- 12 декабря, 2025
Просто и честно
Простой клиентский путь с понятным описанием и привлекательной ценой, без «звездочек» и мелкого шрифта — таким видится идеальный страховой продукт для маркетплейса. Заместитель генерального директора СК «Согласие» Андрей Ковалев и советник по взаимодействию с государственными органами Денис Макаров рассказали о новом клиентском пути в покупке автомобилей и страхования.
ССТ: Как сегодня меняется клиентский путь при покупке автомобилей и приобретении полисов страхования?
Андрей Ковалев: Самый интересный тренд зарождается сейчас как альтернатива дилерскому каналу. Есть покупка автомобилей на маркетплейсах. Такие компании как Wildberries или Ozon давно запустили продажу автомобилей. Таким образом, налаживается более прямая связь клиента и производителя авто.
ССТ: Почему вообще такой тренд возник? Ведь в салоне красиво, там приятный сервис: можно кофе попить, можно машину посмотреть, можно тест- драйв провести. Разве маркетплейсы дают такие возможности?
Денис Макаров: Клиенту очень важна прозрачная цена продукта, без дополнительных опций, и возможность сравнивать цены. Поэтому очень часто, и это происходит не только с автомобилями, клиенты уходят в сегмент, который позволяет выбирать в электронном пространстве. То есть предварительно они выбирают товар вживую, в нашем случае — смотрят и тестируют автомобиль в салоне, а совершать покупку идут в интернет.
А. К.: На рынке есть такое понятие, как ROPO — Research Online, Purchase Offline или Исследование Онлайн, Покупка Офлайн. Это явление, при котором покупатели сначала изучают товары в интернете, а потом покупают их в офлайн-магазине. Мы сейчас видим обратный ROPO-эффект или Showrooming. Это ситуация, когда потребители изучают товары в физических магазинах, чтобы примерить, оценить качество и свойства продукта, а затем находят и покупают его в интернете, например, на маркетплейсах.
ССТ: Этот эффект будет расти и развиваться?
Д. М.: Производители заинтересованы в том, чтобы снизить давление на клиентский путь и на саму покупку автомобиля. Они вполне себе заинтересованы в том, чтобы поддерживать маркетплейсы, это современный цифровой путь продаж автомобиля. Это часто бывает и дешевле, и проще.
Со временем, вероятно, можно будет сделать один шоурум конкретного производителя или проводить совместные акции дилеров и маркетплейсов, что тоже помогает в продвижении электронной покупки автомобилей.
ССТ: Насколько выгоднее можно купить на маркетплейсе — какой может быть разница цен?
Д. М.: Пока цены максимально похожи. На маркетплейсах готовые к продаже автомобили, в офлайн магазине всегда предлагают опции (что тоже востребовано).
ССТ: Кто те люди, которые предпочитают цифровые технологии для важных покупок?
А. К.: Во-первых, это более современные клиенты, которые легко осваивают новые цифровые клиентские пути, как правило — более молодые люди. Они в целом привыкли к покупкам онлайн.
Вторая группа — те, кто перед покупкой проводят мини-маркетинговые исследования рынка. Можно сказать, это полупрофессиональные клиенты с точки зрения того, как глубоко они изучают сам рынок и просчитывают абсолютно все детали покупки. Они изучают, какие есть схемы с точки зрения кредитования, страхования, комплектации и т. д., и выбирают уже максимально точные для себя параметры. Такой клиент знает, где он может получить именно то, что хочет, по минимальной цене. Ясно, что такому клиенту маркетплейсы помогают не объезжать все шоурумы и всех дилеров, а гораздо быстрее собирать и эффективно анализировать информацию. Думаю, что это основной профиль потребителя маркетплейсов.
ССТ: А где место страхованию в этой системе?
Д. М.: Например, при приобретении автомобилей на Wildberries есть партнер, который предлагает автострахование. Кажется, что это очень удобно и вполне традиционно, чтобы тебе доставили твой продукт, который дополняется уже всеми так называемыми «кроссами»: кредит, страхование возможных рисков, какие-то другие сервисные продукты.
У дилеров также будет плавное смещение в цифровой клиентский путь, что обеспечит здоровую конкуренцию за клиента. Просто пока переток еще носит незначительные объемы, но он потихоньку будет расти.
А. К.: Для страховщиков появился и активно развивается новый канал продаж. Нам нужно наблюдать за его развитием, помогать в его формировании и обращать внимание партнеров на то, насколько удобен этот клиентский путь, в том числе и по условиям, и по давлению на цену продукта для потребителя. Маркетплейсы — это более высококонкурентная площадка, ее поддерживают производители. Это очевидно.
ССТ: Но если у маркетплейсов есть свои страховщики, разве они допустят к клиенту другие компании?
Д. М.: У всех страховых компаний сегодня основные каналы продаж по-прежнему находятся не в области маркетплейсов. Но мы обращаем внимание на этот сегмент, поскольку рынок будет туда смещаться.
На сегодняшний момент, условно, своя компания маркетплейса справляется с объемом. Но если продажи вырастут до тех объемов, которые сейчас дают другие канала продаж, то собственных ресурсов одной компании может не хватить. Кроме того, на рынке всегда должны быть варианты и здоровая конкуренция. Тогда сервис или качество продукта будет лучше, чем у одной эксклюзивной компании.
ССТ: Какими характеристиками должен обладать продукт для сегмента маркетплейсов?
А. К.: Я уверен, что для этого продукта есть свои, очень характерные черты. Это удобство покупки с минимальными кликами. Это простейшее его описание. То есть клиент не должен изучать многомиллионные страницы правил страхования. Ну и цена, конечно: на входе она должна быть достаточно привлекательной.
Д. М.: Это должно быть полноценное каско, иначе возникают риски, что такие продукты не будут продаваться на маркетплейсах. Иными словами, это полис со стандартным покрытием, который является понятным, привлекательным и простым для современного клиента, привыкшего к цифровым продуктам. Простой клиентский путь с понятным описанием и привлекательной ценой, при этом без «звездочек», которые говорят о том, за что страховщик не заплатит. Такой продукт больше всего подходит именно к продаже автомобилей на маркетплейсах.
Маркетплейсы — это более высококонкурентная площадка, ее поддерживают производители
ССТ: А что будет с дилерами, если все уйдут покупать на маркетплейсы? Они закроются?
А. К.: Я думаю, что у дилеров также будет плавное смещение в цифровой клиентский путь, что обеспечит здоровую конкуренцию за клиента. Просто пока переток еще носит незначительные объемы, но он потихоньку будет расти.
ССТ: Помните, был такой тренд, когда в автосалонах продавали самые разные полисы, и ДМС, и личное какое-то страхование, чтобы насыщать сервисную составляющую. На маркетплейсах тот же тренд?
Д. М.: Это естественно, что страховые продукты, которые клиент имел возможность приобрести в дилерском канале, должны быть доступны и на маркетплейсе. Такие площадки точно предлагают продукт с актуальным набором. Если каско, значит — каско в стандартном покрытии, как правило, сопоставимым с сегодняшним базовым. ОСАГО, я думаю, всегда там будет предлагаться как кросс, как это делается в большинстве случаев при продаже автомобилей через дилерский канал.
ССТ: Когда страхование активно продавалось через банки, банки очень сильно задирали комиссию. Если маркетплейс станет существенным каналом продаж для страховщика, могут возникнуть подобные проблемы с его комиссией?
А. К.: Нет, потому что маркетплейс завоевывает свою территорию. Ему сейчас, наоборот, выгодно максимальное доверие к этому каналу продаж получить. Поэтому я уверен, что они не заинтересованы в том, чтобы накручивать дополнительную маржу. И в этом заключается его привлекательность для всех участников.