- 12 декабря, 2025
Клиент как центр бизнес-модели
Страхователь из абстрактной единицы статистики превратился в центральную фигуру бизнес-модели. Заместитель генерального директора по розничному страхованию Страхового Дома ВСК Елена Набатчикова считает, что в текущем страховом цикле бизнес должен лучше знать своего клиента, а клиент – больше ценить надежность своего страховщика.
ССТ: Как вы сейчас оцениваете общую убыточность в сегменте каско?
Елена Набатчикова: Ситуация с убыточностью в автостраховании сегодня действительно напряженная.
По итогам первого полугодия 2025 года
на 1,6 %
скромно выросли сборы по каско
на 41 %
более динамично увеличился объем выплат в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Как результат, уровень выплат для всего рынка достиг 69,4 % против 49,4% годом ранее (по данным ЦБ). Это ключевой индикатор, который говорит о сильном давлении на финансовую устойчивость компаний.
ССТ: Почему же выплаты растут такими темпами?
Е. Н.: Тенденция обусловлена двумя взаимосвязанными факторами.
Первый — рост стоимости восстановительного ремонта авто. Запчасти продолжают дорожать, а цепочка поставок остается сложной и длительной. В некоторых случаях сроки ожидания деталей могут достигать 3–4 месяца. Это напрямую увеличивает стоимость каждого страхового случая.
Второй — рост количества урегулированных обращений. Только за первые полгода в целом по рынку было урегулировано около 464 тыс. случаев — это на 24 % больше, чем год назад. Клиенты стали чаще обращаться за компенсацией, понимая, что самостоятельный ремонт обойдется слишком дорого.
Ключевой драйвер продаж — это стоимость каско, условия программы и надежность страховщика
Был период, когда страховщики снижали тарифы по каско, чтобы нарастить клиентскую базу. Некоторые игроки рассчитывали при этом на свои запасы по резервам, и мы понимали, что они формируют портфель, возможно, даже себе в убыток. Сейчас запасов по резервам не осталось, и тарифы назначаются уже исходя из оценки рентабельности той или иной компании. Также мы все понимаем, что в следующем году инвестиционный доход страховщиков будет сокращаться, поэтому тарифы станут более высокими, но соответствующими рыночной ситуации.
Традиционно, когда цены на каско растут, увеличивается спрос на более бюджетные программы — полисы с франшизой или ограничениями покрытия. Поэтому сейчас все более востребованными становятся программы мини-каско, такие как, например, защита только от дорожно-транспортных происшествий с участием «бесполисных» водителей. Они стоят 2−3 тысячи руб., то есть гораздо более доступны, чем каско с полным покрытием.
В следующем году инвестиционный доход страховщиков будет сокращаться, поэтому тарифы станут более высокими
Вместе с тем классические полисы каско, неважно, с франшизой или без, по-прежнему остаются очень востребованными — на них приходится 85 % страховых премий каско.
ССТ: Текущая ситуация — это часть очередного цикла страхового рынка?
Е. Н.: Безусловно, мы наблюдаем классическую низкую фазу страхового цикла, для которой характерна растущая убыточность при сдержанном росте сборов. Рынок проходит фазу коррекции после периода демпинга и высокой конкуренции. Страховщики, особенно крупные и надежные игроки рынка, осознали, что пришло время более релевантных тарифов, основанных на актуарных расчетах, а не на маркетинге.
Отмечу, что в текущем цикле есть свойственные нынешним экономическим реалиям черты: влияние ушедших с рынка автобрендов, взрывной рост популярности китайских марок авто и перманентные сложности с логистикой, которые усугубляют сложившуюся на страховом рынке ситуацию.
ССТ: Насколько в такой сложной обстановке критично управление страховым портфелем?
Е. Н.: Действительно, сегодня эффективное управление страховым портфелем становится ключевым инструментом для обеспечения финансовой устойчивости компании и контроля над убыточностью.
Прежде всего, важна детальная сегментация бизнеса — мы дробим портфель на небольшие блоки по типам клиентов, истории их вождения, особенностям автопарка, регионам и т.д. Это позволяет точно рассчитывать риски и назначать справедливую стоимость страхования.
ССТ: Какой клиент для вас наиболее интересен — например, тот, кто страхует имущество плюс машину?
Е. Н.: Такой сегмент наверняка будет более интересным для нас, потому что он более стабильный, вероятность пролонгации гораздо выше.
Модель, которую страховщики используют для оценки стоимости полиса, является многофакторной и зависит не только от параметров автомобиля, стажа вождения и возраста страхователя, но и от дополнительных факторов. Страховщики ограничены в получении персональных данных потенциальных клиентов, которые могли бы повлиять на стоимость полиса, например, анамнеза пациента, если речь про медицинское страхование. Поэтому отнесение клиентов в ту или иную группу помогает в оценке рисков.
Мы в ВСК активно применяем цифровые сервисы и при взаимодействии с клиентом, и во внутренних бизнес-процессах. Технология искусственного интеллекта оптимизирует рутинные задачи, повышая эффективность наших сотрудников.
ССТ: Вы даете клиентам какие-то дополнительные бонусы?
Е. Н.: Да, например, клиентам, оформившим каско на сайте компании, мы дарим услугу шиномонтажа. Автовладелец может один раз в течение года воспользоваться данной услугой бесплатно.
Безусловно, мы предоставляем своим клиентам самые разные дополнительные сервисы, но это не сильно влияет на принятие решения о покупке полиса. Ключевой драйвер продаж — это стоимость каско, условия программы и надежность страховщика.
ССТ: В подборе продукта помогает ли вам страховой агент или, может быть, уже есть помощник в виде искусственного интеллекта?
Е. Н.: Мы в ВСК активно применяем цифровые сервисы и при взаимодействии с клиентом, и во внутренних бизнес-процессах. Технология искусственного интеллекта оптимизирует рутинные задачи, повышая эффективность наших сотрудников. Например, у нас есть пилотные проекты по использованию ИИ в клиентских залах и в активном контакт-центре. Цифровой помощник дает подсказки менеджеру, задача которого — подобрать клиенту оптимальное покрытие.
При этом, живое взаимодействие с агентом все еще остается одним из наиболее популярных способов коммуникации между страховщиком и клиентом. Сейчас у нас более 20 тысяч агентов по всей стране, и в планах ВСК рост этого показателя на 25 % до конца года.
ССТ: Как бы вы кратко сформулировали стратегию компании в автостраховании?
Е. Н.: Я бы выделила следующие основные направления нашей стратегии:
Отказ от демпинга:
мы целенаправленно уходим от необоснованно низких тарифов, которые не покрывают реальных рисков. Стабильность и финансовая устойчивость бизнеса сегодня выходит на первый план.
Использование IT-технологий:
современное ПО позволяет в режиме реального времени анализировать портфель, быстро реагируя на изменения, например, на скачки валютных курсов или новые данные об аварийности определенных моделей авто.
Развитие дистанционных сервисов для клиентов:
удобство при покупке полисов и увеличение качества сервиса при урегулировании повышает лояльность.
Контроль за пролонгациями договоров каско:
мы активно внедряем систему индивидуального ценового предложения для клиентов, учитывая не только наличие убытков по полису, но и данные из внешних источников, а также историю клиента в нашей компании. Это значительно улучшает показатели.
ССТ: А где место клиента в вашей стратегии?
Е. Н.: Клиент из абстрактной единицы статистики превратился в центральную фигуру всей нашей бизнес-модели. Раньше компании часто ставили качество сервиса не на первое место, но сейчас клиентоцентричный подход — это императив. Мы стремимся не просто продать полис, но предложить персонализированное решение, которое действительно защитит человека при наступлении непредвиденной ситуации.
Клиент из абстрактной единицы статистики превратился в центральную фигуру всей нашей бизнес-модели
Например, на фоне роста интереса к мини-каско наша задача — честно объяснить клиенту, какие риски он покрывает, а какие — нет, чтобы избежать обманутых ожиданий, чтобы человек точно понимал, от чего он защищает себя за условные 2 тыс. руб.
ССТ: А какой сервис в части урегулирования убытков, по вашему мнению, наиболее ценят клиенты?
Е. Н.: Клиенты ценят скорость. Страховая компания знает, где можно отремонтировать автомобиль той или иной марки, чтобы ремонт не затянулся на долгие месяцы. Поэтому ключевая ценность в глазах клиента — это скорость согласования и выдачи направления на ремонт, причем, именно на ту станцию, где есть запчасти, и ремонт будет осуществлен в максимально короткие сроки. И здесь в первую очередь важна роль эксперта, который знает, куда лучше направить автомобиль.
Все стандартные дополнительные услуги, такие как эвакуация авто, аварийный комиссар и пр., уже давно являются неким стандартом для крупных игроков рынка. У большинства страховых компаний, как и у нас, есть мобильное приложение, позволяющее решить ряд проблем клиента уже без участия сотрудника отдела урегулирования.
ССТ: Какой совет вы могли бы дать владельцам автомобилей при выборе каско сегодня?
Е. Н.: Главный совет — подходить к выбору осознанно.
Осознанный подход автовладельца к выбору страховки:
- Внимательно читайте договор. Обращайте внимание не на название продукта, а на перечень конкретных событий, которые входят в покрытие. ДТП со вторым участником — это только четверть событий, в результате которых наносится ущерб автомобилю.
- Обратите внимание на полисы с франшизой. Это может быть разумным компромиссом для снижения стоимости полиса при сохранении полноценного покрытия.
- Цените надежность страховщика. В период высокой убыточности финансовое состояние компании и ее способность выполнять обязательства особенно важны.