- 25 октября, 2025
Клиент покупает «обещание страховщика» заплатить при наступлении события, закрепленного в полисе. Важно, чтобы обе стороны одинаково понимали границы этого обещания, считает первый заместитель генерального директора АО «ГСК «Югория» Андрей Языков.
ССТ: Термин «оплаченный риск» звучит довольно двусмысленно, поэтому его хочется рассмотреть подробнее.
Андрей Языков: Да, страховые отношения являются двусторонней сделкой, и обе стороны должны понимать однозначно: какой риск оплачен (что защищено у страхователя) и каков предел ответственности страховщика. Такой механизм исключает завышенные ожидания у страхователя, но обеспечивает полное исполнение обязанностей страховщиком в пределах застрахованного риска.
ССТ: А в чем тогда проблема? Есть полис, правила страхования, ключевой информационный документ (КИД) — с точки зрения регулирования, кажется, все предусмотрено?
А. Я.: Когда мы говорим, что страхователь и страховщик должны заранее договориться о рисках и объекте страхования, в первую очередь необходимо говорить на одном языке, т.е. использовать единый понятийный аппарат.
Ключевое в коммуникации со страхователем:
1. Единый понятийный аппарат.
Для клиента правила страхования зачастую выглядят громоздкими и сложными, но именно они задают основу определения объема защиты страхователя.
2. Культура делового оборота.
Незакрепленный в законодательстве понятийный аппарат, и сформировавшееся правовое поле, в котором работает рынок.
Но дьявол в деталях: недобросовестные страховщики иногда умалчивают о «мелочах», которые впоследствии становятся для клиента неприятным сюрпризом при урегулировании убытков. В результате формируется недоверие к страховой отрасли в целом. В свою очередь страхователи часто грешат мелким бытовым мошенничеством, пытаясь увеличить размер выплаты или «притянуть» событие к формулировкам неоднозначно определенного риска, что формирует желание у страховщиков затолкнуть в страховую документацию всю судебную практику.
ССТ: Как тогда сформировать доверие между страховщиком и страхователем?
А. Я.: Доверие должно формироваться с обеих сторон. Но ряд страховщиков мешают сами себе, например, перегружая правила страхования сложными терминами или многоуровневыми изъятиями. В результате клиент не всегда до конца понимает, какие именно риски застрахованы. Классические примеры — «уменьшаемая или изменяемая страховая сумма», «условная или безусловная франшиза», «агрегатная страховая сумма», «паушальная система» или мелкие «подводные камни» вроде требования к хранению автомобиля в ночное время. Разочарование наступает не в момент покупки полиса, а при получении страховой выплаты.
Уместить все нюансы в один КИД невозможно, а правила страхования у некоторых компаний достигают сотен страниц мелким шрифтом. Тут нет простого ответа, какой вариант лучше — 30 страниц или 130. На мой взгляд, добросовестный страховщик должен стремиться к компактности и прозрачности. Все спорные формулировки должны трактоваться в пользу клиента, но страховщик обязан платить только за те риски, которые клиент действительно оплатил.
ССТ: Ожидания от каско у всех примерно одинаковые, хотя многие клиенты пытаются сэкономить на его стоимости. Страховые компании предлагают акции и скидки. Какие минусы у этой практики?
А. Я.: Главное условие для формирования доверия и будущей лояльности — чтобы клиент действительно понимал, за счет чего полис стал дешевле, чем у конкурента, и какую часть риска он принял на себя. Все должно быть максимально прозрачно. При урегулировании убытка не должно возникать ощущения обмана. По сути, мы снова возвращаемся к базовым договоренностям, которые должны быть четко зафиксированы и однозначно поняты обеими сторонами и закреплены в полисе, правилах страхования и КИДе.
Здесь роль ВСС могла бы быть очень важной — закреплять термины, разрабатывать обучающие материалы и методические рекомендации, чтобы у всех участников рынка было единое понимание правил и подходов.
ССТ: Действительно, изучить сотню страниц правил страхования каско невозможно, но ведь речь в целом должна идти об одном и том же в любой компании. Могут ли существовать единые для всех страховщиков типовые правила страхования? В чем может быть роль ВСС для уменьшения количества споров?
А. Я.: Единый базовый продукт на основе типовых правил страхования в каждом виде страхования, конечно, необходим. Например, можно было бы принять рынком единое «базовое каско», понятное и логичное большинству граждан. Его можно сделать отправной точкой, включить в программы финансовой грамотности и использовать как стержневой продукт при рассказе о новых продуктах каско и предлагаемых отклонений от «базового».
В таком случае и диалог с клиентом будет проще — базовый продукт будет сопоставим с другими страховщиками по цене, а при персонализации клиенту нет необходимости повторять длинный перечень условий договора, а подсвечивать лишь отклонения конкретного продукта от базового.
Тогда и глубина понимания будет лучше, и взаимного раздражения станет меньше. Здесь роль ВСС могла бы быть очень важной — закреплять термины, разрабатывать обучающие материалы и методические рекомендации, чтобы у всех участников рынка было единое понимание правил и подходов. Это помогло бы уйти от ситуации, когда трактовку условий договора приходится выяснять уже в суде.
ССТ: Останется ли при этом свобода для «творчества», и как делать индивидуальные страховые продукты?
А. Я.: Даже в базовом продукте разброс цен будет заметным: страховщики по-разному трактуют основные риск-факторы: возраст, стаж, страховую историю для «моторов» или материалы дома и пожарную защиту для страхования жилья. У страховщиков разные возможности по стоимости урегулирования убытков в зависимости от объемов и выстроенных отношений с конкретными дилерами. Я не предлагаю работать только с базовым каско — опираясь на него, легче показывать отклонения при индивидуализации условий страхования.
ССТ: Как исключить ситуации, когда клиент убрал из договора часть покрытия ради снижения цены, но потом требует выплату по этим рискам?
А. Я.: Для снижения стоимости полиса каско есть простые и понятные инструменты, вроде установленной сигнализации или примененной франшизы. Около 80 % клиентов включают франшизу в каско и таким образом получают значительную экономию. Но на стороне страховщиков тоже есть «хитрые» способы получения конкурентного преимущества — например, неразъясненные понятия «уменьшаемая страховая сумма» или требования к ночному хранению автомобиля — хоть дают минимальную экономию, а недовольство в итоге вызывают огромное. Простой пример: клиент страхует машину за 2 млн руб., а при угоне через 10 месяцев получает выплату всего 1,8 млн, потому что в правилах страхования применена уменьшаемая страховая сумма с темпом 1 % в месяц. Формально страховщик прав, но клиент при заключении договора не понимал этого и чувствует себя обманутым, хотя ему при выплате показали этот пункт правил страхования — мол, такой риск и был оплачен. Именно такие ситуации подрывают доверие к рынку.
В базовом продукте все термины должны пониматься однозначно, соответствовать логичным ожиданиям клиента, а как раз при желании клиента снизить стоимость, «подсвечивать», за счет чего экономия может быть достигнута. Но точно «экономию» нельзя формировать за счет недосказанности или сложных терминов, лишь недавно закрепленных в законодательстве, типа «условной франшизы», или вовсе там отсутствующих.
ССТ: Часто ли встречаются жалобы, например, на непонятные условия при покупке автомобиля в кредит?
А. Я.: Да, это типичная ситуация. В момент покупки автомобиля человек думает о машине, а не о многостраничных правилах страхования и кредитном договоре. Под кредитные программы часто «формируют» сокращение защиты, чтобы снизить нагрузку на клиента. В итоге ожидания и реальность расходятся, что и приводит к конфликтам.
ССТ: Как ваша компания рассматривает ситуации, когда клиент не совсем прав?
А. Я.: Если событие клиента действительно отвечает признакам «вероятности и случайности наступления» и носит неумышленный характер, входит в целом в понятийный аппарат, то страховщик должен трактовать событие в пользу клиента.
Приведу пример: человек получил удар током при проведении производственных работ, но такой риск не был прямо поименован в договоре, хотя и предусматривалась защита по широкому спектру производственных событий. В подобных ситуациях страховщик должен вставать на сторону клиента и не настаивать на определении риска «до точного побуквенного определения».
ССТ: Но страховщик должен платить только за то, что клиент купил?
А. Я.: Конечно. Именно поэтому так важно четко закрепить всю терминологию, а страхователям — дать единое понимание защиты. Если условная и безусловная франшиза все же появились в законодательстве с 2013 года, то «агрегатная страховая сумма», «паушальная система» и подобные термины до сих пор остаются на уровне практики делового оборота. Формулы уменьшения страховой суммы, уровни признания убытка «тотальным» — все это предмет для тщательного разъяснения страхователям. Разные субъекты — страховщики, омбудсмены, судьи — должны одинаково трактовать все эти понятия. Пока этого нет, споры неизбежны: клиент уверен, что он застрахован «от всех рисков», а оказывается, что по правилам компании его событие — в каких-то исключениях или оговорках. Мелкий фол, зацепки в правилах с целью снижения размера выплаты, массовые отказы в выплатах в отдельных сегментах страхования — это то, что разрушает общее доверие к страховой отрасли.
ССТ: На что должен обращать внимание клиент при выборе страховщика? Может ли помочь регулятор или финансовый омбудсмен?
А. Я.: Клиент покупает «обещание страховщика» — страховщик обязуется заплатить, если что-то из закрепленного в полисе случится. Важно, чтобы обе стороны одинаково понимали границы этого обещания. Если компания начнет платить за то, что не обещала, она обанкротится. Если не будет платить за то, что обещала, потеряет клиентов.
Но клиенту необходимо ориентироваться не только на цену и рейтинг надежности, но и на практику работы компании с потребителями. Здесь важна роль Банка России и финансового уполномоченного. Хорошим публичным индикатором может стать статистика отказов в выплатах и количество споров с финансовым уполномоченным в разрезе продуктов и финансовых организаций.
Справедливо сказал глава Центробанка Турции в кулуарах Международного Финансового Конгресса IFC-2025: «На финансовом рынке должны выживать сильнейшие, а не хитрейшие». Именно мелкие уловки, в т. ч. спрятанные в сложной документации, подрывают доверие клиентов.