- 10 мая, 2023
- 143
ЦИФРОВИЗАЦИЯ — ЭТО ПО-НАШЕМУ
Владимир Скворцов, председатель комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам, генеральный директор «АльфаСтрахование», о самых важных цифровых проектах для отрасли и компании в этом году.
Современные страховые технологии: Вы возглавляете Комитет по электронной коммерции и цифровым сервисам ВСС. Какие инициативы удалось реализовать в 2022 году и какие задачи в приоритете на этот год?
Владимир Скворцов: В прошлом году нам удалось реализовать достаточно много. Один из важнейших проектов — запуск европротокола в мобильном приложении. Этой задачей мы занимались достаточно долгое время. Теперь для клиентов полностью реализована возможность оформить ДТП без бумажного европротокола — либо через Госуслуги, либо в приложении страховой компании.
Также был реализован большой список различных задач, связанных с удобством управления полисом электронного ОСАГО через личный кабинет: возможность расторжения, внесения изменений и т. д. Я считаю, что это значимо повысило удовлетворенность и улучшило клиентский опыт в части е-ОСАГО.
Мы много работали с точки зрения нормотворческой деятельности, участвовали в проектах Банка России. В том числе велась большая работа по открытым API. Это интерфейс между страховой компанией и внешним миром, позволяющий контрагенту быстро интегрироваться в систему страховщика и продавать полисы. Для чего это нужно? Например, небольшое турагентство хочет продавать туристическое страхование, но у него нет возможности разработать специальный интерфейс для коммуникации со страховой компанией. В этом случае реализуется интеграция системы агентства с API-сервисами страховщика, и тогда компания может осуществлять полный цикл продаж и легко обмениваться данными.
ССТ: Ваш Комитет причастен к получению страховщиками доступа к камерам видеонаблюдения?
В. С.: В этом направлении существуют два разных проекта. Первый дает возможность страховым компаниям использовать потоковое видео с камер видеонаблюдения, чтобы расследовать страховые случаи. Такие пилоты уже идут, но пока говорить о том, что мы готовы к широкомасштабному распространению опыта, еще рано.
Второй проект — возможность проверки наличия ОСАГО с помощью камер видеофиксации. Эту тему мы сейчас проговариваем с регуляторами и, как говорится, готовы реализовать хоть завтра — если такое решение будет принято. Все пилоты по этому проекту прошли уже достаточно давно.
Идея обсуждалась не один год, и основной вопрос раньше заключался в чистоте базы данных РСА. Важно, чтобы людей не штрафовали за отсутствие полиса, если на самом деле он есть. Мы считаем, что сегодня такие случаи практически невозможны, поскольку чистота базы РСА очень высока. Второй вопрос, который стоит до сих пор: как трактовать нарушение — длящимся или однократным. Брать штраф на основании данных каждой камеры, мимо которой проезжает водитель в течение дня, кажется негуманным. Большинство склоняется к тому, чтобы накладывать штраф один раз в день. На 2023 год стоит задача по окончательному принятию этого решения.
ССТ: Какие еще планы в приоритете на этот год?
В. С.: Прежде всего, это развитие Цифрового профиля гражданина. Пилот длится уже достаточно давно. Сейчас многие граждане завели личный кабинет на портале Госуслуг и активно используют его, наполняя данными. Было бы правильно продолжать развивать инициативу, чтобы страховщик мог использовать информацию о клиенте при продаже ОСАГО и других видов страхования. Если клиент даст страховой компании разрешение получать эти сведения, мы сможем использовать, например, данные об объектах недвижимости.
В мечтах у нас — возможность использования медицинской информации для более эффективной работы личного страхования. Основные вопросы, которые здесь нужно решить, связаны с доступом к личным данным. Правильная организация такого права и процесса кратно повысит удобство для работы страховщиков, в том числе по добровольному медицинскому страхованию. Вопросы получения и обработки личной информации — очень сложные, многоуровневые. Данные об автомобиле — это один уровень, а данные о здоровье требуют очень аккуратного всестороннего обсуждения. Здесь простых решений не существует.
Есть конкретные задачи в этом году по цифровизации ипотечного страхования. Отчасти это также связано с открытыми API. Необходимо обеспечить удобную и комфортную работу для разных банков. Эту деятельность мы ведем совместно Ассоциацией ФинТех и ДОМ.РФ.
ССТ: Как Вы оцениваете уровень охвата цифровыми технологиями страховых услуг?
В. С.: В ВСС мы давно используем такую метрику, как Индекс Застрахованного. Он включает в себя опрос страховых компаний по доле цифровых сервисов, которые используются клиентами: есть ощущение, что мы вышли на плато. Треть клиентов в той или иной степени используют сейчас цифровые каналы взаимодействия со страховой компанией: онлайн покупают полисы, подают заявления, отслеживают договоры на необходимость пролонгации, заявляют убытки и др. То есть где-то 30 % клиентов страховщиков имеют те или иные точки касания в цифровом формате.
ССТ: В каких сегментах цифровые сервисы сейчас наиболее востребованы, где потенциал развития спроса на них?
В. С.: Есть, пусть пока и не очень большое, количество клиентов, которые полностью ушли в онлайн. Они не общаются со страховщиком в каких-то иных форматах. В перспективе 5–10 лет категория таких людей будет активно прирастать в связи с общим развитием онлайн-сервисов и со сменой поколений. Но отмечу, что наличие физических каналов общения для клиентов остается очень важным.
Наши исследования показывают, что в небольших городах пользователей онлайн-сервисов несколько больше, чем в крупных городах, где больше возможностей связаться со страховой компанией лично, зайти в ее офис. В небольших городах представлены далеко не все страховые компании, а до районного центра нужно еще доехать. Поэтому там начинает прирастать аудитория, которая активнее использует онлайн-услуги.
Наши исследования показывают, что в небольших городах пользователей онлайн-сервисов несколько больше, чем в крупных городах, где больше возможностей связаться со страховой компанией лично, зайти в ее офис. В небольших городах представлены далеко не все страховые компании, а до районного центра нужно еще доехать.
ССТ: Все ли страховые продукты одинаково легко «оцифровываются»?
В. С.: В цифру уходят и будут уходить все продукты, вне зависимости от вида страхования, которые являются наиболее простыми, «коробочными», без большого количества опций. Ровно поэтому туристическое страхование и ОСАГО практически полностью перешли в онлайн. То же и по страхованию авиапассажиров — здесь доля цифровых полисов достигает практически 99 %. Если мы говорим о страховании пользователей самокатов, там уже 100 % договоров заключаются онлайн и в принципе нет бумаги.
Во всех этих видах клиенту не нужно прилагать усилия, чтобы выбрать правильные опции. Для более сложных продуктов, таких как каско или страхование дорогостоящего имущества, полный переход в цифровые форматы — более отдаленное будущее.
Если мы посмотрим на агентские продажи сегодня и 20 лет назад — это большая разница. Сейчас агент приезжает к клиенту не с папкой бумаг, а с ноутбуком. Уезжает не с мешком денег, а с ноутбуком. Все обслуживание проходит в онлайн-режиме: подбор программы, оформление полиса, оплата страховых взносов, и такой сервис удобен всем.
ССТ: Какие проекты цифровых страховых сервисов Вы считаете наиболее удачными?
В. С.: Часть мы уже назвали — европротокол в мобильном приложении и Цифровой профиль гражданина. В числе удачных я бы отметил сервисы в медицине: возможность онлайн-записи к врачу, телемедицина, создание цифровых клиник, которые сейчас набирают обороты, а также моментальные выплаты при задержке рейса. В «АльфаСтрахование» мы в автоматическом режиме получаем информацию о задержках рейсов и информируем клиентов о том, что сработала страховка. Клиент получает СМС от компании с просьбой уточнить реквизиты для получения выплаты примерно такого содержания: «В связи с тем, что ваш рейс задержан на 4 часа, вам причитается страховая выплата в таком-то размере, подтвердите ваши реквизиты», — у клиента иногда просто наступает шок! Наш рекорд — это выплата за 40 секунд.
ССТ: Насколько клиенты страховщиков готовы к цифровизации и есть ли то, что мешает росту доли онлайн?
В. С.: Цифровые сервисы для клиентов сейчас находятся на очень высоком уровне, и барьеров со стороны страховщиков практически нет. Основной сдерживающий фактор, как мне кажется, психологический: для многих по-прежнему важен физический контакт. Если произошло ДТП или что-то случилось со здоровьем, клиенту важно общаться с человеком, со специалистом страховой компании. Чат-бот имеет право на существование в каких-то стандартных ситуациях. Но если человеку нужна поддержка, он хочет слышать живой голос. Цифровые технологии призваны сделать сервисы более комфортными и удобными, но ни в коей мере не заменять живого человека. В этом я убежден.
ССТ: Какие цели ставят страховщики, внедряя цифровые технологии — сервис для клиентов или прибыль?
В. С.: Считать, что цифровизация — это только про прибыль, иллюзия. Цифровизация в целом делает мир более прозрачным. Нравится нам это или нет, но клиенту сравнивать цены разных компаний сейчас гораздо проще, чем это было 10 лет назад.
Цифровизация — это про инвестиции, которые в том числе дают возможность экономии на издержках. Благодаря оптимизации мы можем дать клиенту более низкую цену и улучшить качество его обслуживания, выиграв у конкурентов. И это главный драйвер для развития цифровых сервисов.
Если мы посмотрим на агентские продажи сегодня и 20 лет назад — это большая разница. Сейчас агент приезжает к клиенту не с папкой бумаг, а с ноутбуком. Уезжает не с мешком денег, а с ноутбуком. Все обслуживание проходит в онлайн-режиме: подбор программы, оформление полиса, оплата страховых взносов, и такой сервис удобен всем.
ССТ: Какие новые цифровые сервисы планируется внедрить в «АльфаСтрахование» в этом году?
В. С.: Для нас очень важна дальнейшая цифровизация традиционных каналов продаж. Мы делаем на это ставку при взаимодействии с нашими партнерами: дилерскими центрами, банками, страховыми агентами, брокерами и т. д. — чтобы все взаимодействие с ними происходило в онлайне. Доля цифровых полисов, которые продаются, к примеру, дилерами, сегодня достигает 100 %.
Мы мечтаем сделать еще лучше наш продукт с моментальными выплатами при задержке авиарейса, внедрив динамическое ценообразование на основе накопленной нами информации о том, в каких аэропортах рейсы задерживаются чаще всего. В зависимости от маршрута клиент сможет купить полис дешевле или немного дороже.
Также продолжится цифровизация медицинских сервисов для наших застрахованных по ДМС. Самое главное — в этом году мы планируем запустить много продуктовых инициатив, в том числе эксклюзивных сервисов, которые будут реализованы онлайн. Об этом мы расскажем чуть позже.