- 13 декабря, 2025
НСИС наращивает компетенции
Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По его мнению, у сервисов АИС есть большой потенциал с точки зрения полезности и востребованности для страховых компаний и других пользователей.
ССТ: В начале года мы с вами обсуждали задачи на 2025 год: стабилизация страховой инфосистемы, устранение технического долга по доработкам системы в рамках заказов со стороны РСА, ВСС, требований законодательства, собственного бэклога, а также повышение качества данных в АИС страхования. Какие задачи удалось решить в полном объеме, а над чем еще нужно работать?
Николай Галушин: Мы занимаемся всеми вопросами — невозможно повысить качество данных, просто выметая сор из системы. Нужно, чтобы новая информация поступала проверенной, выверенной и полной. Мы взаимодействуем с Банком России, со страховщиками, чтобы радикально повысить качество данных. В самое ближайшее время должна заработать наша интеграция с МВД (ГУОБДД и ГУВМ), что также будет способствовать улучшению качества данных в АИС страхования.
Мы продолжаем дорабатывать АИС страхования, выполняя требования регулятора — запущена «Белая карта» во взаимодействии с белорусскими коллегами (ББТС), внесены изменения в связи с появлением нового тарифного коэффициента для мототехники. Сейчас создается новый модуль — ДМС иностранных граждан. Проходят доработки системы по требованию ВСС и РСА.
Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка нашей работой
Мы в течение текущего года полностью забираем на себя всю разработку, принимая в полном объеме на себя ответственность за систему, ее техническую поддержку, сроки выполнения работ, операционную надежность и непрерывность деятельности. Развитие компетенций внутри команды ориентировано на повышение отказоустойчивости АИС страхования, что является, наравне с информационной безопасностью, нашей ключевой задачей.
ССТ: Вы говорили о том, что НСИС еще предстоит завоевать любовь и уважение со стороны страхового рынка, акционера, общества, вообще всех пользователей системы. Какие сервисы, реализованные в 2025 году, помогли решить эту задачу?
Н. Г.: Скажу, что пока любовь мы не завоевали. У нас было несколько аварий, которые приводили к обоснованным нареканиям в наш адрес.
В течение 2025 года по основным системам АИС страхования мы постепенно забираем модули с внешней технической поддержки на сформированную в компании команду, перенимая компетенции, дорабатывая систему уже внутри, анализируя ошибки, настраивая инструменты мониторинга и предупреждения аварий. Все эти действия должны быть завершены до конца текущего года.
Надеюсь, что бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка нашей работой. А коммерческие сервисы и скорость их разработки, доработки до требований конкретного заказчика позволят нам и нашим данным быть более полезными и востребованными для страховых компаний и других пользователей АИС страхования.
ССТ: Как часто НСИС получает запросы по данным КБМ и можно ли сказать, что сейчас прекращены возможности манипулирования значениями КБМ?
Н. Г.: Часто ли?! Постоянно! Мы получили более 65 тыс. обращений на сайте, в личном кабинете пользователя АИС страхования по поводу данных, содержащихся в страховой истории гражданина, и в первую очередь — по поводу несогласия с величиной КБМ.
Порой проблем нет вовсе: человек поменял паспорт или водительское удостоверение, не проинформировал свою страховую компанию, а когда начинает оформление полиса онлайн, то он с новыми документами воспринимается как новый клиент с соответствующим КБМ. Мы видим, что исправить ситуацию можно легко, однако у НСИС нет сейчас полномочий по внесению изменений в данные, которые содержатся в АИС страхования. Мы рекомендуем человеку обратиться в страховую компанию. Получается совсем не клиентоориентированно, особенно в условиях, когда сам полис ОСАГО можно оформить, сидя дома на любимом диване.
Но есть и более серьезные проблемы, когда происходит «склейка» двух водителей — с плохим КБМ и того, у которого КБМ низкий. Это делается для того, чтобы искусственно улучшить КБМ для плохих водителей. Совершать подобные манипуляции могут только те, кто на стороне страховой организации имеет возможность вносить изменения в информационные системы, оформляя договоры ОСАГО. Получается, что делают это либо сотрудники страховых компаний, либо представители страховщиков.
К сожалению, информация по страховым посредникам в АИС страхования не передается. Но если бы передавалась, то можно было бы проанализировать портфель каждого страхового агента на предмет отклонений конкретного портфеля по «склейкам», уровню расторжений, досрочных прекращений от среднего значения на рынке для того, чтобы предотвращать недобросовестные действия и практики, реализуемые страховыми посредниками.
ССТ: Получается, сейчас вы бессильны?
Н. Г.: Сейчас мы вынуждены блокировать действия, направленные на внесение множественных изменений в договор ОСАГО. Эти блокировки должны привести к тому, что будет невозможно совершать операции по искусственному «склеиванию» хороших и плохих водителей. Ведь водители, у которых в результате такой операции испорчен КБМ, и являются теми, кто жалуется в НСИС на некорректные данные КБМ при отсутствии ДТП, в которых гражданин был признан виновной стороной.
Поскольку дискредитация КБМ происходила через последовательные изменения, вносимые в договоры страхования, то реализован сервис, который оповещает страхователей о действиях, которые происходят с их договорами ОСАГО (внесение изменений, расторжение и др.). В результате страхователь своевременно на свою электронную почту получит письмо о том, что вносятся изменения в его полис ОСАГО, и если действия им не санкционированы, это будет основанием, чтобы предпринимать действия со своей страховой компанией.
Все это направлено на то, чтобы снизить количество жалоб на КБМ, свою страховую историю, повысить качество данных в АИС страхования, снизить нагрузку на систему и сотрудников компании, повысить доверие к страхованию в целом. Прямой контакт с рынком, с представителями служб безопасности страховых компаний способствует тому, чтобы при обнаружении нестандартных действий или недобросовестных практик блокировать их, взаимодействуя непосредственно и оперативно.
ССТ: Какие еще сервисы для страховщиков по борьбе с мошенничеством планируется запустить до конца года и в следующем году? Каким образом НСИС может выявлять мошеннические действия автовладельцев?
Н. Г.: По этому направлению все происходит медленнее, чем мы рассчитывали. Сейчас, собственно, уже давно, развернуты все отчеты (и даже больше), которые действовали во времена АИС ОСАГО и РСА в борьбе со страховым мошенничеством. Но задача стоит более масштабная — контроль за организованными группами людей, которые специализируются на страховом мошенничестве, учитывая то, что НСИС собирает информацию не только по моторным видам страхования.
Более высокая частотность событий, повторяемость участников ДТП, изменение ролей в ДТП, набор водителей и лиц, допущенных к управлению, множественность договоров страхования (двойное и т.д. страхование) — вот лишь небольшой перечень направлений, в отношении которых будут осуществлены контроли и настройки.
Мы согласовываем функциональные требования с ВСС и РСА, потом будет согласован подрядчик и стоимость работ. Планируем, что у нас будет единственный заказчик продуктов по мошенничеству в лице ВСС или РСА, который уже будет строить дальнейшее информационное взаимодействие с СК.
ССТ: Как широко НСИС использует искусственный интеллект и для решения каких задач?
Н. Г.: Мы используем ИИ в тех направлениях, где это целесообразно. Например, для повышения качества нашей работы — это проект по технической поддержке. Или для снижения количества ручного труда — цифровая обработка поступающих в компанию запросов (а это более 180 тыс. за 10 месяцев 2025 года) с подготовкой ответов на основе информации из АИС страхования без участия человека.
Но есть и более серьезные проблемы, когда происходит «склейка» двух водителей — с плохим КБМ и того, у которого КБМ низкий. Это делается, чтобы искусственно улучшить КБМ для плохих водителей.
ИИ — это не только модное понятие, не только помощник, это еще и дополнительные инвестиции в инфраструктуру, программирование, обучение, настройки, контроли, электричество, аренда помещений под размещение оборудования и др. Расширение сфер применения ИИ напрямую зависит от финансовых ожиданий от такого внедрения — что компания выиграет по деньгам при его использовании. Так строятся будущие проекты по расширению сферы применения ИИ в АО «НСИС». Сейчас мы не используем ИИ в написании кода. Пока. Но можно использовать ИИ для поиска несовершенства кода или уязвимостей.
ССТ: Новый сервис риск-офиса РНПК и НСИС даст гражданам и бизнесу информацию об актуальных угрозах наводнений и землетрясений с учетом географии расположения жилых и производственных объектов в различных регионах России. Каких результатов планируется достичь?
Н. Г.: Пока мы никуда не сдвинулись. Основная тема для совместной работы — это контроль за объемом кумуляции в зонах, подверженных природным катастрофам, и оповещение граждан о том, что их жилье, находящееся по конкретному адресу, располагается в опасных зонах, подверженных наводнениям, землетрясениям и др.
База данных по жилью граждан стала наполняться только с 1 апреля 2024 года — исторических данных по жилью, увы, нет. Полученная от ВСС информация не содержала персональных данных и оцифрованной территории страхования — использовать эти данные в АИС страхования было невозможно.
ССТ: Реализация каких сервисов для страховщиков запланирована на следующий год?
Н. Г.: Сейчас это продукты в области борьбы со страховым мошенничеством. В рамках мероприятий по защите бюджета на 2026 год мы подготовили План развития АИС страхования, который должен до вынесения на утверждение Советом директоров АО «НСИС» проходить согласование с Комитетом пользователей. Мы ожидаем предложений со стороны РСА, ВСС и ведущих страховых компаний по работам, которые, по мнению рынка, должны быть включены в наши планы на 2026 год.