- 26 октября, 2025
Рынку нужна возможность развиваться и адаптироваться
Нормативно-правовое регулирование страховой отрасли в России постоянно совершенствуется. По мнению депутата Государственной Думы, члена Комитета по финансовому рынку Николая Цеда предлагаемые изменения должны способствовать повышению доверия к финансовым институтам и развитию здоровой конкуренции.
ССТ: Какие аспекты деятельности страховщиков вы считаете наиболее значимыми?
Николай Цед: Страхование играет ключевую роль в обеспечении стабильности и устойчивого роста нашей экономики. Страховщики принимают на себя риски, связанные с различными направлениями экономической деятельности, будь то предпринимательство, инвестиции или личное благосостояние граждан. Это позволяет бизнесу и населению чувствовать себя более защищенными и уверенными в завтрашнем дне, что, в свою очередь, стимулирует экономическую активность.
Наиболее значимыми аспектами деятельности страховщиков я считаю, во-первых, формирование инвестиционного ресурса. Страховые компании аккумулируют значительные объемы средств, которые затем инвестируются в различные отрасли экономики, способствуя их развитию и модернизации. Во-вторых, это компенсация убытков и восстановление после наступления страховых случаев. Оперативная и справедливая выплата страховых возмещений позволяет бизнесу и гражданам быстро восстанавливаться после финансовых потерь, минимизируя негативные последствия для экономики в целом.
Кроме того, страхование стимулирует повышение культуры безопасности и управления рисками в обществе. Страховые компании заинтересованы в снижении вероятности наступления страховых случаев и активно работают над профилактикой рисков, что способствует повышению уровня безопасности и устойчивости экономики.
ССТ: Тем не менее, что в деятельности страхового рынка нужно улучшать?
Н. Ц.: Зрелость страховщиков, разнообразие страховых продуктов и доступность страховой защиты способствуют укреплению финансовой стабильности, стимулированию экономического роста и повышению уровня социальной защищенности в стране.
Оперативная и справедливая выплата страховых возмещений позволяет бизнесу и гражданам быстро восстанавливаться после финансовых потерь, минимизируя негативные последствия для экономики в целом.
Таким образом, развитие страхового рынка является одним из приоритетных направлений экономической политики государства. Необходимо создавать благоприятные условия для деятельности страховщиков, совершенствовать законодательство и повышать финансовую грамотность населения, чтобы страхование стало доступным и востребованным инструментом защиты экономических интересов граждан и предприятий.
ССТ: В каких сегментах страхования требуются нормативные новеллы?
Н. Ц.: Нормативно-правовое регулирование страховой отрасли в России в целом соответствует современному уровню развития страхования и ожиданиям участников рынка, включая страховщиков и их клиентов. Эксперты отмечают, что российское страховое законодательство соответствует лучшим мировым стандартам, а Банк России активно работает над его совершенствованием, устанавливая минимальные стандартные требования к условиям договоров страхования.
Безусловно, существуют отдельные моменты, требующие дополнительной настройки, такие как доступ страховщиков к источникам информации. В частности, предлагается включить страховщиков в число лиц, которые вправе самостоятельно запрашивать и получать выписки из ЕГРН, содержащие персональные данные причинителей вреда на дату страхового случая, либо предусмотреть возможность обращения страховщика в суд с исковым заявлением в отсутствие полных данных об ответчике.
Также требуется расширить доступ страховщиков к данным в Национальной страховой информационной системе (НСИС), предоставив им доступ к персональным данным причинителей вреда в случаях, когда это необходимо для реализации прав требования в порядке суброгации или регресса. Необходимо отменить ограничение по сроку проверки данных в НСИС, поскольку срок исковой давности по регрессным требованиям может превышать установленные три года. Кроме того, страховщикам следует предоставить доступ к данным реестров, таких как Федеральный регистр лиц с отдельными заболеваниями и реестр недвижимости, для выполнения возложенных на них обязательств. Эти меры позволят повысить эффективность страховых выплат и снизить риски мошенничества.
ССТ: Какие законодательные инициативы последнего периода наиболее значимы для развития отрасли и почему?
Н. Ц.: Страховое законодательство последние годы претерпевает значительные изменения, целью которых является повышение устойчивости страхового рынка и защита интересов потребителей. Ключевым событием этого периода является активное рассмотрение законопроекта, призванного адаптировать российское законодательство к международным стандартам в области страхования. Этот законопроект, в частности, учитывает принципы Solvency, стремясь к гармонизации требований к капиталу и управлению рисками страховых компаний с лучшими мировыми практиками.
Особое внимание уделяется усилению контроля за страховыми компаниями в рамках борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ПОД, ФТ) и предотвращению использования страховых механизмов в незаконных целях, а также обеспечению прозрачности финансовых потоков в отрасли.
ССТ: Насколько принятый в первом чтении законопроект по страхованию жилья на случай ЧС поможет улучшить ситуацию по защите интересов граждан, жилье которых пострадало или полностью разрушено?
Н. Ц.: Данный законопроект, безусловно, заслуживает внимания, поскольку направлен на решение важной задачи — обеспечение защиты жилищ граждан от последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, на мой взгляд, в текущей редакции он не достигает поставленной цели в полной мере.
Включение платы за страховую услугу в единую квитанцию о коммунальных платежах может показаться удобным механизмом, но без создания действенных стимулов для граждан эффект от этой меры будет ограниченным. Логично, что страхование жилья станет востребованным лишь в регионах с высоким риском стихийных бедствий, таких как наводнения или землетрясения.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация в регионах, постоянно подвергающихся влиянию природных катастроф. Разрушение жилья в таких зонах неизбежно приведет к антиселекции, когда страховаться будут только те, кто наиболее подвержен риску. Это, в свою очередь, приведет к неоправданно высокой стоимости страховых полисов, делая их недоступными для многих жителей.
ССТ: Есть ли решение?
Н. Ц.: Смысл закона заключается в равномерном распределении страховой нагрузки по всей стране, чтобы граждане из благополучных регионов помогали тем, кто подвержен большему риску. Однако совершенно не ясно, почему жители регионов с низкой вероятностью природных катастроф будут добровольно страховать свое жилье, если для этого не будет создано дополнительных стимулов.
В связи с этим я считаю необходимым доработать законопроект, предусмотрев в нем меры, стимулирующие граждан к страхованию жилья. Это могут быть налоговые льготы, субсидии или другие механизмы, которые сделают страхование доступным и привлекательным для всех категорий населения, независимо от региона проживания. Только в этом случае мы сможем достичь цели, поставленной перед законопроектом, и обеспечить надежную защиту жилищ граждан от последствий чрезвычайных ситуаций.
ССТ: Как вы оцениваете законодательные инициативы в области страхования жизни — что изменится для граждан, страховщиков и для экономики страны?
Н. Ц.: Законопроект № 919131-8, прошедший уже первое чтение в Госдуме, чрезвычайно важен для развития финансового рынка и экономики нашей страны в целом. Дело в том, что после корректировки Налогового кодекса в прошлом году страхование жизни оказалось в уникальном положении, лишившись налоговых льгот, которые доступны другим инвестиционным инструментам. Это создает неоправданный налоговый арбитраж, ставя страховые компании в неконкурентное положение по сравнению с брокерскими услугами, программами долгосрочных сбережений и другими финансовыми инструментами. Устранение этого арбитража — наша приоритетная задача.
Принятие данного законопроекта позволит выровнять условия для всех участников финансового рынка, создавая более справедливую и эффективную систему. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению привлекательности страхования жизни для граждан, что приведет к росту инвестиций в этот сектор.
Увеличение инвестиций в страхование жизни имеет мультипликативный эффект для экономики. Это не только обеспечивает финансовую защиту граждан и их семей, но и создает долгосрочные ресурсы для инвестиций в инфраструктурные проекты, инновационные отрасли и другие важные сектора экономики.
Скорейшее принятие этого законопроекта позволит всем сегментам финансового рынка в полной мере выполнить свою задачу по аккумуляции длинных денег, необходимых для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан России.
ССТ: Страховщики давно говорят о необходимости своего участия в Программе долгосрочных сбережений. Вы видите такую законодательную возможность в ближайшее время?
Н. Ц.: Как председатель экспертного совета по страхованию, я внимательно слежу за развитием Программы долгосрочных сбережений и считаю важным обсуждение участия в ней страховых компаний. Состоялись обстоятельные консультации с Министерством финансов и ЦБ РФ, чтобы всесторонне оценить возможные последствия расширения круга участников.
Страховое законодательство последние годы претерпевает значительные изменения, целью которых является повышение устойчивости страхового рынка и защита интересов потребителей.
Позиция регуляторов, основанная на институциональном разделении, имеет под собой веские основания. НПФ специализируются на долгосрочном пенсионном обеспечении, а страховые компании — на страховании жизни. Смешение этих функций, на мой взгляд, может создать регуляторные риски и усложнить надзор за деятельностью финансовых институтов. Кроме того, это потребует внесения существенных изменений в законодательство, что может затянуть реализацию программы.
Кроме того, на данный момент я не вижу явного запроса со стороны страховщиков на участие в ПДС. Многие страховые компании в прошлом году создали собственные НПФ, что позволяет им участвовать в программе в рамках существующей нормативно-правовой базы.
Поэтому, учитывая все факторы, я считаю целесообразным придерживаться концепции институционального разделения. Это позволит сохранить прозрачность и устойчивость финансовой системы, а также обеспечит эффективный надзор за деятельностью участников ПДС. Мы продолжим мониторинг ситуации и готовы вернуться к обсуждению этого вопроса, если появятся новые аргументы в пользу расширения круга участников.
Важно понимать, что рынок ДМС динамично развивается, и страховые компании сами заинтересованы в предоставлении качественных и востребованных услуг.
ССТ: Важность развития ДМС и телемедицины сложно переоценить. Требуется ли более тонкая нормативно-законодательная настройка этой сферы?
Н. Ц.: Я убежден, что в этих вопросах необходимо придерживаться взвешенного и прагматичного подхода. ДМС по своей сути является добровольным соглашением между страхователем и страховой компанией, и именно на уровне договора должны решаться все основные вопросы и условия предоставления медицинских услуг.
Текущая модель функционирования ДМС вполне эффективна. Страховые компании активно предлагают программы телемедицины, расширяя спектр доступных медицинских услуг и делая их более удобными для граждан. Вмешательство государства в эту сферу, на мой взгляд, может привести к излишней бюрократизации и ограничению гибкости, что в конечном итоге негативно скажется на развитии ДМС и телемедицины.
Важно понимать, что рынок ДМС динамично развивается, и страховые компании сами заинтересованы в предоставлении качественных и востребованных услуг. Конкуренция между ними стимулирует инновации и расширение спектра предложений, включая телемедицинские консультации и другие современные формы оказания медицинской помощи.
Вместо прямого законодательного регулирования целесообразно сосредоточиться на создании благоприятных условий для развития ДМС и телемедицины, таких как повышение осведомленности граждан о возможностях этих инструментов, поддержка инноваций в сфере медицинских технологий и стимулирование конкуренции между страховыми компаниями.
Я не вижу необходимости в каком-либо специальном законодательном регулировании сферы ДМС и телемедицины. Важно сохранить существующую свободу договорных отношений и дать рынку возможность самостоятельно развиваться и адаптироваться к потребностям граждан.
Я не вижу необходимости в каком-либо специальном законодательном регулировании сферы ДМС и телемедицины
ССТ: В ФАС России готовятся изменения в закон «О потребительском кредите». Что они предполагают?
Н. Ц.: Предлагается закрепить разумные сроки для проверки банком полиса страховой компании с достаточным уровнем кредитного рейтинга на предмет соответствия требованиям к условиям страхования. Это может стать шагом в сторону большей определенности и удобства для заемщиков. Нынешняя практика, когда проверка может занимать до 60 дней, создает неоправданную задержку и может привести к финансовым потерям для граждан. Четкие и обоснованные сроки позволят избежать злоупотреблений и обеспечат более оперативное урегулирование вопросов страхования.
Не менее важным является и вопрос о пресечении навязывания страховых услуг. Обязательное информирование заемщика о возможности выбора страховой организации — это ключевой элемент обеспечения конкуренции на рынке страхования и защиты интересов потребителей. Зачастую заемщики не осознают, что имеют право самостоятельно выбирать страховую компанию, и вынуждены соглашаться на условия, предложенные банком, что может быть не самым выгодным вариантом.
Комитет по финансовому рынку Государственной Думы и я лично, как председатель профильного экспертного совета при комитете, готовы всесторонне рассмотреть данную инициативу. Предлагаемые изменения должны способствовать повышению доверия к финансовым институтам и развитию здоровой конкуренции.