• 25 октября, 2025

Двойной контроль

Новиков Владимир

Директор по рискам СберСтрахования, председатель рабочей группы ВСС по ESG

Двойной контроль

Комбинация регулирования и саморегулирования на российском рынке позволяет обеспечивать высокое качество работы актуариев. Председатель Гильдии актуариев Владимир Новиков рассказал, как эта профессия способствует финансовой устойчивости отрасли.

ССТ: На чем основывается финансовая устойчивость страховой компании, и что для этого делает актуарий?

Владимир Новиков: Страховая компания является уникальным финансовым институтом, поскольку страховая услуга имеет себестоимость, которая на начало ее предоставления не определена. Полу­чается, что страховки продаются, а сколько стоит страховая услуга, определяется в зависимости от того, какое количество и каких видов риска взяла страховая компания. И вот как раз для того, чтобы это определить, создана специальная профессия — актуарий.

По сути, ключевая задача, которую решает ак­туарий — это оценка страховых резервов, то есть определение объема финансовых ресурсов, достаточ­ных, чтобы на практике произвести все необходимые выплаты по страховым договорам. Если у компании есть денежные средства, инвестиции, договоры пе­рестрахования и другие виды активов в объеме большем, чем эти обяза­тельства, компания устойчива. Если меньше — неустойчива.

ССТ: Но ведь все договоры очень разные: нет двух одинаковых автомо­билей или домов — как все это учесть в обязательствах?

В. Н.: Как раз для этого существу­ет техника актуарной математики, которая заменяет реальность на некую модель. В этой модели разные дома и автомобили объединяются в более или менее однородные с точки зрения наступления страховых случаев груп­пы. Тем самым определяется и ожидае­мый резерв.

Еще один важный вопрос, который должен решить актуарий — учесть возможное колебание средних зна­чений. Страховая компания долж­на быть способна выполнить свои обязательства и в случаях неблаго­приятных отклонений от нормаль­ности. Для этого нужно обеспечить достаточность капитала. Когда-то она рассчитывалась по единой для всех формуле.

Сейчас риск-ориентированный принцип регулирования требует, чтобы эта величина рассчитывалась с учетом риск-профиля конкретного портфеля договоров компании. Таким образом, у актуариев появляется еще одна задача по оценке достаточности капитала, в дополнение к резервиро­ванию.

ССТ: Такие модели у каждой компании свои, или регулятор разрабатывает и выдает всем единую модель?

В. Н.: Модель — это математическая конструкция, которая дает опреде­ленный результат в вероятностном пространстве. Все актуарные модели основаны на вероятности и матема­тической статистике. Естественно, они всегда содержат определенный диапазон, в рамках которых моде­ли валидны и адекватны. Поэтому, в принципе, никакой регулятор не может заранее четко предписать, как это делать.

В России создана одна из лучших в мире систем регулирования — это комбинация регулирования и само­регулирования. Банк России издает определенные актуарные стандар­ты, которые указывают, по каким принципам должны быть построены актуарные модели. Саморегулиру­емая организация актуариев может в дополнение к стандартам регулятора добавлять свои стандарты и составлять методические рекомендации. Акту­арий выбирает, что лучше подходит конкретному страховщику, потому что не бывает двух одинаковых компаний, везде есть своя специфика.

ССТ: А может ли актуарий ошибиться? Происходит ли независимая проверка результатов?

В. Н.: Для высокого качества актуарных выводов выстроена двухуровневая система контроля. Еже­годно каждая страховая компания и Пенсионный фонд проходят процедуру обязательного актуар­ного оценивания, в ходе которого ответственный актуарий, получивший специальный статус после аттестации, проверяет, как в компании были рас­считаны страховые резервы. С 2023 года введена еще одна дополнительная проверка: в течение меся­ца работу актуария, который проверил компанию, проверяет еще один актуарий, который не должен быть работником компании.

Это называется проверка актуарного отчета. Акту­арий внутри компании делает отчеты и формирует модели на регулярном базисе, а потом в конце года вместе с аудитом бухгалтерской отчетности прово­дится актуарное оценивание. Это первый уровень актуарного аудита. Затем лицо, которое проводило этот аудит, само подвергается аудиту со стороны не­зависимого актуария соответствующего статуса. Эти отчеты собираются и проверяются в Департаменте страхового рынка Банка России.

Если актуарий в своей работе нарушает принципы, стандарты или правила, жалобы на него рассматри­вает контрольный комитет, меры наказания прини­мает дисциплинарный комитет Гильдии актуариев. Также Гильдия обязана раз в три года перепроверить каждого актуария вне зависимости от наличия жалоб на него. Таким образом, замыкается контрольный цикл, и качество работы актуария находится на вы­соком уровне.

ССТ: А что происходит, если выявлена ошибка?

В. Н.: Если в рамках пересдачи отчетности ока­зывается, что ошибка существенная, то компания, которая выглядела платежеспособной, может стать неплатежеспособной, а это влечет соответствующие меры, вплоть до отзыва лицензии. Несколько лет назад был такой прецедент, когда компания некаче­ственно оценила свою платежеспособность и пошла сдавать лицензию.

ССТ: Есть какие-то «черные лебеди», которые могут существенно повлиять на модели, используемые в компании?

В. Н.: Конечно, «черные лебеди» были всегда. В кризис 2008 года или позже, в пандемию ковида, все существовав­шие на тот момент актуарные модели сильно поменялись. Прежде всего, это касается моделей для страхования жизни. Благостная картина постоянно­го улучшения здравоохранения и сни­жения смертности была существенно изменена. Для страховщиков это важный момент, который мог «съесть» много капитала.

ССТ: При каких условиях модели могут перестать работать?

В. Н.: Основная причина, по которой актуарные модели перестают работать, это нарушение принципа объектив­ности, вероятности и случайности. Например, при действиях автоюристов или несоблюдении правила пожарной безопасности на объекте страховой случай превращается из вероятного события в гарантированное.

Многие компании, кроме регулятор­ных требований, декларируют, что капитал должен покрывать любые шоки с вероятностью 99,5 %, то есть, один раз в 200 лет. Дополнительные требования к капиталу финансируют­ся за счет средств акционеров, либо из прибыли прошлых лет.

Страховая индустрия благодаря дея­тельности Банка России существенно улучшила качество своей работы. Стра­ховщиков с подмоченной финансовой репутацией у нас не осталось. Но если увлечься демпингом, то компания мо­жет без всякого шока себя «завалить», и тут уже никакой актуарий не спасет.

ССТ: А почему не спасет? Ведь актуа­рий видит и анализирует портфель.

В. Н.: Чтобы статистически уловить проблему, нужно определенное время. Если компания перешла на уровень тарификации ниже себестоимо­сти, то актуарий увидит это с неким временным лагом. Но все равно он заметит проблему раньше, чем компания станет неплатежеспособной. Это причина, по которой у крупных страховщиков не по одному актуарию, а по 10–20 человек, которые могут своевременно контролировать, чтобы модели, по которым тарифицируются продукты, изначально не содержали признаков демпинга.

ССТ: Мы можем быть уверены, что страховой рынок в России сейчас устойчив?

В. Н.: Рынок у нас устойчивый, но, по моему мнению, нарастает систем­ная проблема в ОСАГО. Уже больше 10 лет мы живем со страховой суммой в 400 тыс. руб. по ущербу имуще­ству при росте средней стоимостью автомобиля на вторичном рынке до 1,5 млн руб. Если существенная часть убытков будет превышать стра­ховую сумму, это будет означать, что страховую сумму нужно поднимать. Иначе из ОСАГО получится не соци­альная защита, а какая-то профанация. Здесь реформа давно назрела.

У нас по-прежнему существует си­стемная проблема с проникновением страхования. Например, хоть мы уже много лет обсуждаем страхование жилья, охват страхованием там не пре­вышает 10−15 %. Чем более массовым является страхование, тем дешевле оно для клиентов и стабильнее для страховщиков. Страховщики больше зарабатывают, клиенты довольны. А у нас сейчас каждый договор стра­хования — это борьба. Большинство людей не готовы продумывать риски на будущее и в чрезвычайных ситу­ациях могут рассчитывать только на помощь государства.

Похожие статьи

Рынку нужна возможность развиваться и адаптироваться

Рынку нужна возможность развиваться и адаптироваться

Нормативно-правовое регулирование страховой отрасли в России постоянно совершенствуется. По мнению депутата Государственной Думы, члена Комитета по финансовому рынку Николая Цеда предлагаемые…
Страховщики не одиноки

Страховщики не одиноки

Региональные рабочие группы — эффективный инструмент по противодействию страховому мошенничеству по месту совершения преступления. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов отмечает, что, если…
Бизнес-диалог, а не только статистика

Бизнес-диалог, а не только статистика

Генеральный директор АО СК «Турикум» Марина Сотова полагает, что одна из важнейших задач руководства компании — обеспечивать эффективное взаимодействие между подразделениями…