- 25 октября, 2025
Бизнес-диалог, а не только статистика
Генеральный директор АО СК «Турикум» Марина Сотова полагает, что одна из важнейших задач руководства компании — обеспечивать эффективное взаимодействие между подразделениями и, чем лучше актуарий понимает бизнес компании, тем более точными будут актуарные расчеты.
ССТ: Как страховщик определяет стоимость конкретного договора страхования — из чего складывается тариф?
Марина Сотова: Структура страховой премии состоит из технического тарифа и расходов на ведение дела (РВД). РВД — это расходы страховщика, включая и внутренние расходы, и комиссионное вознаграждение, если оно есть.
Технический тариф направлен на обеспечение возможности страховщика выполнять будущие обязательства перед клиентом. Он рассчитывается на основании статистических методов, которые учитывают в том числе количество договоров и страховых случаев, размеры выплат и страховых сумм.
ССТ: Технический тариф каждая страховая компания определяет для себя, или есть единые правила для рынка?
М. С.: При запуске нового вида страхования у страховщика не будет собственной статистики, соответственно для расчета технического тарифа он воспользуется рыночной информацией. По мере формирования страхового портфеля в дальнейшем возможны уточнения тарифа.
Я бы сказала, что расчет стоимости страхования происходит во вторую очередь, первично — наполнение страхового продукта.
В корпоративном страховании важен андеррайтинг: оценка риска, страховое покрытие, оговорки и исключения
В корпоративном страховании важен андеррайтинг: оценка риска, страховое покрытие, оговорки и исключения. Эти компоненты работают как конструктор. Если меняются потребности клиента или меняется уровень риска, нужно пересматривать технический тариф. Страховой рынок, как любой другой, тоже меняется: что-то становится дороже, что-то дешевле. Естественно, расчет тарифа должен быть пересмотрен.
ССТ: Пересмотр тарифов — это обязательная процедура?
М. С.: Регулярность пересмотра тарифа зависит от продукта и ситуации на рынке. В рознице, например, особенно в автостраховании, следить за тарифами необходимо постоянно, ведь рынок меняется чуть ли не в онлайн-режиме. Соответственно, страховщику нужно вовремя корректировать свои тарифы.
В корпоративном страховании больше присутствует индивидуальный подход к клиенту: нет единой ставки, которая применялась бы для всех клиентов одинаково, потому что все объекты очень сильно отличаются друг от друга состоянием, качеством риска. Кроме того, многое зависит от стратегии самой страховой компании, от ее риск-аппетита, от того, какая задача перед ней стоит, — увеличить страховой портфель или сбалансировать его. Например, по тем направлениям, где статистика по убыткам хорошая, страховщик может давать скидки и наращивать страховой портфель.
ССТ: Как страховщики формируют страховые резервы?
М. С.: Каждая компания формирует страховые резервы в соответствии с требованиями Центрального банка и собственным положением о формировании резервов. Выбор метода формирования резервов зависит от вида страхования, скорости урегулирования убытков и т.д. Как правило, для одного вида страхования применяется один и тот же метод из периода в период. Однако в определенный момент может возникнуть необходимость изменения метода для получения наилучшей оценки.
Говоря простым языком, искусство актуария — провести такой расчет, чтобы сформированных на конец отчетного периода страховых резервов было достаточно для осуществления страховых выплат по заключенным договорам. И именно в этом заключается настоящее искусство оценки!
Отклонение плохо не только тогда, когда резервов не хватает на страховые выплаты, но и когда происходит перерезервирование. Излишние страховые резервы влияют в том числе на оценку деятельности страховщика, а в конечном счете — на страховой тариф.
ССТ: А если резерва не хватает, как действует страховая компания?
М. С.: Если потенциальные или фактические выплаты превышают размер страховых резервов, то необходимо проанализировать причины и скорректировать подходы к резервированию для всего страхового портфеля.
Например, у вас есть договоры по страхованию ответственности в страховом портфеле. Вы сформировали небольшой резерв. И в какой-то момент происходит серия убытков, у вас отмечается отрицательное отклонение и нужно выплатить больше, чем вы зарезервировали. Возникает вопрос: а по другим подобным договорам резервирование достаточное? Возможно, нужно доформировать страховые резервы на будущие страховые события, так как вероятность их возникновения повышается.
ССТ: Как влияет на тарифы использование оговорок?
М. С.: Как правило, включение оговорок ограничивает объем страхового покрытия. Соответственно, исключение оговорок покрытие расширяет. Использование оговорок особенно актуально в случаях, если у клиента-страхователя уже были убытки, или подобные случаи стали часто происходить по договорам других страхователей. Кроме того, если страховщик из года в год страхует клиента, и по какому-то определенному риску постоянно происходят убытки, то тариф для этого клиента будет существенно увеличиваться.
Значительное влияние на тариф оказывает франшиза, а также выполнение рекомендаций риск-инженеров, ответственных за проведение предстраховых осмотров объектов страхования. Зачастую андеррайтеры при оценке дают скидки клиентам, если рекомендации риск-инженеров выполнены полностью или даже частично, в зависимости от их критичности.
ССТ: Если клиент обещал исполнять рекомендации, но не исполнил, то как в такой ситуации действует страховщик при наступлении страхового случая с точки зрения резервирования?
М. С.: Здесь можно разделить действия страховщика на два направления.
1. Конкретное событие, оценку которого нужно резервировать по факту произошедшего.
Резерв в этом случае формируется на основании документально подтвержденной информации.
2. Весь портфель договоров, который идентичен по характеристикам договору страхования с реализовавшимся страховым событием.
В этом случае нужно решать, будем ли мы пересматривать оценки страховых резервов по всему портфелю.
ССТ: Страховщик может отказать в выплате?
М. С.: Конечно, но все очень индивидуально. Главное — это установление факта страхового события, соответствующего условиям договора страхования и являющегося непредвиденным и случайным. Например, если рядом с производственной площадкой расположено место для курения, а поблизости постоянно работает техника с топливом, то вероятность возникновения пожара возрастает. В такой ситуации назвать это событие случайным затруднительно.
ССТ: Может ли страховая компания осуществить выплату по убытку для сохранения хороших отношений с клиентом?
М. С.: Да, известны примеры мировых соглашений между страховщиком и страхователем, чтобы поддержать партнерство, взаимодействие, долгосрочность отношений. Нередко это происходит уже в суде, когда во время судебного разбирательства стороны приходят к таким соглашениям.
ССТ: Насколько сложно формировать резервы, чтобы обеспечить выплаты и поддерживать платежеспособность страховой компании?
М. С.: Можно сказать, что сколько актуариев — столько и мнений.
Наилучшая оценка всегда имеет некий диапазон, в котором присутствует элемент суждения. Чем лучше актуарий понимает бизнес компании, риск-аппетит страховщика, процесс урегулирования убытков, тем более точной будет актуарная оценка.
Искусство актуария — провести такой расчет, чтобы сформированных на конец отчетного периода страховых резервов было достаточно для осуществления страховых выплат по аключенным договорам.
Кроме анализа статистических данных, актуарию необходимо понимать планы компании по изменению страхового покрытия в договорах страхования, политику по тарификации, знать, в какой сегмент бизнеса компания планирует пойти через месяц или два, а какой покинуть. Для этого ему необходимо регулярно получать информацию от подразделений компании, в том числе от андеррайтеров и специалистов по урегулированию убытков, то есть, не просто формировать оценку на исторических данных, а уметь анализировать и принимать во внимание действия и бизнес-решения всех функций компании, кто участвует в формировании и управлении страховым портфелем.
Поддержка эффективного взаимодействия между функциями, на мой взгляд, одна из самых сложных задач. И, конечно, задача руководства — обеспечить, чтобы подразделения компании были в постоянной коммуникации между собой. И не просто на уровне обмена отчетами, а поддерживали конструктивный бизнес-диалог. Только такой процесс позволит достичь прозрачной картины состояния страхового портфеля и принять правильные решения для его дальнейшего развития.