- 12 декабря, 2025
Инновации меняют правила игры
Страхование уже давно не ассоциируется только с бумажными полисами и длинными процедурами. Рынок движется к полностью цифровым продуктам, где тарифы рассчитываются индивидуально, а часть процессов происходит без участия человека. Какие технологии формируют новое страхование и каким оно станет в ближайшие годы — обсуждаем с генеральным директором страховой компании «Абсолют Страхование» Дмитрием Руденко.
ССТ: Как меняются страховые продукты в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта?
Дмитрий Руденко: Страховщики достаточно быстро для финансовой отрасли научились реагировать на изменения рынка. Мы ориентируемся на то, как люди привыкли пользоваться цифровыми сервисами в обычной жизни, и стремимся обеспечивать такой же удобный и быстрый клиентский путь в страховании. Теперь страховой полис можно купить онлайн так же просто, как обычный товар на маркетплейсе.
ССТ: А меняется ли сама страховая услуга?
Д. Р.: Да, продукт эволюционирует вместе с рынком и расширением доступа страховщиков к данным. Чем больше информации у нас есть, тем проще и точнее мы можем рассчитывать тариф. Мы все чаще предлагаем клиентам персонализированную стоимость, а не усредненные параметры. Это серьезный шаг вперед.
Например, на рынке автострахования цены на запчасти растут заметно быстрее инфляции, однако тарифы растут не так же быстро. Это свидетельствует о том, что мы более точно оцениваем риски, и продукт становится более ценным для потребителя.
Другой пример — однодневные полисы, которые уже доступны на рынке. Еще 10 лет назад такое казалось невероятным, а сегодня это рабочая модель: мы можем точно просчитать риск и стоимость даже для очень коротких периодов.
ССТ: Вы предлагаете персональный набор рисков или корректируете цену базового продукта?
Д. Р.: Мы движемся к персональным решениям. Если человек страхуется у нас много лет, мы хорошо понимаем его поведение: как эксплуатируется автомобиль, сколько у него объектов недвижимости, где они расположены. На основе этой информации мы формируем индивидуальные предложения. Эра полностью «коробочных» продуктов постепенно уходит.
Мы движемся к персональным решениям. Если человек страхуется у нас много лет, мы хорошо понимаем его поведение. На основе этой информации мы формируем индивидуальные предложения.
ССТ: Как работает страхование по подписке?
Д. Р.: По сути, как подписка в онлайн-кинотеатре. Клиент выбирает нужное покрытие из предложенных вариантов, страховая премия списывается ежемесячно. Это особенно востребовано в страховании недвижимости: в личном кабинете управляющей компании можно просто поставить галочку — хочу застраховать жилье — и убрать ее в любой момент.
ССТ: Есть ли продукты, которые работают полностью без участия человека — только при помощи ИИ?
Д. Р.: Полностью автоматического страхования без участия человека пока не существует. Искусственный интеллект — это мощный инструмент, но его работу нужно контролировать.
Теперь страховой полис можно купить онлайн так же просто, как обычный товар на маркетплейсе
Самые простые и массовые решения — речевая аналитика и распознавание документов. Сейчас это используется повсеместно, не только в страховании. Страховщики по некоторым продуктам используют ИИ по в расчете тарифов.
ИИ помогает обрабатывать больше операций без увеличения штата. Но ожидать, что искусственный интеллект приведет к многократному сокращению персонала, не стоит.
ССТ: Есть ли области, где применение ИИ недопустимо?
Д. Р.: Ключевые стратегические решения пока принимает человек. Однако, уже сегодня мы иногда не можем с уверенностью сказать, общаемся мы с человеком или с роботом. ИИ — это отражение нашего будущего.
ССТ: Какие ограничения препятствуют более широкому применению ИИ в страховании?
Д. Р.: Страхование — консервативная сфера: мы обязаны тщательно контролировать риски и резервы. Поэтому искусственный интеллект, который мы используем, должен работать внутри нашего закрытого контура. Страховщики не могут использовать общедоступные модели вроде DeepSeek или любых открытых языковых моделей. Каждое решение необходимо разворачивать в собственном закрытом контуре, и это требует больших ресурсов: мощные сервера, облачная инфраструктура, большие хранилища данных.
Одним из факторов, сдерживающих темп внедрения ИИ в страховании и других профессиональных областях, является время, необходимое на появление единых и взвешенных технологических подходов в семействе решений по ИИ, позволяющих обеспечить рациональное использование ресурсов и высокий уровень доверия к результатам их работы.
Чем глубже мы уходим в цифровизацию, тем актуальней вопрос защиты данных и инфраструктуры, и тем больше необходимо инвестировать в кибербезопасность.
ССТ: А есть нормативные ограничения?
Д. Р.: Скорее наоборот — регулятор поддерживает цифровизацию и активно взаимодействует с рынком. Банк России открыт для диалога: можно запускать пилотные продукты и тестировать новые решения в «песочнице». Если бизнес-модель понятна, а риски прозрачны, вероятность поддержки — 99,9 %.
Одним из факторов, сдерживающих темп внедрения ИИ в страховании, является время, необходимое на появление единых и взвешенных подходов
ССТ: Как, по вашему мнению, искусственный интеллект изменит отрасль в ближайшие 5–10 лет?
Д. Р.: Качество страховых услуг будет расти. ИИ сделает тарифы еще более справедливыми, а процессы покупки полиса и урегулирования страхового случая — быстрее и точнее.
Представьте: система «Умный дом» фиксирует протечку трубы, автоматически отправляет заявку в страховую, сообщает клиенту о выплате и согласовывает визит ремонтной службы. Страхование в этом случае становится частью большой экосистемы.
И это наше будущее, мы развиваем такие решения больше 10 лет.
ИИ помогает обрабатывать больше операций без увеличения штата. Но ожидать, что искусственный интеллект приведет к многократному сокращению персонала, не стоит.

ССТ: Какие еще высокотехнологичные направления вы развиваете?
Д. Р.: Мы активно работаем со страхованием беспилотников — на рынке всего несколько компаний, которые системно этим занимаются. Страхование всегда следует за развитием технологий: появляются новые устройства, новые риски — значит, нужны новые продукты. Сегодня это беспилотные трамваи, завтра — беспилотные такси.
В ближайшие годы ИИ-помощники станут привычными. Достаточно будет сказать: «Салют, я лечу в Таиланд на пять дней, оформи страховку» — и помощник сам подберет оптимальное покрытие, исходя из потребностей страхователя, оформит и оплатит полис.
Мы уже смело двигаемся в будущее: например, страховщики получили доступ к камерам на МКАД по запросу. В перспективе страховщики получат онлайн доступ ко всем городским камерам. При ДТП данные будут автоматически передаваться в страховую компанию: ИИ определит участников, обстоятельства, виновника. Не нужно ждать ГИБДД и заполнять документы — решение и выплата будут происходить за минуты. От этого, несомненно, выиграет город, и мы избавимся от пробок и повторных ДТП.
Если смотреть еще дальше, с развитием беспилотного транспорта автомобили и инфраструктура будут обмениваться данными. Автомобили смогут передавать друг другу данные. Это сделает движение безопаснее, система просто не позволит, например, проезжать на красный свет и др.
Страхование будущего — цифровое, и страховщики уже сейчас создают технологии, чтобы ускорить этот момент.