• 12 декабря, 2025

Инновации меняют правила игры

Руденко Дмитрий

Генеральный директор «Абсолют Страхование»

Инновации меняют правила игры

Страхование уже давно не ассоциируется только с бумажными полисами и длинными процедурами. Рынок движется к полностью цифровым продуктам, где тарифы рассчитываются индивидуально, а часть процессов происходит без участия человека. Какие технологии формируют новое страхование и каким оно станет в ближайшие годы — обсуждаем с генеральным директором страховой компании «Абсолют Страхование» Дмитрием Руденко.

ССТ: Как меняются страховые про­дукты в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта?

Дмитрий Руденко: Страховщики доста­точно быстро для финансовой отрасли научились реагировать на изменения рынка. Мы ориентируемся на то, как люди привыкли пользоваться циф­ровыми сервисами в обычной жизни, и стремимся обеспечивать такой же удобный и быстрый клиентский путь в страховании. Теперь страховой полис можно купить онлайн так же просто, как обычный товар на маркетплейсе.

ССТ: А меняется ли сама страховая услуга?

Д. Р.: Да, продукт эволюциониру­ет вместе с рынком и расширением доступа страховщиков к данным. Чем больше информации у нас есть, тем проще и точнее мы можем рассчиты­вать тариф. Мы все чаще предлагаем клиентам персонализированную сто­имость, а не усредненные параметры. Это серьезный шаг вперед.

Например, на рынке автострахования цены на запчасти растут заметно бы­стрее инфляции, однако тарифы растут не так же быстро. Это свидетельствует о том, что мы более точно оцениваем риски, и продукт становится более ценным для потребителя.

Другой пример — однодневные поли­сы, которые уже доступны на рын­ке. Еще 10 лет назад такое казалось невероятным, а сегодня это рабочая модель: мы можем точно просчитать риск и стоимость даже для очень ко­ротких периодов.

ССТ: Вы предлагаете персональный набор рисков или корректируете цену базового продукта?

Д. Р.: Мы движемся к персональным решениям. Если человек страхуется у нас много лет, мы хорошо понимаем его поведение: как эксплуатируется автомобиль, сколько у него объектов недвижимости, где они расположены. На основе этой информации мы фор­мируем индивидуальные предложения. Эра полностью «коробочных» продук­тов постепенно уходит.

Мы движемся к пер­сональным решениям. Если человек страхуется у нас много лет, мы хорошо понимаем его поведение. На основе этой информации мы формируем индивиду­альные предложения.

ССТ: Как работает страхование по под­писке?

Д. Р.: По сути, как подписка в он­лайн-кинотеатре. Клиент выбирает нужное покрытие из предложенных вариантов, страховая премия списывается ежемесячно. Это особен­но востребовано в стра­ховании недвижимости: в личном кабинете управляющей компании можно просто поставить галочку — хочу застрахо­вать жилье — и убрать ее в любой момент.

ССТ: Есть ли продукты, которые рабо­тают полностью без участия человека — только при помощи ИИ?

Д. Р.: Полностью автоматического страхования без участия человека пока не существует. Искусственный интел­лект — это мощный инструмент, но его работу нужно контролировать.

Теперь страховой полис можно купить онлайн так же просто, как обычный товар на маркетплейсе

Самые простые и массовые ре­шения — речевая аналитика и рас­познавание документов. Сейчас это используется повсеместно, не только в страховании. Страховщики по не­которым продуктам используют ИИ по в расчете тарифов.

ИИ помогает обрабатывать больше операций без увеличения штата. Но ожидать, что искусственный интеллект приведет к многократному сокраще­нию персонала, не стоит.

ССТ: Есть ли области, где применение ИИ недопустимо?

Д. Р.: Ключевые стратегические реше­ния пока принимает человек. Однако, уже сегодня мы иногда не можем с уверенностью сказать, общаемся мы с человеком или с роботом. ИИ — это отражение нашего будущего.

ССТ: Какие ограничения препятствуют более широкому применению ИИ в стра­ховании?

Д. Р.: Страхование — консерватив­ная сфера: мы обязаны тщательно контролировать риски и резервы. Поэтому искусственный интеллект, который мы используем, должен работать внутри нашего закрыто­го контура. Страховщики не могут использовать общедоступные модели вроде DeepSeek или любых открытых языковых моделей. Каждое решение необходимо разворачивать в собствен­ном закрытом контуре, и это требует больших ресурсов: мощные сервера, облачная инфраструктура, большие хранилища данных.

Одним из факторов, сдерживающих темп внедрения ИИ в страховании и других профессиональных областях, является время, необходимое на появ­ление единых и взвешенных технологи­ческих подходов в семействе решений по ИИ, позволяющих обеспечить рациональное использование ресурсов и высокий уровень доверия к результа­там их работы.

Чем глубже мы уходим в цифрови­зацию, тем актуальней вопрос защи­ты данных и инфраструктуры, и тем больше необходимо инвестировать в кибербезопасность.

ССТ: А есть нормативные ограниче­ния?

Д. Р.: Скорее наоборот — регулятор поддерживает цифровизацию и актив­но взаимодействует с рынком. Банк России открыт для диалога: можно запускать пилотные продукты и тести­ровать новые решения в «песочнице». Если бизнес-модель понятна, а риски прозрачны, вероятность поддержки — 99,9 %.

Одним из факторов, сдерживающих темп внедрения ИИ в страховании, является время, необходимое на появление единых и взвешенных подходов

ССТ: Как, по вашему мнению, искус­ственный интеллект изменит отрасль в ближайшие 5–10 лет?

Д. Р.: Качество страховых услуг будет расти. ИИ сделает тарифы еще более справедливыми, а процессы покупки полиса и урегулирования страхового случая — быстрее и точнее.

Представьте: система «Умный дом» фиксирует протечку трубы, автомати­чески отправляет заявку в страховую, сообщает клиенту о выплате и согла­совывает визит ремонтной службы. Страхование в этом случае становится частью большой экосистемы.

И это наше будущее, мы развиваем такие решения больше 10 лет.

ИИ помогает обрабатывать больше операций без увеличения штата. Но ожидать, что искусственный интеллект приведет к многократному сокращению персонала, не стоит.

ИИ помогает обрабаты- вать больше операций без увеличения штата. Но ожидать, что искус- ственный интеллект при- ведет к многократному сокращению персонала, не стоит.

ССТ: Какие еще высокотехнологичные направления вы развиваете?

Д. Р.: Мы активно работаем со стра­хованием беспилотников — на рынке всего несколько компаний, которые системно этим занимаются. Страхова­ние всегда следует за развитием техно­логий: появляются новые устройства, новые риски — значит, нужны новые продукты. Сегодня это беспилотные трамваи, завтра — беспилотные такси.

В ближайшие годы ИИ-помощники станут привычными. Достаточно будет сказать: «Салют, я лечу в Таиланд на пять дней, оформи страховку» — и помощник сам подберет оптимальное покрытие, исходя из потребностей стра­хователя, оформит и оплатит полис.

Мы уже смело двигаем­ся в будущее: например, страховщики получи­ли доступ к камерам на МКАД по запросу. В перспективе страхов­щики получат онлайн доступ ко всем городским камерам. При ДТП дан­ные будут автоматически передаваться в страховую компанию: ИИ определит участников, обстоятельства, виновника. Не нужно ждать ГИБДД и заполнять докумен­ты — решение и выплата будут проис­ходить за минуты. От этого, несомнен­но, выиграет город, и мы избавимся от пробок и повторных ДТП.

Если смотреть еще дальше, с развити­ем беспилотного транспорта автомо­били и инфраструктура будут обмени­ваться данными. Автомобили смогут передавать друг другу данные. Это сделает движение безопаснее, система просто не позволит, например, проез­жать на красный свет и др.

Страхование будущего — цифровое, и страховщики уже сейчас создают технологии, чтобы ускорить этот момент.

Похожие статьи

Ценность растет в экосистемах

Ценность растет в экосистемах

Новые стандарты клиентской ценности страхования создаются сейчас в рамках маркетплейсов и агрегаторов. Генеральный директор ГК Зетта Страхование Игорь Фатьянов рассказал, как…
Новые кадры для нового страхования

Новые кадры для нового страхования

Современные реалии формируют новые вводные для страховой отрасли, которые требуют все больше и больше профессионалов для достижения целей страховщиков на быстроменяющемся…

Почти половина россиян консультируются на тему здоровья у ИИ

Россияне все активнее обращаются к искусственному интеллекту по вопросам здоровья. Как показало исследование Росгосстраха, почти половина (47%) россиян используют ИИ для…