- 25 октября, 2025
Почему клиент всегда в проигрыше?
Термин «рабочая группа» уже привычен для описания активного взаимодействия участников команды, где каждый предлагает варианты решения проблемы. Сегодня у этого понятия появилось иное значение: так называемые «рабочие группы» создаются мошенниками с целью неосновательного обогащения.
Страховое мошенничество в ОСАГО стало ключевым препятствием развития одного из важнейших социальных институтов России. Уже не только страховые компании являются мишенью для реализации афер мошенников — фокус их внимания постепенно стал смещаться на простых участников ДТП, которые наравне со страховщиками превращаются в жертв обмана. От последствий активности мошенников страдают все: повышаются выплаты, растут тарифы, повышается стоимость полисов, ужесточаются подходы к урегулированию убытков, увеличивается время урегулирования убытков.
ОСАГО — самый массовый вид страхования в России, что автоматически делает его привлекательной мишенью для мошенников. По предварительным данным Банка России и РСА размер выплат мошенникам в результате реализации различных схем страхового мошенничества достигает порядка 10–15 % от общего объема выплат страховщиков. Цифры астрономические, и достигают миллиардов рублей: только за 7 месяцев страховщиками по ОСАГО выплачено в общей сложности 123,9 млрд руб. В некоторых случаях суммы, выплачиваемые мошенникам, превышают бюджеты отдельных регионов России.
История мошенничества в ОСАГО началась еще в 2011—2012 годах, когда «рабочие группы» мошенников инсценировали ДТП с участием членов той же преступной группировки. С ними боролись службы безопасности страховщиков и правоохранительные органы, но без особого успеха.
В 2014 году в законе об ОСАГО появилась статья, предусматривающая распространение закона о защите прав потребителей на взаимоотношения страховщика и потерпевшего и, как следствие, взыскание неустоек в размере 1 % от суммы ущерба +50 % штрафа от взысканных судами сумм. С тех пор «рабочим группам» стали не интересны выплаты в размере лимитов ответственности страховщиков в 400 тыс. руб. Так к инсценировке ДТП добавились злоупотребления правом, чтобы препятствовать своевременному исполнению страховщиками обязательств по договору страхования: отправка по почте нечитаемых документов, саботирование процесса представления машины на осмотр и организации ремонта на СТОА и др. Математика простая: выплата в размере 400 тыс. руб. легко превращается в 1 млн руб., где неустойка составляет 400 тыс. и штраф 200 тыс. руб.
Жадность приводит ко все более наглым и изощренным формам страхового мошенничества. Базовые принципы планирования и реализации автоподстав остались теми же, только к участию в ДТП без их согласия привлекаются простые граждане.
Вскоре к обычным автоподставщикам присоединились так называемые автоюристы. Они профессионально исследуют модель урегулирования убытков страховщиков в отдельных регионах, выявляют серые зоны и бреши, координируют действия остальных участников «рабочих групп» мошенников с целью препятствования нормальному процессу урегулирования убытков. Цель та же — взыскание необоснованных сумм выплат, штрафов и неустоек.
Наиболее распространенные схемы автоподстав
«Паровоз» — несколько автомобилей движутся цепочкой. Первый автомобиль резко тормозит, вызывая цепную реакцию. Виновным по документам оказывается последний водитель, хотя торможение было умышленным и беспричинным.
«Остановка» — мошенник останавливается перед пешеходным переходом, якобы пропуская «пешехода» (сообщника), идущего очень медленно. Водитель сзади, не ожидающий резкой остановки, совершает столкновение. Виновным признают его.
«Спиннер» — мошенник кружит по кольцу кругового движения по внешней полосе в поиске водителей, намеренных выехать с кольца из внутреннего ряда. В нужный момент мошенник ускоряется или наоборот тормозит для того, чтобы выезжающий с кольца не смог предотвратить столкновение.
«Слепая зона» — мошенник намеренно движется в слепой зоне автомобиля жертвы, провоцируя ДТП при перестроении.
«Помощь при перестроении» — мошенник в дорожном потоке делает вид, что пропускает» водителей, намеренных перестроится (притормаживает, моргает фарами, подает звуковой сигнал и т. д.). В момент перестроения мошенник ускоряется и совершает столкновение.
Автоюристы, помимо исследования модели урегулирования убытков, определяют наиболее сложные для страховщиков направления исполнения обязательств, которые берутся в разработку для реализации схем злоупотребления. Например, определяют марки и модели ТС, в отношении которых действует санкционный запрет на ввоз запасных частей в РФ. С учетом требования закона об ОСАГО, обязывающего страховщика организовать ремонт на СТОА, по таким маркам и моделям запрашивается исключительно ремонт. Страховщик по объективным основаниям не исполняет обязательства в установленный законом срок, а затем следуют требования по оплате неустоек и штрафов.
Даже если страховщик принимает меры по ремонту таких сложных автомобилей, автоюристы и остальные участники «рабочих групп» выходят с претензиями в адрес станции техобслуживания, указывая на то, что ТС из ремонта принято не будет. Начинаются требования о предоставлении сертификатов и иных документов, подтверждающих право на ведение деятельности, в некоторых случаях доходит до прямых угроз, в том числе «уничтожить» СТО. Очевидно, что добросовестные СТОА, получая угрозы, отказываются от ремонта, тем самым давая автоюристам возможность применить к страховщику все озвученные выше финансовые санкции. Примечателен тот факт, что указанные структуры обращаются на СТО с направлением страховщика, как правило, через 100 дней, чтобы накопить максимальную неустойку при отказе СТОА от ремонта.
Отсутствие оперативных и результативных мер со стороны правоохранительных органов и судебной системы может уничтожить институт ОСАГО.
Далее в цепочку мошеннических схем втянули простых потерпевших по обычным, не мошенническим ДТП. После столкновения транспортных средств добросовестные граждане вызывают ГИБДД, но на место аварии приезжают вовсе не сотрудники автоинспекции, а так называемые аварийные комиссары со словами: «Вам повезло, что мы оказались на месте ДТП первыми, так как страховщики однозначно вас обманут, а то и вовсе откажут в выплате». Таким образом, они навязывают услуги по составлению европротокола, несмотря на тот факт, что РСА, Минцифры и страховщики реализовали данный функционал в мобильных приложениях «Госуслуги», «Помощник ОСАГО» и корпоративных мобильных приложениях страховщиков — совершенно бесплатно и всего за 15 минут. За якобы оказанные услуги с граждан требуют плату до 15—20 тыс. руб., либо предлагают «бесплатную акцию» при подписании договора уступки права требования по ДТП (договор цессии). Таким образом, потерпевший в дальнейшем лишается своего права обращения к страховщику за выплатой страхового возмещения. Ему остается лишь ждать оговоренную компенсацию от аварийного комиссара, при этом конкретные сроки в договорах цессии не устанавливаются.
Как правило, по договорам цессии клиентам выплачиваются суммы, кратно ниже выплат, полученных или взысканных со страховщиков. Но самое главное, в договорах цессии прописываются кабальные условия их расторжения по инициативе потерпевшего. Сумма штрафа в таком случае доходит до 50—100 тыс. руб. в зависимости от размера ущерба. Даже если страховщик принимает меры по донесению информации до клиента о сумме выплат, выплачиваемых цессионариям, клиент лишается права расторжения договора цессии без финансовых последствий.
Очередным шагом к уничтожению института ОСАГО стали злоупотребления мошеннических «рабочих групп», позволяющие взыскивать так называемые «убытки по Минюсту». Схема простая: страховщик не может ремонтировать ТС по причинам, описанным выше, в дальнейшем следует обращение в суд, взыскание неустоек и штрафов. А помимо этого — не состоявшиеся убытки, которые взыскиваются судами не на основании фактически понесенных затрат, а на основании независимых экспертиз.
Тут следует вспомнить механизм «раздувания» стоимости ущерба недобросовестными экспертами. При этом в отдельных регионах представителей судебной системы не волнует тот факт, что истец по 10–20 раз обращается с такими исками (такая схема — визитная карточка судов Республики Марий Эл). Важно отметить, что суды взыскивают за неорганизацию ремонта суммы без оглядки на лимит ответственности, установленный законом об ОСАГО. Они доходят до 2–3 млн руб. по одному убытку.
Не стоит забывать и про судьбу виновников аварий из описанной выше схемы. Яростные представители «рабочих групп», в частности — автоюристы, после взыскания со страховщиков выплат со штрафами и неустойками, кратно превышающих порой стоимость самого автомобиля потерпевшего, идут с требованиями о выплате ущерба к виновникам ДТП. Механизм и инструменты «раздувания» сумм ущерба порой приводят к тому, что граждане берут кредиты и продают имущество для возмещения ущерба таким «рабочим группам».
Отсутствие оперативных и результативных мер со стороны правоохранительных органов и судебной системы может уничтожить институт ОСАГО. Рост убыточности этого сегмента регулярно приводит к проблеме доступности полисов. Из-за высоких тарифов клиенты не могут себе позволить купить полис ОСАГО. Они закономерно становятся жертвами активности «рабочих групп» мошенников, которые их подставляют и вынуждают покрывать ущерб самостоятельно. В каком-то смысле возвращаются 90-е годы!
Региональная специфика страхового мошенничества
- Инсценировка ДТП по сговору: Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Приморский край, Новосибирская область, Краснодарский край.
ДТП происходит в пределах первого месяца действия полиса, кратность ДТП с одним и тем же автомобилем доходит до 10–20 раз. В ДТП участвуют старые европейские марки — Mercedes, BMW, «праворукие» автомобили и др.
- Автоподставы: Оренбург, Республика Алтай, Новосибирск, Дагестан.
- Обман реальных участников ДТП (договоры цессии, доверенности и т. д.): Марий Эл, Воронеж, Липецк, Иваново, Ульяновск, Уфа, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.
С учетом вышеописанного можно сделать твердый вывод: деятельность преступных «рабочих групп» — это не разовая акция, а хорошо отлаженный бизнес. Организаторы, водители на подставных автомобилях, недобросовестные юристы, эксперты, врачи, сотрудники СТО и др. — у каждого участника своя роль и финансовый результат.
Страховщики и правоохранительные органы в регионах тоже формируют рабочие группы для противостояния мошенникам. Но в этой борьбе пока побеждают недобросовестные структуры. Очевидно, ситуация накалена до предела и требует внедрения более радикальных мер.
Очень важно, чтобы все понимали: мошенничество в ОСАГО — это не бесплатные деньги, а серьезное преступление с неминуемым наказанием.
Предложения по снижению активности мошеннических групп
- Исключить на законодательном уровне право получения страхового возмещения иными лицами, кроме потерпевшего или его законного представителя (законопроект № 679805-8 «О внесении изменений в Законе об ОСАГО»).
- При нарушении страховщиком обязательств по урегулированию убытков все штрафы и неустойки взыскивать в пользу государства. Таким образом, ответственность страховщика сохранится, а стимул для преступных групп будет устранен.
- Заменить приоритет натуральной формы возмещения убытков на согласование сторон.
- Исключить повторные выплаты за одни и те же детали.
- Лишать прав на управление ТС лиц, участвующих в ДТП более 5 раз, на срок до 1 года с повторной сдачей экзаменов, поскольку они опасны для добросовестных участников дорожного движения.
Как распознать мошенника на дороге?
- Агрессивная или, наоборот, слишком «вялая» манера вождения.
- Старая иномарка (часто BMW, Mercedes, Audi) — классический инструмент подставщиков.
- Наличие видеорегистратора у потенциального мошенника.
- Готовность пострадавших «решить на месте».
- Оперативное прибытие на место ДТП аварийных комиссаров.
- Требование немедленно подписать какие-либо бумаги, признать вину, не вызывать ГИБДД.
Рекомендуемый алгоритм действий для жертвы мошенничества
- Ни при каких обстоятельствах не покидать место ДТП.
- Немедленно вызвать ГИБДД, даже если второй участник против.
- Вести фото- и видеосъемку происходящего, включая диалоги, номера машин, лица всех участников, положение автомобилей, следы торможения, повреждения, дорожная разметка и пр.
- Не поддаваться на провокации и не подписывать никаких документов под давлением (особенно пустые бланки извещений о ДТП).
- Внимательно прочитать протокол перед подписанием, внести все свои замечания.
- При малейших подозрениях сообщить о них прибывшим сотрудникам ГИБДД.