- 25 октября, 2025
Страховщики не одиноки
Региональные рабочие группы — эффективный инструмент по противодействию страховому мошенничеству по месту совершения преступления. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов отмечает, что, если администрация контролирует взаимодействие страховщиков с правоохранительными органами и активно поддерживает деятельность рабочих групп, это дает отличный результат.
ССТ: Когда и для чего были созданы региональные рабочие группы по противодействию страховому мошенничеству?
Сергей Ефремов: Страховое сообщество нуждалось в том, чтобы реально иметь инструмент, который мог бы противодействовать страховому мошенничеству на местах, то есть там, где оно совершается. Мы посмотрели опыт разных стран, в первую очередь — Германии, где практически во всех землях были созданы рабочие группы страховщиков, которые занимались противодействием страховому мошенничеству.
18 августа 2017 года Президиум ВСС принял решение, что в каждом субъекте Российской Федерации должна быть создана рабочая группа из представленных в этом регионе страховщиков. С того времени предпринимаются реальные шаги на местах по выявлению недобросовестных практик.
Рабочие группы осуществляли контроль за деятельностью экспертов, аварийных комиссаров и недобросовестных автоюристов, взаимодействовали с правоохранительными органами, судами, налоговой инспекцией и, в первую очередь, с администрацией. Это стало давать определенные результаты.
ССТ: Почему нельзя решать проблему из центра?
С. Е.: Субъекты федерации разные, каждый со своей спецификой. На сегодняшний момент у нас сформирована 71 рабочая группа. Учитывая, что в каждом регионе есть свои особенности, рабочие группы при формировании своих задач и целей должны были исходить из тех условий, которые есть в регионе. Управлять из центра особенностями региона, не находясь там, достаточно сложно.
На практике чаще всего рабочие группы возглавляет один из директоров филиала страховой компании, которая наиболее активна в этом регионе. У него появляется возможность от лица всех страховщиков обращаться к администрации и правоохранительным органам.
Каждая страховая компания выявляет признаки мошенничества, организует сбор документов, проводит экспертизы и получает доказательные материалы. Если между страховщиками нет обмена информацией, то бороться с мошенничеством крайне затруднительно: мошенники просто будут переходить из одной компании в другую.
ССТ: Почему рабочую группу возглавляет действующий руководитель региональной страховой компании на общественных началах, а не освобожденный? У него было бы больше времени для решения поставленных задач.
С. Е.: Если выделить отдельного человека, значит кто-то ему должен платить, а кто это будет делать? Кроме того, у этого человека должен быть какой-то штат, офис и так далее, а это дополнительные существенные расходы. Нет, это не подходит.
Быть руководителем региональной рабочей группы — это сложно. С этим как раз и возникают проблемы: в более чем 10 регионах у рабочих групп нет руководителей. Найти активных людей не так просто. Но, с другой стороны, там, где люди понимают, что это важная тема отмечаются колоссальные успехи. Прежде всего — это Краснодарский и Красноярский края, Нижегородская, Владимирская, Ивановская области. Мы видим, что в первую очередь — это заслуга директоров филиалов первой десятки страховщиков.
ССТ: Часто ли мошенничество связано с отсутствием у населения региона финансовой грамотности?
С. Е.: Задача развития финансовой грамотности в регионах тоже актуальна. Важно, чтобы люди осознавали ценность продуктов, понимали, что такое страхование, знали, как урегулировать убытки. Поэтому рабочие группы организуют мероприятия по финансовой грамотности в регионах, выступают в СМИ и учебных заведениях, встречаются с госорганами, где готовятся к соответствующей совместной работе.
Мы проводим анализ и, если есть необходимость, ставим новые задачи, которые могли бы быть полезны конкретному региону.
Есть большая задача — это получение страховщиками информации с видеокамер при страховых событиях. Все рабочие группы направили официальные обращения от имени страховщиков в регионе губернатору своего субъекта Федерации, в которых просили обратить внимание властей, что эта информация должна предоставляться. В 35 субъектах такой шаг сработал: информацию начали предоставлять, но только благодаря активной позиции рабочих групп. Отсюда, из Москвы, мы много чего писали, но это не давало того же эффекта.
ССТ: От кого в большей степени зависит решение вопроса по противодействию мошенничеству: достаточен ли уровень директора филиала страховой компании для выстраивания взаимодействия с губернатором?
С. Е.: Административный вес губернатора и директора филиала разный. Но среди задач губернатора всегда есть развитие страхования на территории субъекта, поскольку страхование — это защита имущественных интересов физических и юридических лиц. И губернатор понимает важность этой задачи. Кроме того, страховщики платят налоги в бюджет и приносят достаточно большие деньги.
Если администрация контролирует деятельность правоохранительных органов и взаимодействие страховщиков с ними, там проходит активная работа, проводятся совместные совещания, перед различными региональными органами ставятся задачи — и это дает просто отличный результат.
Сегодня у нас есть три крупные рекомендации по противодействию страховому мошенничеству: в автостраховании, в страховании имущества и ответственности, в страховании жизни и от несчастного случая.
ССТ: Что делает ВСС для того, чтобы помочь рабочим группам?
С. Е.: Во-первых, у нас есть специальное подразделение — управление по противодействию страховому мошенничеству. Оно занимается, в том числе, и контролем деятельности рабочих групп. Мы проводим совещания рабочих групп, выезжаем на места, помогаем организовать межведомственные совещания внутри региона с участием администрации и Центрального банка.
Страховщики видят, что они не одиноки в своей борьбе, потому что находят понимание со стороны администрации и правоохранительных органов. Это очень важно, так как прямое взаимодействие с правоохранительными органами без подключения администрации не всегда дает эффект. А вот когда достигается баланс всех ветвей власти, это действительно дает хороший результат.
ВСС также берет на себя подготовку методических рекомендаций, которыми рабочие группы на местах делятся с оперативными сотрудниками правоохранительных органов. В ряде регионов, например, в Красноярском, Приморском и Краснодарском краях эти рекомендации детализируются, в них вносятся соответствующие изменения с учетом специфики региона.
Сегодня у нас есть три крупные, научно обоснованные методические рекомендации по противодействию страховому мошенничеству: в автостраховании, в страховании имущества и ответственности, в страховании жизни и от несчастного случая. Они используются в работе, и ВСС сыграл здесь ключевую роль.
ССТ: Взаимодействуют ли рабочие группы с судами, или это не их зона ответственности?
С. Е.: Суды у нас — самостоятельная и независимая власть. Мы обращаемся к судейскому сообществу, потому что возникает очень много вопросов. Но мы не можем воздействовать на суды так, как на полицию или прокуратуру. Однако мы встречаемся и просим дать разъяснение позиции судов по тем или иным вопросам, которые они рассматривают в конкретном субъекте. Судьи на таких рабочих совещаниях представляют свою позицию по особо животрепещущим вопросам.
Например, на встрече в Марий Эл мы обсудили, как суды в республике принимают решения по требованию возмещения убытков за аварийных комиссаров. А в Архангельске нам представили позицию председателя областного суда по гражданским делам: почему судьи требуют у страховщиков возмещения за оказание помощи при обращении к финуполномоченному и посредникам. Нам важно было понять эту позицию, потому что законами, по нашему мнению, это не предусмотрено. Спорить с судами невозможно, но понять позицию и потом сделать соответствующее обращение — мы можем.
ССТ: Как понимание позиции суда меняет подход страховщика к ситуации?
С. Е.: Мы поняли, что некоторые материалы при доказывании тех или иных обстоятельств дел не предоставляются или не акцептуются сторонами спора. Теперь мы понимаем, что нужно изменить в действиях страховщиков по доказыванию своей правоты, чтобы позиция суда поменялась, и это очень важно.
В качестве одной из мер по изменению ситуации мы делали внутренний стандарт или методические рекомендации для юристов в конкретном субъекте Российской Федерации при рассмотрении тех или иных вопросов, что дало положительный результат. Позиция суда менялась, потому что иные материалы, которые по-другому раскрывали обстоятельства. Судья мог увидеть страховой спор так, как его видит страховщик.
Когда достигается баланс всех ветвей власти, это действительно дает хороший результат
ССТ: Какие рабочие группы и в каких регионах вызывают ваше наиболее пристальное внимание сейчас? Какие региональные совещания будут проводиться до конца года?
С. Е.: Мы только что провели межведомственные региональные совещания в Северной Осетии, Ингушетии и Дагестане. Это важные для нас регионы, где фиксируется достаточно большое количество недобросовестных действий. Мы выслушали и позицию судов, и позицию администрации, и мнение правоохранительных органов по вопросам, связанным с противодействием мошенничеству и недобросовестным практикам. Теперь стоит задача спланировать необходимые мероприятия для улучшения ситуации.
Без таких встреч, разъяснений, представлений статистических данных и материалов не всегда возможно правильно оценивать работу и самой страховой компании. Все-таки, в некоторых случаях страховщики специально делают какие-то мероприятия по противодействию мошенничеству, о которых мы не знали.
До конца года мы бы хотели провести межведомственное совещание с участием администрации Новосибирска, Казани и, возможно, других регионов. Пока у нас там никак не налаживается понимание, к сожалению, не формируется совместного, четкого взаимодействия. Нужны еще встречи, дискуссии, открытые разговоры для того, чтобы все ветви власти правильно понимали ситуацию и совместно работали в одном направлении.