- 10 мая, 2023
- 142
ФИНАНСОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ: ЕСТЬ ВРЕМЯ НАСТРОИТЬ СИСТЕМУ
В преддверии внедрения электронного урегулирования по ОСАГО в добровольном порядке мы поговорили с финомбудсменом о том, на какие аспекты взаимодействия с клиентами страховым компаниям стоит обратить особое внимание. Какие жалобы поступают по ОСАГО сегодня и ожидается ли рост числа обращений страхователей, рассказывает Светлана Максимова, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций.
Светлана Максимова
Уполномоченный по правам
потребителей финансовых
услуг в сферах страхования,
микрофинансирования,
кредитной кооперации и деятельности
кредитных организаций
Современные страховые технологии: Как часто сейчас финансовые уполномоченные сталкиваются с жалобами на урегулирование убытков по ОСАГО с элементами электронных сервисов и на какие из них жалоб поступает больше всего?
Светлана Максимова: Система электронного урегулирования заработает только с середины июля, поэтому большого количества обращений по этой теме пока нет. Сегодня предусмотрены два элемента электронных сервисов урегулирования убытков в ОСАГО. Первый — подача в электронном виде документов о страховой выплате, который предполагает только предварительную проверку документов страховщиком и не освобождает потерпевшего от предоставления бумажных документов. Второй — передача информации о ДТП в случае оформления документов без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии с европротоколом, с использованием технических средств контроля на основе ГЛОНАСС или с использованием программного обеспечения — специального мобильного приложения, разработанного РСА.
В основном к финансовому уполномоченному обращаются по спорам, связанным как раз с европротоколом, оформленным с использованием мобильного приложения. Надо сказать, что автовладельцы, воспользовавшиеся этой возможностью, довольно активно защищают свои права. В среднем в день мы выносим 5–6 решений по таким обращениям. Тематика различная, не все касается именно процесса электронного урегулирования. Значительная часть споров — это претензии потребителя к сумме возмещения, когда выплата, например, составила 50 тыс. руб., а потребитель рассчитывает на 70 тыс. руб.
Споры также возникают, если потребитель передал через приложение данные, в т. ч. фото, с какими-либо нарушениями.
Еще одним распространенным видом споров является ситуация, когда лимита по европротоколу не хватило, и человек донес документы, оформленные сотрудниками ГИБДД. Здесь важен момент, когда такой документ предоставлен. Если уже получено направление на ремонт или произведена выплата, то документ не принимается. Но если ремонт был произведен, например, с нарушениями, то донесенный документ имеет силу. В каждом конкретном случае при принятии решения мы смотрим на все обстоятельства дела.
Нельзя не сказать об обращениях, связанных со спором, когда потребитель подавал в страховую организацию все документы в электронном виде, но не дублировал их на бумажном носителе в саму страховую организацию. В результате страховщик отказывал в возмещении. Нужно иметь в виду, что подача в электронном виде не освобождает от подачи документов на бумаге. Мы прекращали рассмотрение таких обращений, поскольку фактически в соответствии с установленной нормативной базой человек не обратился в страховую компанию — соответственно, не был соблюден установленный законом претензионный порядок.
В основном к финансовому уполномоченному обращаются по спорам, связанным как раз с европротоколом, оформленным с использованием мобильного приложения. Надо сказать, что автовладельцы, воспользовавшиеся этой возможностью, довольно активно защищают свои права. В среднем в день мы выносим 5-6 решений по таким обращениям.
ССТ: На какие нюансы в электронных сервисах Вы бы обратили внимание?
С. М.: На особенности урегулирования страховых случаев по европротоколу, когда потребитель передавал информацию с помощью приложения РСА, являющегося самым востребованным среди потребителей. С одной стороны, эти особенности нужно учитывать при урегулировании, с другой — возможно, такие нормы требуют совершенствования.
Во-первых, в настоящее время в нормативной базе, в соответствующем постановлении Правительства РФ № 11081, нет специальных требований к загружаемым в приложение фотографиям. В результате, если фотографии оказались нечеткими, смазанными, страховые организации могут отказать в выплате. Финансовый уполномоченный в подобной ситуации принимает сторону потребителя. Раз приложение пропускает такие фотографии, то уж точно это не должно стать проблемой потребителя — он сфотографировал, как смог. Отмечу, что некоторые требования к съемке поврежденных автомобилей содержатся в пользовательском соглашении, которое подписывается при загрузке приложения. К сожалению, как показывает практика, потребители редко читают такие соглашения. Между тем, в них много важной информации.
Во-вторых, есть довольно дискуссионное требование — время передачи данных в приложении ограничено одним часом, и это палка о двух концах. С одной стороны, разработчики таких требований стремились минимизировать риски мошенничества, обеспечить достоверность передаваемой информации, и это верный путь. Но человек, который попал в ДТП, находится в стрессе, получает первый опыт использования сервиса. Пока он во всем разберется, проходит много времени. Плюс вопрос связи: Россия — большая страна, и не везде есть интернет. Я даже видела судебное решение по этой теме — человек забирался на сосну, чтобы поймать связь. При вынесении решений в подобных ситуациях мы в любом случае смотрим на время начала загрузки данных.
Еще один момент, который мы отмечаем и на который хотелось бы обратить внимание. Согласно нормативной базе, данные должен загружать сам участник ДТП в приложении на своем смартфоне. То есть передача информации любым третьим лицом — будь то аварийный комиссар или собственник автомобиля, который был не за рулем, — не признается надлежащей передачей данных о ДТП. Но, нарушение потребителем порядка передачи информации не освобождает страховую организацию от рассмотрения заявления, но уже в рамках не расширенного лимита в 400 тыс. руб., а лимита в 100 тыс. руб.
ССТ: Ожидаете ли вы изменения числа жалоб при реализации электронного урегулирования в большую или меньшую сторону?
С. М.: Запуск и развитие любого процесса часто провоцирует рост жалоб, поэтому первое время мы допускаем, что люди будут обращаться по таким спорам. Постепенно процессы наладятся, и в целом мы ожидаем последующее снижение обращений. Тем более, законом предусмотрен переходный период в течение полутора лет до обязательного внедрения электронного урегулирования. Есть время настроить работу, отладить процессы.
Однако до нас спорные ситуации доходят с временным лагом. Даже если ДТП произойдет в июле, то при самом быстром и четком потребителе мы получим первое обращение примерно через два месяца.
Наибольшее беспокойство страховщиков вызывает отсутствие возможности осмотреть машину. Согласно новому закону, страховщик вправе запросить сведения, подтверждающие переданную информацию.
ССТ: Возможен рост мошеннических обращений со стороны автоюристов или электронное урегулирование убытков в корне изменит ситуацию с мошенничеством?
С. М.: Все зависит от того, насколько качественно и бесшовно страховая компания запустит урегулирование, как будут взаимодействовать между собой все информационные системы, как будет обеспечена некорректируемость данных. Что в данном случае может изменить форма подачи документов? Ничего. По сути, это вопрос фиксации ситуации.
Наибольшее беспокойство страховщиков вызывает отсутствие возможности осмотреть машину. Однако, согласно новому закону, страховщик вправе запросить сведения, подтверждающие переданную информацию. Государственные органы обязаны предоставлять страховщикам в установленный срок запрошенную информацию, например, записи с камер видеонаблюдения. Более того, в случае запроса продлевается срок выплаты: совокупно он может составить 40 дней вместо 20.
Кстати, и по действующему законодательству непредоставление машины на осмотр не является абсолютным основанием для отказа в выплате, если другие документы позволяют установить наличие страхового случая и размер убытков. Общая задача — создать такой сервис, который был бы удобен как потребителю в части дистанционной передачи данных и экономии времени на посещение страховой организации, так и страховщику для обеспечения передачи достоверной и некорректируемой информации о ДТП.
Самая распространенная ситуация с мошенниками, которая нам известна, — это поддельное ДТП. Какая разница, в каком виде об этом поддельном ДТП сообщили в страховую организацию — в электронном или в бумажном? При наличии сомнений можно назначить проведение трасологической экспертизы. Да, подделать фотографии можно так, что трасолог не определит подлога, но такие технологии стоят очень дорого.
ССТ: Нуждается ли вопрос внедрения электронного урегулирования в дополнительном обсуждении, например, на рабочих группах?
С. М.: Служба финансового уполномоченного всегда открыта к обсуждению вопросов, касающихся урегулирования страховых случаев, взаимодействия с потребителями, повышения защиты прав клиентов страховых организаций.