услуг, это происходит на фоне постоянной дискуссии о регуляторном арбитраже. Банки говорят о том, что маркетплейсы, запуская свои банковские проекты, имеют серьезные конкурентные преимущества. При этом регулятор, действуя как технократ, поддерживает новые способы работы с потребителями.
Цифры здесь, конечно, впечатляющие, активы банков цифровых платформ кратно растут год к году. И хотя во многом это эффект низкой базы, не надо забывать, что, в отличие от классической банковской модели, маркетплейсы просто обрабатывают имеющийся у них колоссальный трафик. А дальше их задача — создать дополнительную стоимость на клиента.
Здесь мы видим интересную ситуацию. Хотя изначально роль банка в цифровых платформах была абсолютно прагматичной — обработка скидок и кешбэков, сейчас она становится гораздо шире. Например, по данным коллег, уже порядка 50 % операций по картам Озона совершаются вне маркетплейса. Получается, что деньги не выходят из системы: выгодные предложения по рассрочкам и кредитам, система BNPL (покупай сейчас, плати потом) и т.п. легко интегрируются с такой картой. Далее — выгодные ставки по сберегательным продуктам, а в перспективе может быть подтянуто страхование жизни.
Мы видим очень серьезную динамику роста активов всех трех банков маркетплейсов и можем уверенно сказать, что они достаточно агрессивно занимают банковскую нишу. К счастью, пока этого не происходит на страховом рынке, но я думаю, что ситуация будет развиваться.
Страховщики — очень цифровые, особенно когда им это выгодно.
ССТ: Какие перспективы у экосистемного страхования?
И. Ф.: У каждой экосистемы есть свои нюансы. Но для любой важно страхование товарообмена, товарной логистики, страхование различных доставок в интересах клиента и в интересах экосистемы.
Безусловно, всем известно страхование грузов. Широкая общественность познакомилась с этим видом, когда произошли крупные пожары в ряде логистических центров. Но сейчас развитие этого направления идет не только в крупных хабах, есть масса новых интересных проектов. Например, коллеги из Zunami (платформа для потокового страхования грузов) реализуют крупный проект по страхованию сборных грузов.
Появилось страхование риска возврата и подмены товара — это фактически дополнительные риски в страховании логистики, но уже на последнем плече. Страхование товарных остатков в пунктах выдачи заказов тоже развивается.
В экосистемной пассажирской логистике уже есть классическое страхование здоровья и личных вещей и пассажиров, и водителей, ОСГОП в разных комбинациях, ОСАГО для такси — все это покрывается длинными и короткими полисами. Есть страхование индивидуальной мобильности — все, что связано с самокатами, комбинацией разных видов страхования при использовании навигаторов и др.
Это три основных направления, в которых страховщики экспериментируют вместе с экосистемами. И надо отдать должное, делают это очень динамично. Это новый рынок, фактически — точка роста, и страховщики достаточно быстро подстраиваются.
Вообще, вопреки всяким дискуссиям о консервативности, ответственно заявляю: страховщики — очень цифровые, особенно когда им это выгодно. Не было еще случая, чтобы мы пропустили какую-то волну цифровизации и не встроились бы бесшовно в любую экосистемную нишу.
ССТ: Можно привести примеры?
И. Ф.: Напомню, что самой первой «экосистемой» были автосалоны. Сначала страховщики принимали клиентов только в офисе. И человек после покупки машины шел с автомобильными номерами покупать полис в офис страховой компании. Но потом появились автосалоны современного вида — и страховщики вписались в их работу.
Потом страховые компании встроились в работу банковских сеток так, чтобы в любой точке присутствия банка клиенту могли предложить страховой полис. После банков был эпизод с экосистемами на базе сотовых операторов, но этот сегмент сильного развития не получил. Получается, сейчас на страховом рынке проходит четвертый этап развития экосистемного страхования — на маркетплейсах и в агрегаторах. Но мы видим уже и пятый этап: банки и экосистемы «садятся» на единую внешнюю платформу взаимодействия.
ССТ: У каких страховых продуктов больше всего перспектив в экосистемах, на ваш взгляд?
И. Ф.: Мы сейчас после достаточно длительного тестирования запустили прорывной продукт с Яндексом — почасовое каско в навигаторе и картах. В принципе, это классический вариант полиса, только здесь меньше полей для заполнения, урегулирование за час, как правило, включенный мультидрайв и очень низкий средний чек. Последнее является характерным признаком для всех экосистемных продуктов: средний чек резко падает, доступность продукта возрастает.
Естественно, если покупать почасовое каско на год, это будет дороже, чем годовой полис. С другой стороны, годовое каско действительно не всегда нужно. С точки зрения потребителя в абсолютном большинстве случаев это оправдано. По рискам покрытие будет чуть меньше, но в целом продукт получился достаточно серьезный — не тот каско-лайт, к которому мы привыкли за прошлые годы.
У этого продукта большие перспективы, здесь может быть несколько десятков миллионов застрахованных поездок в год.
На сегодняшний день наиболее распространенным экосистемным продуктом является ОСАГО для такси. Это абсолютно другая парадигма развития бизнеса. Мы видим, что очень значимая часть водителей Яндекса использует подписку на этот сервис — однодневные, регулярно возобновляемые полисы. Урегулирование здесь ничем не отличается от классического продукта, потому что страховщики сейчас достаточно сильно перестроили свои позиции по урегулированию «обычного» ОСАГО. Речь тоже уже идет об урегулировании за час-два. Опять же — гипернизкий средний чек. В начале года в ОСАГО для такси он был более 200 руб., сейчас стал 140 руб.
Количество таких полисов уже сопоставимо с «обычным» ОСАГО, то есть это уже уверенные миллионы штук полисов. Так что ОСАГО для такси действительно стало большим шагом вперед. Сейчас в маркетплейсах появится ОСГОП — тоже краткосрочный.
ССТ: А какие видоизменения претерпят на маркетплейсах немоторные виды страхования?
И. Ф.: Страхование квартиры, в принципе, сам по себе продукт несложный. В экосистемном варианте он также переходит в подписку. Так как он существенно дешевле автострахования, то покрытие здесь, как правило, шире, чем в классической программе, например, за счет включения финансовых расходов арендатора, арендодателя и т.д. А стоит это единицы рублей в день.
Мы сейчас после достаточно длительного тестирования запустили прорывной продукт с Яндексом — почасовое каско в навигаторе и картах.
О страховании грузов я уже упоминал. На рынке сейчас есть несколько таких экосистем. Мы видим здесь существенно более высокое качество по урегулированию, более удобное оформление, потому что, как правило, оно интегрировано в платформу. Средний чек тоже достаточно низкий. Риски в принципе сопоставимы с базовой версией полиса.
По совокупности можно сказать, что на маркетплейсах и в агрегаторах сейчас предлагаются страховые продукты даже с большей клиентской ценностью, чем «в базе».
ССТ: Почему так происходит?
И. Ф.: Это связано с разными факторами. С одной стороны, конкурентная среда. С другой стороны, экосистемы, активно продвигая эти продукты, обеспечивают более низкий базовый уровень мошенничества при высоком проникновении страхования. И третий, немаловажный фактор связан с тем, что все продукты относительно «свежие» — им примерно год, мошенники и недобросовестные потребители еще не научились ими манипулировать.
Уровень бытового мошенничества здесь достаточно низок, и в силу этого благоприятные показатели по убыточности. Потом, конечно, ситуация будет меняться, но в целом она будет зависеть от того, насколько популярными будут оставаться эти продукты. Если проникновение сохранится на том же уровне, они создадут новые стандарты клиентской ценности.